ПЬЕДЕСТАЛ
Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») — то же, что и постамент; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведения — скульптуру (статуя, скульптурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и т. п.
Древние римляне использовали пьедесталы как основания для колонн на площадях и форумах (например, колонна Траяна, колонна Марка Аврелия) для придания им большей величественности, а также в качестве подножий колонн триумфальных арок.
В имперском Китае пьедесталом для стел, увековечивавших императоров, традиционно служила каменная черепаха «биси».
Формы пьедесталов разнообразны: геометрически правильные, часто с применением архитектурных ордерных элементов, украшенные скульптурным рельефом, орнаментом, надписями, либо в виде естественного, необработанного камня, а также предметов.
Памятник Петру I, исполненный Э. Фальконе, невозможно представить без мощной гранитной скалы, на краю которой вздыбился конь с великодержавным всадником. Здесь пьедестал (постамент) и скульптурная композиция образуют нерасторжимое целое. Четкий замкнутый силуэт группы словно повторяется в обобщенных формах гранитной глыбы. Строгие формы памятника прекрасно увязываются и с окружающим его архитектурным пространством, и с широко открытым простором Невы.
Пьедестал в этом памятнике играет двоякую роль: связывает с окружающей средой и в то же время придает образу возвышенный, героический характер. Фальконе добился впечатляющего единства двух основных противоречивых функций пьедестала. Желая возвысить монумент над обыденной реальностью, скульптор избирает пьедестал строгих геометрических форм и значительных размеров. Тем самым памятник словно изолирован от окружающего пространства, доминирует над ним. Необходимым условием здесь является верно найденное соотношение размеров и постамента. Важно, чтобы одно не подавляло другого. Если же скульптор ставит задачей как можно органичнее слить памятник с окружающим пространством, то обычно выбирает низкий пьедестал, а иногда и вовсе от него отказывается. Например, А. П. Кибальников в своем знаменитом мемориале расположил скульптуры на территории Брестской крепости почти на уровне земли.
В истории мирового искусства встречаются пьедесталы самых различных форм и размеров, пропорций и силуэтов. Они могут быть вертикальными и горизонтальными, высокими и низкими, украшенными аллегорическими фигурами или же лишенными какого-либо декора. Древние греки для своих статуй предпочитали невысокие постаменты, а скульпторы итальянского Раннего Возрождения, наоборот, массивные и достаточно высокие. Мастера эпохи барокко, китайской и японской средневековой скульптуры стремились как бы растворить статуи в окружающем пространстве, особенно в зелени парков и садов. Поэтому они избирали для своих произведений низкие пьедесталы.
Советские ваятели посвящали свои произведения лучшим людям страны — государственным и общественным деятелям, воинам-героям, ударникам пятилеток, ученым, писателям, композиторам, художникам. И каждая скульптурная композиция имела пьедестал, наиболее полно отвечающий содержанию и форме произведения.
|