Федор Александрович Васильев
КОРОТКАЯ ЗАРЯ
Ему было суждено внести, в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения.
И. Н. Крамской
Есть в Русском музее и Третьяковской галерее залы, где висят небольшие по размерам картины, пленяющие особой поэтичностью, трепетным проникновением в душу русской природы. Притихла перед грозой деревенская улица. Цветет поле, а над ним — белоснежные кучевые облака. Грустная дорога под низким пасмурным небом. У волжских берегов стоят живописно раскрашенные барки... Это пейзажи Федора Александровича Васильева.
За свою короткую двадцатитрехлетнюю жизнь Васильев сделал невероятно много. Его учитель и друг, замечательный русский художник Иван Николаевич Крамской писал:
«...сколько он работал - страх! Какие рисунки, сепии, акварели, какие альбомы и что за мотивы!.. Что было в руках этого человека, что он делал с карандашом, это удивительно...»
Золотые отблески вечерней зари коснулись мокрых вершин высоких деревьев, отразились в лужах и погасли в зарослях кустарника и рытвинах. Впереди ночь, сумрачная, сырая, а деревенским лошаденкам еще надо успеть дотащить по непролазной грязи воз с сеном.
Великолепно написано небо, пронизанное прощальным вечерним светом — мягким, придающим пейзажу воздушность и цельность. Композиционно картина решена безупречно. Ее организующее начало — группа деревь ев; дорога, идущая по диагонали, ведет наш взгляд к повозке, что движется навстречу. Хотя до сидящих на сене крестьян не близко, фигура одного из них четко видна на фоне неба. Типично русский пейзаж, полный обаяния, неизъяснимого тепла.
Искусство Васильева внесло живописную правду и одухотворенность в русский пейзаж. Его картины можно смело сравнить с взволнованной, полной пленительных мелодий музыкой. Каждой своей работой Васильев утверждал красоту и музыкальность окружающего мира.
Детство и ранняя юность Федора Васильева прошли в семье бедного почтового чиновника. После смерти кормильца семьи забота о пропитании родных легла на плечи подростка.
Автор картины «После дождя» Федор Васильев в тринадцать лет рисовал слабо, а в семнадцать - владел карандашом и кистью не по годам профессионально. Талант проявился не слишком рано, но развивался стремительно. Его творческой жизни отмерено было только пять лет. В двадцать три года он окончил свой путь гениальным пейзажистом, оставив несколько шедевров, множество несравненных картин, этюдов, рисунков.
Васильев родился 10 февраля 1850 года. Детство прошло в Петербурге, в бедной семье мелкого чиновника. Выискивая жилье подешевле, часто переезжали с квартиры на квартиру. Долгими зимними вечерами нередко сидели в темноте — не на что было купить свечей. Еще мальчиком Федор начинает работать за три рубля в месяц. А когда умер отец, все заботы окончательно легли на его плечи — это укрепило природное чувство ответственности, сознание долга, трудолюбие. В характере, наклонностях, поступках мальчика рано проявились черты будущего духовного облика — настойчивость, обостренное чувство достоинства, тонкий интеллект, деликатность.
В 1863 году, оставив должность писца в Адмиралтействе, Федор нанялся в услужение к реставратору картин при Академии художеств П. К. Соколову. Петр Кириллович близко знал выдающихся художников. В жизни Васильева начался серьезный поворот в сторону искусства.
В том же году подросток поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников, где учились одаренные молодые люди разных возрастов, не имевшие подготовки для поступления в Академию.
Среди именитых преподавателей школы особое место принадлежало Крамскому. Его воскресные занятия проходили в классах, до отказа заполненных учениками — так велик был авторитет Ивана Николаевича. Глубокая принципиальность во всех вопросах художественной жизни, широкая образованность этого человека навсегда покорили Васильева.
Душа Федора остро отзывалась на все открытое, чистое, гармоничное, что прежде всего присуще природе. Даже в его ранних жанровых учебных работах пейзаж присутствует обычно в качестве фона, он более впечатляет, нежели изображенная сценка.
Рисунок 1866 года «Зимняя ночь» обладает многими качествами, которые получат дальнейшее развитие: романтическое, взволнованное восприятие природы, искреннее восхищение ею, дар обнаруживать в самом обычном ландшафте нечто захватывающее, неповторимое.
