Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 166 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Глиптика (резьба по камню) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Декоративно-прикладное искусство

ГЛИПТИКА

 

 

Геммы (лат. gemma — "глазок", почка на виноградной лозе) полудрагоценный или драгоценный камень, на котором гравировался рельефный или углубленный орнамент или изображение с фигурами.

В античности геммами называли все драгоценные и полудрагоценные камни; со временем — только те, которые отличаются твердостью, блеском и яркостью,насыщенностью окраски. Отсюда греческое слово "гемма́тион" (Gemmation) — "драгоценность, украшение". Отдельного слова для обозначения драгоценных камней в греческом языке не было.

Особая твердость прозрачных цветных камней подсказала идею использовать их для резьбы. Первыми появились перстни-печатки с углубленным изображением — инта́лии (итал. intaglio — "врезание"). Они изготавливались и ранее, на рубеже 4—3 тыс. до н. э., в Древней Месопотамии и Египте. Инталии вырезали также и на мягких материалах: перламутре,кости, стеатите. В архаической Греции на печатях часто изображали египетского жука скарабея, отсюда название овальной, напоминающей жука формы камня: скарабеоид. Камни-печатки называли "сфрагидами" (от греч. sphragis — "печать"), у римлян — "сигиллум" (лат. sigillum — "печать"). Еще одно название — энглифические клейма(от греч. en-glyphos — "врезанные").

По преданию, Ройк и Теодор, греческие мастера с о. Самос, в VI в. до н. э. были изобретателями не только полого бронзового литья, но и станка наподобие токарного для резьбы по твердому камню. Резьба с использованием медных вращающихся колесиков и наконечников, абразива с водой или маслом была трудоемкой, но изобретение станка позволило перейти к обработке твердых пород: агатов, яшм,горного хрусталя. Классическая форма инталий-печатей — крупный скарабеоид. Такие камни носили в виде подвесок на запястье или у пояса, обрамленными в золото и серебро. Мастера ставили на геммах свои имена. Так, мы знаем имя выдающегося резчика Дексамена Хиосского (середина V в. до н. э.), родом с о. Хиос, работавшего вАфинах, по его подписи на гемме "Летящая цапля", найденной в Керчи: "Делал Дексамен хиосец". Теперь эта гемма хранится в петербургском Эрмитаже. Произведения Дексамена имели громкую славу, о чем свидетельствуют частые упоминания его имени в литературных источниках.

На рубеже IV—III вв. до н. э., в эпоху эллинизма, появился другой тип резных камней — с выпуклым изображением, получивший название камея (франц. camaïeu от греч. keimelion — "драгоценность"). Для камей стали использовать лиловые аметисты, вишнево-огненные гранаты, появившиеся благодаря походам Александра Македонского, светло-зеленые цейлонские бериллы, сардониксы Индии и Аравии. Но чаще античные мастера применяли сардоникс, разновидность полосчатого халцедона, в котором молочно-белые и буро-красные слои расположены не концентрически, как у агата, а параллельно. Это позволяло обыгрывать в рельефе многоцветность его слоев, создающих пространственные планы. Используя прозрачность камня, мастера добивались тонких, "тающих" цветовых нюансов по границам изображения, что придавало ему особенную нежность, живописность. "Резные камни" стали новым видом искусства, своим рождением обязанным античности.

Позднее, в XVII в., появилось название: глиптика (франц. glyptique от греч. glypho — "вырезаю") — искусство резьбы по цветному камню.

В IV— III вв. до н. э. в Италии, в Этрурии, появился новый тип гемм-инталий, на которых изображения строятся из маленьких одинаковых шарообразных углублений, сделанных специальным резцом. Они получили название "a globolo" (итал.) — "шариками".

Самые прославленные камеи древности изготавливались мастерами Александрии египетской в III—II вв. до н. э. Греческие геммы стали коллекционировать уже в Древнем Риме. Знатные патриции заказывали портретные камеи. В этом искусстве соединились роскошь Востока, многоцветие драгоценных камней, богатство Рима и утонченный вкус эллинов. Появлялись крупные собрания резных камней — дактилиотеки (от греч. daktylios — "перстень" и theke — "хранилище"), т. е. "хранилища перстней". Многие камни изготавливали месяцами, а то и годами. Резьба производилась вращающимися с помощью смычка или ножного привода маленькими медными колесиками; в качестве абразива применяли порошок корунда, алмазную пыль, для окончательной шлифовки — порошок гематита с оливковым маслом. Использовали увеличительные приборы, вероятно, линзы из горного хрусталя. Мастера приспосабливались к прихотливо расположенным слоям агата или сардоникса: малейшее осложнение — и камень безнадежно испорчен.

"Золотым веком" глиптики стал период августовского классицизма в Риме (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время в Риме работал знаменитый мастер Солон, создавший новую технику резьбы — "николо" (по названию темно-коричневого оникса с тонкими голубоватыми прожилками). Мастер Диоскурид вырезал миниатюрные портреты императора Октавиана Августа, служившие официальными печатями Римской империи. На геммах воспроизводили знаменитые статуи, рельефы и картины. Только по геммам можно теперь восстановить утраченные сюжеты и композиции. Необычайная прочность и нетускнеющие от времени краски делают эти сокровища еще ценнее. В поздний, эллинистический период стали изготавливать крупные геммы с подкладкой из золотой или серебряной фольги, усиливающей сияние.

