АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ
Алексей Петрович Боголюбов (16 [28] марта1824, село Померанье, Новгородская губерния — 27 октября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.
Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Москва. Середина июня 1882 года. И. Е. Репин создает портрет удивительного человека, своего старшего друга А. П. Боголюбова. Алексей Петрович был болен, Репин приехал его навестить и написал маститого художника в один сеанс - за три часа задушевной беседы. Происходило это в доме Боголюбова, который и поныне стоит на Сущевской улице, № 14.
За долгую, более чем полувековую жизнь в искусстве, создав несколько тысяч произведений в живописи и графике, Боголюбов прошел своеобразный путь развития. Дарование его проявилось очень рано («...я был маляром чуть ли не с четырехлетнего возраста»,— вспоминал он) и быстро развивалось, поощряемое и в семье, и в Морском кадетском корпусе, где он получил образование и где рисованию обучали весьма серьезно.
С восьми лет его готовили к морской службе. Верно, ждала его завидная карьера морского офицера («В 12 лет я в совершенстве знал все морские мелочи»,— писал Боголюбов). Но им владела непреодолимая любовь к художеству. Он постоянно что-то зачерчивал в альбом, бегал в порт рисовать корабли, сочинял картины. В 17 лет мичман Боголюбов написал первую дошедшую до нас морскую баталию: «Бой люгера «Широкий» с греческим шестидесятипушечным корветом «Специя» в Монастырской бухте (о. Парос)». Появились покупатели, заказчики. К. Брюллов, И. Айвазовский, скульптор П. Клодт и президент Петербургской Академии художеств герцог М. Лейхтенбергский одобрительно отнеслись к таланту молодого моряка.
В 1851 году, не оставляя службы, Боголюбов начинает заниматься в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и баталиста Б. П. Виллевальде. За три года упорной работы он столь преуспел в постижении академической науки, что получил все поощрительные награды — серебряную медаль за картину «Китобои», Малую золотую за «Вид Смольного монастыря с Большой Охты». А при окончании Академии в 1853 году - Большую золотую медаль и звание художника I степени за три вида Ревеля и «Вид Петербурга с взморья в лунную ночь».
Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
Итак, моряк стал художником. Снискав большие успехи в искусстве, он получает отставку, несмотря на то, что уже шла Крымская война. Царь Николай I заказывает Боголюбову серию из семи картин на темы славных побед русского флота на Черном море. Баталии были исполнены во время заграничной командировки - пенсионерства, как тогда говорили, на которое давала право золотая медаль.
За границей Боголюбов провел без малого шесть лет, побывав в Турции, на Мальте, изъездил всю Европу. Удивительно, природу Италии он не полюбил, только Венеция покорила его своим жемчужным воздухом. Всю жизнь потом он писал и рисовал этот город с его каналами и архитектурой. В Италии же серьезнейшим образом изучал наследие русского пейзажиста Сильвестра Щедрина, писал картины на щедринских местах. В Риме познакомился и с Александром Ивановым, гениальные пейзажные этюды которого не были еще известны в России.
Во Франции он сдружился с великим пейзажистом К. Коро, барбизонцами Ш. Ф. Добиньи, Т. Руссо. Прошел хорошую двухлетнюю школу у Андрея Ахенбаха, лидера дюссельдорфских пейзажистов-реалистов. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки.
Можно сказать — потрудился на славу - в полном смысле этого слова: вернувшись в конце 1860 года в Петербург, привез 30 картин, более двухсот живописных этюдов и несчетное количество рисунков. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году— профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Многие вещи приобретены любителями. Свою лучшую картину «Ярмарка в Амстердаме» художник преподнес царю. Александр II щедро расплатился за крымские баталии и заказал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого. Газеты и журналы наперебой трубили хвалу. Даже спустя двадцать лет И. Н. Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что, вернувшись после пенсионерства, Боголюбов
«...сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа... Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами».