Ученические работы Федора год от года становятся совершеннее, все ярче в них проглядывает творческая индивидуальность. Посмотрите на полотно семнадцатилетнего юноши «После дождя».
Промытая ливнем петербургская улица. Чистый влажный воздух. Золотистая дымка, окутавшая дальние постройки. Какой-то чиновник в цилиндре и с портфелем под мышкой осторожно перебирается через лужи. Извозчичья пролетка с понурым кучером, рабочий в строительной люльке, фигуры пешеходов... Все естественно, жизненно, непосредственно. Прекрасно передана свежесть мягкого летнего вечера.
При всей незрелости произведения, некоторой робости и наивности оно покоряет свежестью художественного видения, звонкостью колорита, безукоризненно переданным световым состоянием.
Юноша показал себя тонким лириком, наделенным способностями к пленэрной живописи.
С окончанием школы в 1867 году завершилась систематическая учеба Васильева. Таким образом, по нынешним меркам он имел тишь среднее художественное образование.
Васильев не получил высшего систематического художественного образования. Федор рисовал и писал без устали. Изучал природу. Его учителем был русский пейзажист Иван Иванович Шишкин, с которым он подружился в ранней юности, в то время Шишкин стал близким человеком в семье Васильевых, о был мужем родной сестры Федора. Вместе они ездили на Валаам - остров на севере Ладожского озера, излюбленное место работы многих учеников Академии художеств. Рисуя бок о бок с Шишкиным, Федор постигал много нового для себя. Лето оказалось плодотворным: рисунок стал уверенней, точней. Он накопил огромный запас впечатлений, знаний, образов, которые своеобразно использовал в дальнейшей творческой работе. После этой поездки у художников осталось много рисунков и этюдов валаамских берегов с огромными валунами, буреломным лесом.
Поначалу Васильев испытал влияние русских, а также французских пейзажистов — прежде всего барбизонцев — и немецких, относящихся к дюссельдорфской школе живописи. Особенно сильно его увлекли последние, снискавшие известность в кругах «высокопоставленной» русской публики, как пейзажисты изощренного поэтического чувства. Однако Васильев вскоре разглядел, насколько мало общего в их работах с истинной поэзией и искренним чувством и как много заученной манеры и внешних эффектов, и пришел к выводу, что ни один из самых модных западных пейзажистов «перед натурой ни к черту не годится».
Он дивно изображал небо, то синее, со спокойными облачками, то затянутое волокнистой пеленой, то почти черное от зловещей тучи. А как трепетно, воздушно написал Федор бурное, неистовое небо в картине «Возвращение стада»! Недаром за это полотно получил первую премию — тысячу рублей на конкурсе Общества поощрения художников.
В восемнадцать лет юноша стал признанным художником. И хотя в его работах нет-нет да и заметно еще подражание тем или иным живописцам, можно смело сказать, что появился новый самобытный мастер. Картины Васильева покупают нарасхват, однако успех не вскружил голову - слишком любил он родную природу, слишком крепко был привязан к семье русских художников-патриотов.
Шишкин учил своего младшего друга строгому рисунку, учил изображать с предельной точностью траву и листья, стволы и ветки так, чтобы не пропадала ни одна прожилочка, ни один стебелек. Познавать и точно воспроизводить не «дерево вообще», а каждое конкретное дерево таким, какое оно есть, учил Шишкин.
В 18 лет Васильев написал картину «Деревенская улица» («Деревня»).
Романтически-взволнованная душа молодого художника во всем находила предмет для восхищения. Маленькими колонковыми кисточками «хорошо лепить и рисовать формочки», — признавался Васильев. «Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся - все было ново...» — отмечал он в одном из писем. Такое обостренное восприятие окружающего пронизывает в это время всю его жизнь и работу.
Как и другие ранние картины, «Деревня» соответствовала общепринятой композиционной схеме. В цветовом построении три плана: затененный первый, высветленный второй и вновь погруженный в тень третий. Но здесь появляется и совершенно новое: мотив клубящихся облаков. Они создают особое романтическое настроение. Впоследствии высокое небо с облаками при низком горизонте станет одним из его любимых мотивов.
