Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 59 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Алексей Петрович Боголюбов PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Великие художники

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ

И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год.Алексей Петрович Боголюбов (16 [28] марта1824, село Померанье, Новгородская губерния 27 октября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.

Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны  Радищевой (1795—1845).

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала  Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами  Кронштадтской  гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

А. П. Боголюбов «Вид Смольного монастыря с Охты»

Москва. Середина июня 1882 года. И. Е. Репин создает пор­трет удивительного человека, своего старшего друга А. П. Боголюбо­ва. Алексей Петрович был болен, Репин приехал его навестить и на­писал маститого художника в один сеанс - за три часа заду­шевной беседы. Происходило это в доме Боголюбова, который и поныне стоит на Сущевской улице, № 14.

А. П. Боголюбов. Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877

За долгую, более чем полувеко­вую жизнь в искусстве, создав несколько тысяч произведений в живописи и графике, Боголюбов прошел своеобразный путь раз­вития. Дарование его проявилось очень рано («...я был маляром чуть ли не с четырехлетнего воз­раста»,— вспоминал он) и быстро развивалось, поощряемое и в се­мье, и в Морском кадетском кор­пусе, где он получил образование и где рисованию обучали весьма серьезно.

А. П. Боголюбов. Италия Палермо

С восьми лет его готовили к морской службе. Верно, ждала его завидная карьера морского офицера («В 12 лет я в совершен­стве знал все морские мелочи»,— писал Боголюбов). Но им владела непреодолимая любовь к художе­ству. Он постоянно что-то зачер­чивал в альбом, бегал в порт ри­совать корабли, сочинял картины. В 17 лет мичман Боголюбов на­писал первую дошедшую до нас морскую баталию: «Бой люгера «Широкий» с греческим шестидесятипушечным корветом «Спе­ция» в Монастырской бухте (о. Парос)». Появились покупате­ли, заказчики. К. Брюллов, И. Айвазовский, скульптор П. Клодт и президент Петербургской Акаде­мии художеств герцог М. Лейхтенбергский одобрительно отнеслись к таланту молодого моряка.

А. П. Боголюбов. Турция Мечеть в Константинополе

В 1851 году, не оставляя служ­бы, Боголюбов начинает зани­маться в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и ба­талиста Б. П. Виллевальде. За три года упорной работы он столь преуспел в постижении академиче­ской науки, что получил все поощ­рительные награды — серебряную медаль за картину «Китобои», Ма­лую золотую за «Вид Смольного монастыря с Большой Охты». А при окончании Академии в 1853 го­ду - Большую золотую медаль и звание художника I степени за три вида Ревеля и «Вид Петербур­га с взморья в лунную ночь».


Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

А. П. Боголюбов. Синоп. Турция. 1856

Итак, моряк стал художником. Снискав большие успехи в искус­стве, он получает отставку, несмо­тря на то, что уже шла Крымская война. Царь Николай I заказыва­ет Боголюбову серию из семи кар­тин на темы славных побед рус­ского флота на Черном море. Баталии были исполнены во вре­мя заграничной командировки - пенсионерства, как тогда говори­ли, на которое давала право зо­лотая медаль.

А. П. Боголюбов. Нормандский город. 1879 год.

За границей Боголюбов провел без малого шесть лет, побывав в Турции, на Мальте, изъездил всю Европу. Удивительно, природу Италии он не полюбил, только Венеция покорила его своим жем­чужным воздухом. Всю жизнь потом он писал и рисовал этот город с его каналами и архитек­турой. В Италии же серьезней­шим образом изучал наследие русского пейзажиста Сильвестра Щедрина, писал картины на щед­ринских местах. В Риме познако­мился и с Александром Ивано­вым, гениальные пейзажные этю­ды которого не были еще извест­ны в России.

А.П.Боголюбов. Италия. Венеция ночью. 1850-е

Во Франции он сдружился с ве­ликим пейзажистом К. Коро, барбизонцами Ш. Ф. Добиньи, Т. Рус­со. Прошел хорошую двухлетнюю школу у Андрея Ахенбаха, лидера дюссельдорфских пейзажистов-реалистов. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки.


Можно сказать — потрудился на славу - в полном смысле этого слова: вернувшись в конце 1860 года в Петербург, привез 30 картин, более двухсот живописных этюдов и несчетное количество рисунков. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году— профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Многие вещи приобретены любителями. Свою лучшую картину «Ярмарка в Ам­стердаме» художник преподнес царю. Александр II щедро распла­тился за крымские баталии и за­казал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого. Газеты и журналы наперебой трубили хва­лу. Даже спустя двадцать лет И. Н. Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что, вернувшись после пенсионерства, Боголюбов

«...сразу стал тем Бо­голюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа... Это бы­ло положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными евро­пейскими мастерами».