Вот так уже в начале творческого пути современники оценивали роль Боголюбова в развитии русского искусства. Но следует отметить, что реалистические достижения у художника тогда отчетливо проявились в рисунке и живописных этюдах, а в картинах царила эстетика романтизма, правда, в чисто боголюбовском варианте: в основу картины он закладывал живое наблюдение и изученный на натуре романтический эффект, сюжетно усложненный, воплощал на холсте. На картине «Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко. Франция» - буря в Атлантическом океане у берегов Нормандии - все сурово, драматично, в предельном напряжении. Кипящие волны отбрасывают барку под напруженными парусами от причала. Люди из последних сил тросом притягивают ее к пирсу. В небе тяжелая туча наплывает на прозрачные облака. Свет зловеще озаряет паруса барки и волны вокруг. Романтизм оказался естественным в картинах морских баталий. Сражение - уже само по себе необычное явление, а если это бой парусных кораблей, гигантов, красавцев времен Крымской и петровских войн, то и подавно. Во главе полотен Крымской серии — «Синопский бой 18 ноября 1853 года». Петровский цикл создавался около двадцати лет и, естественно, не был стилистически цельным.
Романтическая направленность шестидесятых годов в семидесятые уступила место более трезвому историзму. Пример тому две картины эпизоды Гангутского сражения 27 июля 1714 года.
При всех достоинствах боголюбовских батальных полотен выделяется одно -эскиз к картине «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». Это первое морское сражение парусных кораблей, до того флот был галерный. Эскиз писался в порыве творческого вдохновения художника и моряка-профессионала, когда знания преображаются в видение, а живопись в гармоническом потоке цвета, пластическом сочетании красок дает жизнь предметам в пространстве, свето-воздушной среде.
Как морской баталист, Боголюбов - явление в отечественном искусстве, непревзойденный историограф русского флота. На его картинах специалисты изучали и изучают морскую историю. Большинство его батальных произведений, а их около ста, было собрано в Русской галерее Эрмитажа. В наше время основные коллекции находятся в Центральном военно-морском музее и Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе (бывший Морской кадетский корпус). Отдельные картины - в Русском музее и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.
Возвратившись из Европы, Боголюбов обнаружил, что совсем не знает своего Отечества, не видел ни Москвы, ни Волги. И решает восполнить упущенное. В
мае следующего года он уже плывет от Твери до Астрахани и далее по западному берегу Каспия.
В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.
В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.
Затем еще три путешествия в 1863, 1866 и 1869 годах. Одно начиналось с Петербурга на север к Петрозаводску и через каналы Мариинской системы в Волгу, на Дон, в Черное море, Крым с возвращением через Украину и Центральную Россию в Москву. Во множестве произведений воспел он Родину, великую русскую реку, ее берега, города, самобытные суда - ладьи, баржи, красочные расшивы, мокшаны, огромные коноводки. Как восторженно говорил он о Волге:
«Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал - ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными воротами и, наконец, Саксонская Швейцария, какая это мелочь и сколько этого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нем. Настанет время, и нас узнают!»
А о Москве вспоминал:
«Не думал я никогда, чтоб этот православный город так на меня подействовал! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы, скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье! Все это было так чудно, так оригинально!»
Москва вошла в его душу. Кажется, он переписал и перерисовал ее всю - широкие раздольные панорамы с Воробьевых гор и других возвышенностей, Кремль с монастырями, площадями, соборами — изнутри, виды его с Каменного моста, Софийской набережной, иллюминированный Кремль в пасхальную ночь; панорамы из Кремля — особенно на Замоскворечье, храм Христа Спасителя, золоченая глава которого виднелась за 60 верст; Москва-река со слободами по берегам - Андреевской, Хамовнической, Воронцовым, Девичьим и Бабьим полями.