Большую роль сыграл в формировании Васильева как человека и художника И. Н. Крамской. Иван Николаевич принял в духовном и творческом развитии юноши самое деятельное, сердечное участие. Помогал ему не одними советами — дал возможность работать вместе с ним в мастерской. Их дружба была глубокой и прочной, искренней и честной. Сдержанный по натуре Крамской признавался молодому человеку:
«Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни... Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей..."
...Волга — символ России. Вот к этой великой реке и направились в 1870 году Илья Репин, Федор Васильев и еще двое их друзей. Хотя Илья Ефимович был на шесть лет старше Федора, он с удовольствием и пользой для себя советовался с ним, находя в его суждениях «какой-то особый вес». Репин писал в своей книге «Далекое близкое»:
«Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».
На глазах товарищей-спутников ярко раскрылась удивительная натура Федора, его способность безотчетно отдаваться новым впечатлениям: «Он поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке. В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали... Все ловит магический карандаш Васильева: и фигурку на ходу, и лошадку на бегу, до самой команды парохода: «Отдай чалку!»
Целым этапом в творческом росте художника стала поездка на Волгу с Ильей Ефимовичем Репиным. Молодой Репин готовился тогда писать картину о бурлаках. Васильев посоветовал ему отправиться на Волгу: где еще в России можно было встретить более характерные типы бурлаков? Об этой интересной поездке, о совместной работе на берегах великой русской реки Репин увлекательно рассказал на страницах своей книги «Далекое близкое».
Особенно удивляла Репина мгновенность творческой реакции Васильева на все окружающее, процесс его работы, порождаемый исключительной впечатлительностью и романтической восторженностью. Когда Васильев работал на песенном волжском раздолье, то будто какая-то неуемная мелодия водила его рукой, все получалось четко, резко, без ошибок. В картинах той поры много света, простора, голубой воды, высокого неба.
Вскоре по возвращении в Петербург Васильев написал пейзаж, который был первой значительной его работой. На очередной выставке Общества поощрения художников это произведение произвело ошеломляющее впечатление. Впервые столичная публика увидела, что о простом, примелькавшемся можно рассказать так глубоко, задушевно и выразительно.
Картина называлась «Оттепель».
В 1871 году Васильев создает знаменитую «Оттепель», которая стала своего рода рубежом перед завершающим периодом его творчества. Не будем анализировать это хрестоматийное произведение, многим знакомое по многочисленным репродукциям. Отметим лишь, что в «Оттепели» художник опоэтизировал простоту сельской природы. Столь невзрачный, грустный пейзаж, да еще в пору жестокой распутицы, когда небо будто чугунное, а снег пропитался водой и грязью, когда кривые почерневшие избы кажутся непригодными для жилья, а одинокие путники — бездомными, вряд ли мог прийтись по вкусу поклонникам рафинированных ландшафтов. Вместе с тем, сколько в этой картине заключено глубины и силы возвышенных чувств, готовых раскрыться любому, кто в нее всмотрится. В этом пейзаже нет ничего эффектного, и в то же время нельзя оторвать глаз от войлочных туч, нависших над вязкой дорогой, убогих лачужек и двух фигурок, тоскливо затерявшихся в бескрайней весенней распутице. Картина пронизана мыслью о единстве человека и природы, которая небезучастна к его горю.
Нет ничего лишнего: только небо, деревья, хлябь и бредущие по ней путники. Все собрано в единое целое. Чтобы достичь этого, художник четко продумал решение пространства в композиции. Сюжет передан в приглушенной гамме свинцово-серых и землисто-коричневых оттенков.
«Оттепель» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Так в 21 год к Васильеву пришло признание. Но этот счастливый период длился недолго...
Работая над «Оттепелью», Васильев много и подолгу изучал зимнюю природу. По-видимому, это и послужило причиной его простуды, приведшей к развитию неизлечимой болезни. В 1871 году художник заболел. Врачи определили туберкулез горла. Из Петербурга он отправляется в Крым. Появились зловещие признаки туберкулеза, и художнику пришлось перебраться в Ялту.
Там он постоянно тосковал по родному северу, по русским долинам, лесам, пригоркам, проселочным дорогам:
«Как перейдешь к таким воспоминаниям, чудятся серые ивы над родным с камышами прудом, чудятся живыми, думающими существами... Если бы мне сию минуту перенестись в такое родное место, поцеловал бы землю и заплакал. Ей-Богу, так! Глубок, глубок смысл природы, если его понять кто может».
