АРХИТЕКТУРА В ПЕЙЗАЖЕ
Многие художники каждое лето рисуют и пишут с натуры архитектурные памятники. Живопись на открытом воздухе требует определенных знаний и практических навыков. Здесь можно наблюдать гораздо большие пространства: часто расстояние до изображаемых объектов может достигать нескольких километров.
Предположим, вы пришли в парк. Среди старых раскидистых тополей и лип встречаются небольшие детали архитектуры - причудливой формы деревянные скамейки, ворота, беседки, веранды, фонтанчики. Прежде чем приступить к зарисовкам, выберите точку зрения, с которой наиболее выразительно будут выглядеть предметы в окружении зелени.
Надо стремиться подчеркнуть характерную особенность строения и формы архитектурных элементов, научиться видеть в них главное и второстепенное. Какую-то наиболее интересную часть следует прорисовать подробнее, остальное упростить.
В таких набросках гибкая, разнообразная линия должна чередоваться с тоном — штриховкой. Тогда рисунок будет выглядеть живее. Наброски выполняются в любой технике, но главная их задача — развить остроту видения, наблюдательность, твердость руки. Затем переходим к небольшим цветовым этюдам. Они могут включать в себя простые элементы архитектуры. Здесь также необходим правильный выбор мотива. Если вы изображаете ворота деревенского дома, не забывайте об окружающих предметах тропинке, кустарнике около ворот, деревьях.
Часто изображение компонуют слишком крупным для выбранного формата листа. Или же, наоборот, рисуют какую-либо деталь настолько мелко, что она пропадает в пейзаже. Или оказывается точно в центре листа, как бы разбивая его на равные части. Нередко юные художники изображают здание так, что оно закрывает весь пейзаж — будь то река, лес, озеро, поле.
Рисуя различные архитектурные мотивы, многие небрежно относятся к их элементарному построению. Это вызывает впечатление неустойчивости сооружений, приводит к кривизне отдельных их частей.
По точному, удачно скомпонованному рисунку легче писать цветом. Но совсем не обязательно показывать, а затем и штудировать кистью мельчайшие детали сооружения. Надо выбрать из них лишь те, которые придают зданию своеобразие архитектурного облика, выражают его характер, «лицо». Ведь часто в погоне за мелочами мы упускаем главное. Но нередко происходит и другая ошибка: полное игнорирование деталей, обязательная «погоня» за обобщенностью. Это выхолащивает из этюда жизненность, делает работу приблизительной. Планы на открытом пространстве особенно ярко выражены - например, здание, находясь вдали, уже не будет выглядеть так отчетливо, как вблизи. Дальний лес покажется синей или голубой полоской, стволы и кроны отдельных деревьев допросту не видны. Так же и архитектурное сооружение на определенном расстоянии «обобщается» воздушной средой и выглядит в этюде либо темным, либо светлым силуэтом на фоне неба и земли - это уже зависит от состояния дня.
Акварелисты чаще всего первый и средний планы прописывают более подробно, накладывая один на другой несколько прозрачных слоев краски, с постепенным набиранием силы цвета и тона. А для дальнего плана используют технику заливки - наложение краски в один слой.
Колорит архитектурного пейзажа зависит как от облика и окраски сооружений и падающих на них рефлексов, так и от времени дня.
Если вы выбрали утренний мотив, краски вашего этюда не должны быть слишком яркими, резкими. Старайтесь подобрать спокойные сочетания теплых и холодных оттенков. Работая в солнечный полдень, вы можете заметить, что цвет предметов на свету разбелен, а тени, наоборот, насыщены горячими рефлексами от земли и холодными от неба. Изображая вечерний мотив, например закат, имейте в виду, что предметы становятся менее различимы в деталях, более темными по тону и холоднее по цвету, небо же может быть очень красочным, даже несколько фантастичным. Очень важно правильно разобраться в тоновых и цветовых отношениях и верно передать их.
Работа над архитектурным пейзажем окажется успешной лишь при внимательном изучении натуры, умении видеть детали в целом и целое неотделимым от характерных деталей. А главное — надо любить природу и архитектуру, чувствовать их нерасторжимое, поэтичное единство. И. НИКИТИН
|