В 1878 году художник пишет интереснейшую картину «Вид Москвы от дома Г. И. Хлудова» (место на взгорке над Яузой невдалеке от Курского вокзала). Полотно это - историческое свидетельство. Передний план - богатый усадебный ухоженный сад с розариями и вазонами. Мраморные львы охраняют широкий пандус, поднимающийся направо вверх к дому. Но за деревьями дома не видно, а выше — кирпичные корпуса и здание управления сахаро-рафинадного завода, церковка Покрова Богородицы в Грузинском переулке. За парапетом, над обрывом к Яузе, в утренней голубой дымке Москва - панорама от Кремля и храма Спаса к Замоскворечью до излуки Яузы в Таганской части. Прозрачными свечками ушли в небо церковь Воскресения в Кадашах и колокольня церкви Черниговских Чудотворцев, гордый храм Климента, папы римского; далее храм Никиты Великомученика на Швивой горке и величественное классической архитектуры здание Яузской больницы.
Занимали Боголюбова вопросы гармонии бытия, соседствующие в жизни праздники и обыденность, величие и суетность. Как он их решал - видно на картинах «Москва. Волхонка», «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве». 30 мая 1872 года в России торжественно отмечали 200 лет со дня рождения Петра I. Боголюбову и его другу К. Ф. Гуну понравился праздник в Петербурге, гуляние на Сенатской площади у «Медного всадника» с катанием по Неве на катерах, и они написали большую картину. Гун — людей, а Боголюбов — все остальное. И так у них ладно получилось, что изобразили и себя, рисующими на фоне памятника.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
А. Боголюбов мастер сюжетной композиционной картины. Живописное искусство его было изощреннейшим. Этюды с натуры — это тоже картины-миниатюры, сложные по композиции и законченные по живописи. В подавляющем большинстве они исполнены лирического любования природой во всех ее проявлениях. Сам Боголюбов ценил свои этюды больше картин. Очень мало продавал, дарил только близким людям. Первым начал показывать этюды на выставках, как и рисунки, узаконив их эстетическую ценность. Ему это было легко - он блестяще владел техникой графики. Пример тому акварель «Венеция».
В силу открытости своей натуры Боголюбов легко делился с товарищами-художниками тайнами мастерства. По всей вероятности, замечательный этюд «Вёль», исполненный в 1874 году, был учебным пособием для молодых пенсионеров Поленова, Репина, Савицкого. Первоначально он назывался «Русские художники на этюдах в Вёле». Эта деревушка во французской Нормандии напоминала Боголюбову родную природу, по которой он очень скучал.
В 1872 году художник сильно заболел, и врачи настоятельно рекомендовали мягкий климат, пугая суровой русской зимой. Боголюбов обосновался в Париже, лишь два-три летних месяца проводя на родине. Но свой парижский дом превратил в малую Россию, где собирались русские художники, музыканты, писатели. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Не пропускал Боголюбовские вторники И. С. Тургенев. Позже Боголюбов создал Общество русских художников в Париже, был избран его председателем, а секретарем - Тургенев. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Из Парижа он хлопотал и добился возможности открыть в российской провинции, в Саратове, художественный музей как памятник своему деду, вольнодумцу А. Н. Радищеву. Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.При музее организовал художественную школу. Все состояние, собранную неустанным трудом художественную коллекцию отдал музею и школе. Был он одинок, рано лишился жены и сына и считал долгом жить «на пользу Родине, родному художеству, воспитанию юношества». Много нужных и добрых дел за А. Боголюбовым. К его заслугам можно отнести воспитание таких крупных русских художников, как А. Беггров, И. Похитонов, В. Орловский, В. Поленов. Блистательные живописцы следующих поколений В. Борисов-Мусатов, К. Пет-ров-Водкин, П. Кузнецов, скульптор А. Матвее выросли в Боголюбовской школе, на первоклассных образцах искусства, собранных в Саратовском Радищевском музее.
А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т.н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Н. ОГАРЕВА
|