Вот так уже в начале творче­ского пути современники оцени­вали роль Боголюбова в разви­тии русского искусства. Но сле­дует отметить, что реалистиче­ские достижения у художника тогда отчетливо проявились в ри­сунке и живописных этюдах, а в картинах царила эстетика роман­тизма, правда, в чисто боголюбовском варианте: в основу карти­ны он закладывал живое наблю­дение и изученный на натуре ро­мантический эффект, сюжетно усложненный, воплощал на хол­сте. На картине «Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко. Франция» - буря в Атлантиче­ском океане у берегов Норман­дии - все сурово, драматично, в предельном напряжении. Кипя­щие волны отбрасывают барку под напруженными парусами от при­чала. Люди из последних сил тросом притягивают ее к пирсу. В небе тяжелая туча наплывает на прозрачные облака. Свет зло­веще озаряет паруса барки и вол­ны вокруг. Романтизм оказался естественным в картинах морских баталий. Сражение - уже само по себе необычное явление, а если это бой парусных кораблей, гиган­тов, красавцев времен Крымской и петровских войн, то и подавно. Во главе полотен Крымской се­рии — «Синопский бой 18 ноября 1853 года». Петровский цикл со­здавался около двадцати лет и, естественно, не был стилистиче­ски цельным.


Романтическая направленность шестидесятых годов в семидесятые уступила место более трезвому историзму. Пример тому две картины эпизоды Гангутского сражения 27 июля 1714 года.


При всех достоинствах боголюбовских батальных полотен выде­ляется одно -эскиз к картине «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». Это первое морское сражение парусных кораблей, до того флот был галерный. Эскиз писался в порыве творческого вдохновения художника и моря­ка-профессионала, когда знания преображаются в видение, а жи­вопись в гармоническом потоке цвета, пластическом сочетании красок дает жизнь предметам в пространстве, свето-воздушной среде.


Как морской баталист, Бого­любов - явление в отечествен­ном искусстве, непревзойденный историограф русского флота. На его картинах специалисты изу­чали и изучают морскую историю. Большинство его батальных про­изведений, а их около ста, было собрано в Русской галерее Эрми­тажа. В наше время основные коллекции находятся в Централь­ном военно-морском музее и Выс­шем военно-морском училище име­ни М. В. Фрунзе (бывший Мор­ской кадетский корпус). Отдель­ные картины - в Русском музее и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.


Возвратившись из Европы, Боголюбов обнаружил, что совсем не знает своего Отечества, не ви­дел ни Москвы, ни Волги. И ре­шает восполнить упущенное. В
мае следующего года он уже плы­вет от Твери до Астрахани и далее по западному берегу
Каспия.

В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.


В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.

Затем еще три путеше­ствия в 1863, 1866 и 1869 годах. Одно начиналось с Петербурга на север к Петрозаводску и через каналы Мариинской системы в Волгу, на Дон, в Черное море, Крым с возвращением через Ук­раину и Центральную Россию в Москву. Во множестве произве­дений воспел он Родину, великую русскую реку, ее берега, города, самобытные суда -  ладьи, баржи, красочные расшивы, мокшаны, огромные коноводки. Как во­сторженно говорил он о Волге:

«Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал - ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными во­ротами и, наконец, Саксонская Швейцария, какая это мелочь и сколько этого добра стоит на Вол­ге, и никто не кричит о нем. На­станет время, и нас узнают!»

А о Москве вспоминал:

«Не думал я никогда, чтоб этот православный город так на меня подействовал! Щетинистый Кремль с его баш­нями, Василий Блаженный, собо­ры, скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскво­речье! Все это было так чудно, так оригинально!»

Москва вошла в его душу. Ка­жется, он переписал и перерисо­вал ее всю - широкие раздоль­ные панорамы с Воробьевых гор и других возвышенностей, Кремль с монастырями, площадями, соборами — изнутри, виды его с Ка­менного моста, Софийской набе­режной, иллюминированный Кремль в пасхальную ночь; па­норамы из Кремля — особенно на Замоскворечье, храм Христа Спа­сителя, золоченая глава которого виднелась за 60 верст; Москва-река со слободами по берегам - Андреевской, Хамовнической, Воронцовым, Девичьим и Бабьим полями.


