ЗАСТЫВШИЙ ТЕАТР
Гвидо МАЦЦОНИ
Гвидо Маццони (с 1445 - 1518, активный 1473-1518) - итальянский скульптор и художник, работал в период Ренессанса в Болонье, Неаполе и Франции.
В 1473 году супруга герцога феррарского Эрколе I д'Эсте - Элеонора Арагонская посетила Модену. В честь герцогини горожане устроили грандиозное празднество, во время которого, по традиции, была разыграна мистерия с представлением «живых картин». В XV веке театра в современном смысле слова не существовало. «Священные представления», которыми отмечались в итальянских городах дни больших религиозных праздников, военных побед, встреч и проводов знатных особ, представляли собой как бы игровое наглядное воплощение событий Священной истории, описанных в Евангелии. Излюбленной формой инсценировки была «живая картина». Актеры в костюмах евангельских персонажей на маленькой передвижной сцене-колеснице представляли ту или иную мизансцену и застывали в определенных позах. Повозка двигалась по улицам, актеры искусно, в течение длительного времени сохраняли позу и гримасу без единого движения и даже не мигая. Иногда повозка останавливалась перед ратушей или церковью для исполнения несложной пантомимы, сопровождавшейся хоровым пением, короткими диалогами или какой-нибудь эффектной сценой с участием «нечистой силы», чудесными «превращениями», «оживлениями». Очевидцы оставили красочные описания пышных процессий, заполнявших улицы. Знаменитый биограф итальянских художников Вазари рассказывает о диковинных машинах, которые сооружались для этих передвижных инсценировок — вращающихся деревьях и облаках, гигантских фигурах святых и мучеников, манекенах, приводившихся в движение при помощи скрытого механизма. Такие манекены (деревянные, терракотовые, восковые или одетые в настоящие костюмы) вместе с живыми актерами или вместо них участвовали в живых картинах (картины, составленные из одних кукол, назывались «мистери»).
Устройством мистерии обыкновенно занимался «фестайоло» — лицо, наделенное многочисленными полномочиями — режиссер, антрепренер, ведущий, художник-декоратор. Многие имена известных итальянских художников того времени упоминаются в хрониках в связи с постановкой мистерий. В 1473 году в Модене скромный ремесленник, занимавшийся вместе с женой и маленькой дочерью изготовлением театральных масок, впервые был назначен «фестайоло» мистерии, готовящейся по случаю прибытия герцогини Элеоноры. Звали счастливца Паганино да Модена. Это был один из интереснейших североитальянских скульпторов второй половины XV века - Гвидо Маццони.
Род Маццони происходил из местечка Монтекукколо, что в горах близ Модемы; один из Маццони Паганино получил в 1432 году моденское гражданство (дядя скульптора), и после всех Маццони, которые селились в Модене, стали звать «Паганини».
Молодому Гвидо в качестве театрального постановщика и портретиста пришлось работать при дворах правителей Феррары, Венеции, Неаполя; в 1494 году сам могущественный Карл VIII Французский пожаловал его в рыцари, сделал придворным художником. Занимаясь изготовлением манекенов и масок, он увлекся пластикой и вошел в историю итальянского искусства как мастер раскрашенных скульптурных групп из терракоты.
Во второй половине XV века в Северной Италии появился ряд мастеров, занимавшихся, под впечатлением «священных представлений», изготовлением натуралистически раскрашенных скульптур из терракоты. Особенно популярными были сюжеты «Рождество» и «Оплакивание Христа». Дань этому оригинальному виду пластики отдал и такой значительный североитальянский мастер второй половины XV века, как Никколо дель'Арка. На примере его великолепной композиции из болонской церкви Сайта Мария делла Вита можно представить, насколько терракотовые скульптуры, воспроизводящие в полумраке церковного интерьера известные сцены из Евангелия, должны были поражать зрителя непосредственностью эмоций, движений, резкой, почти гротесковой выразительностью образов. Иными словами, создавался особый «театральный» эффект: как актеры в застывшей пантомиме напоминают живые статуи, так и терракотовые группы — это как бы замершие «живые картины».
Работая в Модеме, Венеции и Неаполе, Гвидо Маццони создал немало подобных групп для местных церквей. Однако терракота - материал недолговечный, и сохранилось их менее десяти. Шедевр в своем роде — «Оплакивание Христа» из церкви Сайт Анна деи Ломбарди (монастырь Монте Оливето) в Неаполе, выполненное в 1492 году по заказу герцога Альфонсо II Арагонского.
Здесь мы снова должны отвлечься и пояснить, что «актерами» в мистериальном театре были в основном любители из числа горожан. Действующих лиц в мистерии было так много, что жители каждой улицы узнавали в них своих соседей. Собственно, профессионалами были только гист-рионы — бродячие шуты, исполнявшие роли «нечистой силы». «Играли» в мистериях и знатные особы. Причем говорить об игре, пожалуй, не совсем точно: для человека того времени участие в воспроизведении событий Евангелия, реальность которых не вызывала у него сомнений, было если не формой отправления культа, то по крайней мере одним из средств трепетного приобщения к миру религии, и относились к этому очень серьезно.