В Средневековье античные цветные камни включали в церковную утварь, вставляли воправы из золота и серебра, ими украшали реликварии, дароносицы и алтари. На изображения языческих богов и античных героев не обращали внимания. Лишь иногда к ним добавляли христианские надписи. Так, в раке Св. Веры, уникальном произведении романского периода, хранящемся в аббатстве Конк в Юго-Западной Франции, можно видеть множество античных гемм, украшающих фигуру христианской великомученицы.

В Византии также любили геммы из ярких цветных камней, они служили печатями и включались в изделия из драгоценных металлов. Резные камни итальянских мастеров чаще узнаются по темному рельефу на более светлом фоне нижнего слоя камня.

В эпоху Возрождения геммы стали предметом страстного собирательства, их находили при раскопках античного Рима, вилл в Помпеях, Геркулануме и Анцио. Одна из самых знаменитых — "Гемма Августа" (Gemme Augusta), с фигурой триумфатора Тиберия перед императором Августом работы мастера Диоскурида, хранится в Вене. Специально собирали геммы с изображениями абраксаса, мистического существагностиков, которые называли "геммами Басилида" (Gemma Basilidianae), по имени гностика Басилида (Василида), сирийца, жившего в Александрии в 125—130 гг.

В 1721 г. Петр I приобрел в Голландии для петербургской Кунсткамеры небольшую коллекцию гемм. В 1764 г. императрица Екатерина II купила для императорского Эрмитажа собрание античных гемм скончавшегося годом ранее в Петербурге Л. Наттера, резчика и медальера, выдающегося знатока и собирателя. В 1768 г. вЛондоне частично опубликовано сочинение Наттера «Museum Britannicum" (лат.) — "Британская коллекция" — каталога античных гемм в частных английских собраниях с собственными рисунками. Екатерина II была страстной собирательницей античныхрезных камней. В 1788 г. она значительно расширила свою коллекцию приобретением собрания герцога Филиппа Орлеанского, считавшегося лучшим в Европе. Это собрание (1500 гемм) герцог унаследовал от французского коллекционера банкира П. Кроза. В 1792 г. петербургская коллекция увеличилась приобретением собрания итальянского художника Дж. Б. Казановы и достигла десяти тысяч наименований.

В эпоху Неоклассицизма второй половины XVIII в. геммы, в особенности камеи, воспринимали как символ приверженности античным идеалам. Геммами украшалимебель, ювелирные изделия, книжные переплеты, шкатулки, табакерки; геммыприкрепляли к шатленам в качестве брелков. "Камейный профиль" стал эстетическимкритерием искусства живописной миниатюры.

Искусством резьбы по камню особенно славились английские мастера, недаром все подобные изделия назывались в то время сокращенно по-английски: "gemwork". В 1712 г. было опубликовано изобретение французского химика М. Хомберга (Homberg M. G.) — способ отливки камей из стекловидной массы. "Литики" (франц. lithyque — "камешек"), полученные "гомберговым способом", стимулировали массовое распространение этого вида искусства. "Геммы" резали в гипсе.

В конце 1750-х гг. опыты по воспроизведению античных камей в фаянсе начал Дж. Веджвуд. Позднее его мастерская наладила непрерывное производство огромного количества гемм. В 1763 г. в Англии изобрели легкоплавкую пасту различных оттенков, схожую по составу с поташным стеклом, которую можно было отливать в форму, гравировать и полировать. С 1766 г. скульптор Дж. Тасси в Лондоне стал создавать в этой технике миниатюрные портреты и факсимильные копии знаменитыхантичных камей. В 1775 г. он опубликовал каталог своих произведений, мечтал о создании "Кабинета слепков" со всех европейских собраний. И такая возможность ему предоставилась в 1781 г. благодаря заказу на подобную работу от российской императрицы Екатерины II. На выполнение этого заказа (ок. 16 тысяч наименований)мастер потратил десять лет. Дж. Тасси не ограничивал свою деятельность копированием классических образцов, вскоре его относительно недорогие изделия заполонили всю Европу, их называли "tassies". Античные геммы воспроизводились не только Веджвудом и Тасси, но и многими фарфоровыми мануфактурами того времени. "Геммы" Веджвуда из бисквита оправляли в "шеффилдское серебро" или в "алмазную грань" — крепление из граненой стали.

Рельефные медальоны включали в мебель Т. Чиппендейла и Т. Шератона. В конце XVIII в. в моду вошли "бристольские стекла" (из г. Бристоля в Англии) — камеи, чаще производства Веджвуда, смонтированные симметрично под стеклом в раме. Вытесняякартины, они становились настенным украшением аристократических домов.

В середине XVIII в. богемские мастера изобрели сульфиды — имитации камей из молочного (глушеного) стекла или фарфора, вмонтированные в изделия из прозрачного хрусталя. С конца XVIII в. и на протяжении следующего столетия эту технику успешно применяли в Англии. В период Ампира и Второго Ампира во Франции были в моде итальянские камеи, вырезанные высоким рельефом на кораллах ивулканолях.

К середине XIX в. мода на античные геммы и их воспроизведения в различных материалах постепенно ослабела. В период Историзма в стиле "неоренессанса" делали грубые вещи из металла или двухслойного стекла с силуэтом из фольги или дажецветной бумаги внутри. Вместе с Неоклассицизмом и "археологическим направлением" в искусстве к концу XIX в. были забыты и геммы.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.