В 1878  году художник  пишет интереснейшую картину «Вид Москвы от дома Г. И. Хлудова» (ме­сто на взгорке над Яузой невда­леке от Курского вокзала). По­лотно это - историческое свиде­тельство. Передний план - бога­тый усадебный ухоженный сад с розариями и вазонами. Мрамор­ные львы охраняют широкий пан­дус, поднимающийся направо вверх к дому. Но за деревьями дома не видно, а выше — кирпич­ные корпуса и здание управления сахаро-рафинадного завода, цер­ковка Покрова Богородицы в Гру­зинском переулке. За парапетом, над обрывом к Яузе, в утренней голубой дымке Москва - пано­рама от Кремля и храма Спаса к Замоскворечью до излуки Яузы в Таганской части. Прозрачными свечками ушли в небо церковь Воскресения в Кадашах и коло­кольня церкви Черниговских Чу­дотворцев, гордый храм Климен­та, папы римского; далее храм Никиты Великомученика на Швивой горке и величественное клас­сической архитектуры здание Яуз­ской больницы.


Занимали Боголюбова вопросы гармонии бытия, соседствующие в жизни праздники и обыденность, величие и суетность. Как он их решал - видно на карти­нах «Москва. Волхонка», «Двух­сотлетний юбилей Петра Великого на Неве». 30 мая 1872 года в Рос­сии торжественно отмечали 200 лет со дня рождения Петра I. Бо­голюбову и его другу К. Ф. Гуну понравился праздник в Петербур­ге, гуляние на Сенатской площа­ди у «Медного всадника» с ка­танием по Неве на катерах, и они написали большую картину. Гун — людей, а Боголюбов — все осталь­ное. И так у них ладно получи­лось, что изобразили и себя, ри­сующими на фоне памятника.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.


А. Боголюбов мастер сюжетной композиционной картины. Живописное искусство его было изощреннейшим. Этюды с нату­ры — это тоже картины-миниатю­ры, сложные по композиции и за­конченные по живописи. В подав­ляющем большинстве они испол­нены лирического любования при­родой во всех ее проявлениях. Сам Боголюбов ценил свои этю­ды больше картин. Очень мало продавал, дарил только близким людям. Первым начал показы­вать этюды на выставках, как и рисунки, узаконив их эстетиче­скую ценность. Ему это было лег­ко - он блестяще владел техни­кой графики. Пример тому аква­рель «Венеция».


В силу открытости своей нату­ры Боголюбов легко делился с товарищами-художниками тайна­ми мастерства. По всей вероятно­сти, замечательный этюд «Вёль», исполненный в 1874 году, был учебным пособием для молодых пенсионеров Поленова, Репина, Савицкого. Первоначально он на­зывался «Русские художники на этюдах в Вёле». Эта деревушка во французской Нормандии на­поминала Боголюбову родную природу, по которой он очень скучал.


В 1872 году художник сильно заболел, и врачи настоятельно рекомендовали мягкий климат, пугая суровой русской зимой. Бо­голюбов обосновался в Париже, лишь два-три летних месяца про­водя на родине. Но свой париж­ский дом превратил в малую Россию, где собирались русские художники, музыканты, писатели. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Не пропускал Боголюбовские вторники И. С. Тургенев. Позже Боголюбов создал Общество рус­ских художников в Париже, был избран его председателем, а сек­ретарем - Тургенев. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.


Из Парижа он хлопотал и добился возмож­ности открыть в российской про­винции, в Саратове, художествен­ный музей как памятник своему деду, вольнодумцу А. Н. Радище­ву. Был основателем рисовального училища 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.При музее организовал худо­жественную школу. Все состояние, собранную неустанным трудом художественную коллекцию от­дал музею и школе. Был он оди­нок, рано лишился жены и сына и считал долгом жить «на поль­зу Родине, родному художеству, воспитанию юношества». Много нужных и добрых дел за А. Бого­любовым. К его заслугам можно отнести воспитание таких круп­ных русских художников, как А. Беггров, И. Похитонов, В. Ор­ловский, В. Поленов. Блистатель­ные живописцы следующих поко­лений В. Борисов-Мусатов, К. Пет-ров-Водкин, П. Кузнецов, скульп­тор А. Матвее выросли в Боголюбовской школе, на первоклассных образцах искусства, собранных в Саратовском Радищевском му­зее.

Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т.н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.

В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.

Н. ОГАРЕВА

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.