Персонажи группы из Монте Оливето представляют членов семьи неаполитанского герцога. В образе коленопреклоненного лысого Никодима - одного из учеников Христа представлен сам герцог Альфонсо, Иоанна изображает младший представитель семейства — Феррандино; в Марии Магдалине с распущенными волосами, с гримасой рыдания припадающей на колено, узнается Изабелла Арагонская — супруга герцога, а черты его сестер -Элеоноры и Беатриче — можно распознать в двух святых женах. Важнейший для этого сюжета персонаж — Иосиф Аримафейский («...некто, именем Иосиф... человек добрый и правдивый... из Аримафеи, города Иудейского... пришел к Пилату и просил тела Иисусова. И, сняв его, обвил плащаницею и положил его во гробе...»), которого изображает брат герцога — Федериго.
Некоторые ученые считают, что подобные «портретные» группы и, в частности, неаполитанская, являлись монументальными вотивными образами, то есть произведениями искусства, заказывавшимися по обету или в ознаменование какого-либо важного события. Наиболее часто такими «воти» были натуралистические манекены из воска или других мягких материалов — бюсты, человеческие фигуры в рост, иногда конные, слепки различных частей тела — рук, ног, голов, помещавшиеся в церквах. Обычай таких приношений существовал в Италии со времен языческой античности, особенно был развит у этрусков.
Введение портретов реальных лиц в религиозные сюжетные композиции также было не ново: существовала давняя традиция изображения донаторов (заказчиков) или просто усопших на надгробных памятниках. Кроме того, в XV веке в Европе процветал своего рода культ монархов, причисленных к лику святых.
Великолепные портретные образы встречаются почти во всех группах Маццони: в моденском «Рождестве» в виде Иосифа и святой изображены заказчики, супруги Поррини; в «Оплакивании» из феррарской церкви Сайта Мария делла Роза в образах Иосифа Аримафейского и Марии Клеофы представлены герцог Эрколе I д'Эсте и уже знакомая нам Элеонора Арагонская, а в образе Иоанна — Аццо д'Эсте — живший в XIII веке основатель герцогской династии; в «Оплакивании» из церкви Сайта Мария дельи Анжели в Буссето Иосиф и Никодим — это портреты гуманистов Джованни Лонги и Джованни Панчера.
Изображения реальных исторических лиц у Маццони отличает не просто иллюзионистический натурализм, но и необычное для итальянского портрета того времени соотношение между натурой и идеалом. Внешне и по своему эмоциональному состоянию персонажи Маццони далеки от ренессансных понятий о телесной и духовной гармонии. Но как раз эта их приземленность, близость к естественному состоянию реального человека чрезвычайно нравилась массовому зрителю: скульптуры устанавливали прямо на полу, фигуры меняли местами, раздвигали, сдвигали, между ними можно было походить, присесть рядом.
Грубоватый, простонародный и вполне прозаический, но очаровательный в своей непосредственности бытовой мотив Маццони вводит в произвольно трактованную им сцену «Рождества» (из моденского собора): служанка, пришедшая подать еду, показана сосредоточенно дующей на ложку, прежде чем поднести ее маленькому Христу. Иногда скульптор словно забывает о легендарном характере сюжета, сложившихся изобразительных канонах. Так, в неаполитанском «Оплакивании» Никодим представлен без молотка и клещей — его обязательных в этой сцене атрибутов (он при снятии с креста вынимал клещами гвозди из тела учителя). Зато Маццони не преминул снабдить Никодима бытовыми атрибутами изображенного в данном случае герцога Альфонсо: сумкой у пояса, рожком. Кстати, фасоны театральных костюмов были тогда максимально приближены к современным, а для Маццони костюм — важное иллюстративное средство; мастера привлекают не пластические возможности драпировок, но подробности фасона, расцветка. Остается только посетовать, что оригинальная раскраска его групп почти не сохранилась.
При всем стремлении к повествовательности мистеральный театр XV века не был многословен. Он значительно более выразительно изъяснялся на языке жеста. Тексты представлений сопровождались пространными ремарками, предписывавшими персонажам определенную жестикуляцию, соответствующую эмоциональному настрою образа: в сценах «Оплакивания Христа» персонажи заламывают руки, горестно подносят их к лицу, наклоняются, падают на колени. Прекрасный пример — упомянутая выше группа работы Никколо дель'Арка. Однако группы Гвидо Маццони, будучи менее эмоциональными, не менее пластически выразительны: их персонажи разнообразно выражают одно и то же душевное состояние на языке жеста, и медлительность, растянутость во времени этих движений, напоминающих как бы застывшие па «бассаданца» — медленного театрализованного танца, помогают зрителю прочувствовать и понять смысл и вечную повторяемость воспроизводимого события.
Раскрашенная скульптура из мягких материалов была частью вотивных комплексов «Сакро Монте», появившихся в Италии в самом конце XV века. Основная идея их заключается в создании натуралистического макета священного города — Иерусалима, Голгофы («сакро монте» — «священная гора») - и в воспроизведении на этом макете средствами изобразительного искусства евангельских событий.
Улицы-тропинки, домики-капеллы, наполненные фигурами людей и животных, раскрашенными или одетыми в подлинные костюмы, с приклеенными настоящими волосами, глазами из стекла; люди эти «живут» в пространственной среде, созданной при помощи настенной живописи с иллюзорными эффектами, которая объемно продолжается в интерьере (по принципу современных диорам). Это уже не просто застывшая «живая картина», как у Маццони, но целая застывшая мистерия, а по существу — город, «играющий» сам для себя евангельскую драму, город, погруженный в феерию праздника, театра и одновременно в мир священной истории. Е. КУКИНА
|