Там, вдали от родного севера, среднерусских равнин, вдали от друзей, тоскуя по ним, он провел последние годы. Несмотря на болезнь, художнику приходилось много работать. Общество поощрения художников и заказчики — любители искусства, на чьи деньги он лечился, требовали картин. Не оставляла Васильева и забота о родных.
Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье. Вот почему отводил пейзажному жанру ведущую роль в изобразительном искусстве и предъявлял высочайшие требования к тем, кто посвятил ему свое творчество. Ведь долг пейзажиста — помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить человека.
Он рисовал, писал великолепный Крым с его горами и морем, но душа стремилась к иному. Вспоминались проселочные дороги, березовые рощи, влажные луга, над которыми по утрам лежал туман... И в альбомчике по памяти, с удивительной точностью цепкого глаза и проникновенным чувством создавал он русские мотивы.
Васильев писал Крамскому:
«В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом... О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжелого предчувствия! Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я как художник потеряю больше половины».
Ему суждено было создать не только в своем воображении, но и на холстах и «Болото в лесу Осень», и «Мокрый луг».
В незаконченном полотне пейзажа с болотом ясно ощущается напряженное оцепенение, ожидание неотвратимого. Это впечатление достигается полыханием багряных деревьев в сочетании с интенсивным серо-голубым цветом нависших туч. Незавершенность картины дает возможность понять, как мастер работал: свободно, накладывая краску легкими динамичными мазками.
В Крыму художнику часто вспоминалось детство, когда семья еще жила под Петербургом, луг в Гатчине. Там остро пахли некошеные болотные травы. Купы деревьев стояли, облитые дождем, а по небосклону бежали темные и светлые разорванные тучи...
Все это мы видим на одной из лучших картин Федора Васильева, которая так и называется «Мокрый луг».
В 1872 году он написал «Мокрый луг». Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, по левую от нее сторону протянулся обрывистый косогор, справа, в глубине широкой низины — два развесистых дерева, вдали сквозь сизую дымку проглядывает полоса леса. На первом плане изображены с ботанической точностью растения средней полосы России.
Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!
Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение молодой буйной силы. Общее впечатление от него И. Н. Крамской назвал грандиозным. Это не только обобщенный образ родной земли; это — порыв к свободе и счастью, трепетное признание Родине в любви. Внешне бедный мотив вобрал в себя все богатство высоких, благородных чувств, стал символом Отчизны. В пору создания «Мокрого луга» Федору Александровичу Васильеву было двадцать два года
Картина была послана на выставку в Петербург. Общее мнение сводилось к тому, что «Мокрый луг», пожалуй, сильнее «Оттепели». Крамской писал автору в Крым:
«Эта, от первого плана убегающая тень, этот ветерок, пробежавший по воде, эти деревца, еще поливаемые последними каплями дождя, это русло, начинающее зарастать, наконец, небо, то есть тучи, туда уходящие, со всей массою воды, обмытая зелень, весенняя зелень, яркая, одноцветная, невозможная, варварская для задачи художника... — все это Вы».
Письмо друга приободрило Васильева. Он много писал и рисовал, изучал иностранные языки, играл на скрипке. Смертельно больной человек помогал другим больным, еще более бедным, чем он сам. Васильев переписывался с Академией художеств, которая отказала ему, уже сложившемуся мастеру, в выдаче без экзаменов диплома о присуждении звания художника. Преодолевая болезнь, Федор Васильев работал, пока были силы. Только в творчестве он видел исцеление, смысл своего существования.
Художник начал новую большую картину на этот раз о Крыме. Он хотел раскрыть величие и красоту земли, создать торжественный гимн природе, которая существует рядом с человеком со дня его рождения и до самой смерти. Холодная и равнодушная, она должна была лучиться теплом души на его холсте. Васильев замечает, что у него
«...до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона... Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть, или увидят серое или черное место...».
Он знал, что нечто подобное бывает в музыке. Иногда слух музыканта до того развит, что его мелодии кажутся другим людям однообразными именно из-за тонкости нюансов. Звучание мелодий его живописи должны услышать все.
И снова Васильев занят поисками более тонких цветовых соотношений, которые могут создать образ величественных и суровых Крымских гор, какими они представлялись одинокому художнику. Он стремился к тому, чтобы каждая его картина имела свою мысль, идею, единственно возможный для данного сюжета колорит.
Одна из последних работ художника - большая картина «В Крымских горах». «Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках? Это потому, что их нет в картине совсем... Передо мной величественный вид природы, я вижу леса, деревья, вижу облака, вижу камни, да еще не просто, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубокое, задумчивое, таинственное - ну кто же из смертных может видеть какую-либо краску, какой-либо тон? При этих условиях?» - писал по поводу этой картины его постоянный корреспондент И. Н. Крамской.
Федор Александрович понимал, что вступает в новый, более серьезный и значительный период творческой жизни. Многое ему хотелось сделать...
«...Я полагаю, что русская школа потеряла в нем гениального мальчика», с горечью сказал Крамской сразу после смерти Васильева.
Федор Васильев верил, что своим искусством сможет пробудить в людях добрые чувства. Он учит нас внимательнее вглядываться в природу. Картины его помогают лучше понять великую силу искусства, красоту окружающего мира.
Н. Н. Новоуспенский пишет:
«Безвременная смерть Васильева стала не только его личной трагедией и даже не только трагедией определенного художественного направления, но и невосполнимой потерей для всего русского искусства, отразившейся на ходе его развития в течение десятилетий. Время все расставляет по своим местам, и теперь, когда со дня смерти Васильева пошло уже второе столетие, как никогда ранее, стало ясно, в какой мере был прав Крамской, с горечью писавший Репину в августе 1873 года, когда близкая кончина его юного друга была уже неотвратимой, что «русская школа теряет в нем гениального мальчика,— такое чутье натуры, такое нежное поэтическое чувство без сентиментальности, такое всеобъемлющее понимание редко встречается... у него было нечто, чего не было и нет ни у одного из наших пейзажистов».
И. Репин о Васильеве...
Он поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке. В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми- деревцами и остроконечными колокольнями вдали. Вот и дорожка вьется наверх, прерываясь осыпями и зелеными лопухами; все до самой нижней площадки, пристани с группами торговок под огромными зонтиками, деревянными навесами над своим скарбом, - все ловит магический карандаш Васильева: и фигурку на ходу, и лошадку на бегу, до самой команды парохода: «Отдай чалку!»
...Васильев с братом решают углубиться по Воложке, которая образовала у себя второе дно на полтора аршина от первого; но страшно ходить по этому второму этажу: поминутно проваливается нога, а внизу речка. Васильев решает писать ее, уже вышедшую на песок. До невероятности странна эта растительность, похожая на лопухи седого цвета и вся заклеенная шмарой, как траурным флером. Мы развертываем ящики и начинаем свои этюды. В своем увлечении мы забыли о времени.
А ведь пора собираться домой!..
Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления Царевщины.
Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. Как он чувствует пластику всякого листка, стебля! Так они у него разворачиваются, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали! И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске!.. А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления: Воложка видна уже в темном таежнике заброшенного леса, большей частью ольхи. Вся она переплелась и снизу и сверху, как змеями, гибкими кривыми ветвями с молодыми побегами уже со второго этажа помоста... И кай он это все запоминает? Да запомнить-то еще не штука, вот и я помню — сорок четыре года прошло, — но выразить, вырисовать все это на память! Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас! У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю. Просыпаюсь... а лампа все горит, и сам Васильев горит, горит всем существом ярче нашей скромной лампы... Вот энергия! Да, вот настоящий талант! Вот он, «гуляка праздный», по выражению Сальери. Да, это тот самый франт, так серьезно думающий о модной прическе, о щегольском цилиндре, лайковых перчатках, не забывающий смахнуть пыль с изящных ботинок на пороге к мировому. Зато теперь он в полном самозабвении; лицо его сияет творческой улыбкой, голова склоняется то вправо, то влево; рисунок он часто отводит подальше от глаз, чтобы видеть общее. Меня даже в жар начинает бросать при виде дивного молодого художника, так беззаветно увлекающегося своим творчеством, так любящего искусство! Вот откуда весь этот невероятный опыт юноши-мастера, вот где великая мудрость, зрелость искусства... Долго, долго глядел я на него в обаянии. Дремал, засыпал, просыпался, а он все с неуменьшающейся страстью скрипел карандашом. Ну, завтра он долго будет спать; он всегда позже всех нас просыпается, он прав.
И. СМОЛЬНИКОВ
|