Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 43 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Английская классическая акварель PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
История искусств

Английская классическая акварель


Р. Бонингтон. Рыбачьи лодки. Акварель. 1820-е годы.До середины XVIII века ак­варель использовалась жи­вописцами Англии и других стран Европы в основном в этю­дах и эскизах, предварявших большие композиции. Со второй половины столетия эта техника приобретает самостоятельное значение. Она получила широ­кое распространение в пейзаж­ной живописи. Художники оце­нили ее возможности в передаче состояния воздушной среды, тончайших световых переходов, что так важно при изображении природы.


Некоторые английские
масте­ра полностью отказались от мас­ляных красок и стали работать только акварелью. Одним из пио­неров английской акварельной живописи заслуженно признан П. Де Винт (1784—1849). Он виртуозно работал широкими жесткими кистями по фактурной бумаге. Его акварели замеча­тельны чистотой цвета, в них много света и воздуха, контра­стов между светлыми и темны­ми массами.

Д. К о т м э н. Мост Греты, Йоркшир. Акварель. 1-я треть XIX века.Акварели Т. Гертина (1775—1802) хорошо иллюстрируют метод английской акварельной школы. Художник прожил не­ долгую жизнь, но его вклад в развитие акварели значителен. Его работы отличает безупреч­ное владение акварельной тех­никой. Он любил начинать с предварительных прозрачных заливок теплыми тонами. Этот прием типичен и для акварели­стов, современников Гертина. Вот, например, «Долина Эйре».
Мастер накладывает легкие, поч­ти прозрачные мазки, чтобы по­том нанести еще несколько слоев краски. Не случайно первая прописка сделана теплым тоном, а остальные - холодным. Возни­кает эффект просвечивания нижележащего красноватого цвета.

Шедеврами английской ак­варельной живописи считают произведения  Д. Котмэна (1782—1842). И для этого художника характерна много­слойная техника. В прекрасной его работе «Мост Греты. Йорк­шир» краска кладется постепен­но тонкими слоями, придавая пейзажу декоративный харак­тер. Хотя изображение дано в деталях, его можно разделить на три пространственных плана, четко различающихся в тоне.

Д.Тернер. Люцерн. Вечер. Акварель. 1840-е годы.Среди акварелистов-британцев немало маринистов. К числу вы­дающихся относится Р. Бонингтон (1801 — 1828). Он широко использует контрасты теплых и холодных цветов, взаимно урав­новешенных и потому создаю­щих впечатление колористиче­ской целостности. Его акварели примечательны классической простотой исполнения.

Бонингтон — англичанин по происхождению — учился у из­вестного французского художни­ка А. Гро и почти все время жил во Франции. Он вошел в историю живописи этой страны. Выбирая пейзажные мотивы, Бонингтон решительно порывает с канона­ми исторического пейзажа; при­рода интересует его во всех про­явлениях. Он изображает море, то спокойное, то с набегающими волнами на фоне сине-голубого утреннего неба, уголки итальян­ских городов, пейзажи с широко раскрывающимся горизонтом. Пейзажи Бонингтона, написан­ные звучными красками, дают представление о возможностях акварели в передаче света, воз­душной среды, глубины прост­ранства.

Особенно типичен лист «Ры­бачьи лодки». Его композиция тщательно продумана. Паруса своим силуэтом создают основ­ной центр зрительного притя­жения. Нежные холодные тона воды дают ощущение пространственности. А как замечательно с точки зрения техники написано небо широкими смелыми залив­ками!

Автопортрет Д. Тернера в возрасте 23 лет. Масло. 1798.Новаторскими в английской акварельной живописи первой половины XIX столетия стали произведения Д. Тернера (1775— 1851), который переосмыслил роль цветовой среды. Он исходил из ее динамики, вечного непо­стоянства, неповторимости мгно­венных ощущений. Акварели Тернера поражают фантастиче­ским разнообразием цветовых нюансов. Он довел до совершен­ства акварельную технику.

До поступления в школу Ко­ролевской академии Тернер был учеником архитектора-топогра­фа Т. Милтона, серьезно зани­мался черчением и рисованием. Занятия обеспечили ему наряду с точностью и твердостью руки строгую тренировку глаза.

В его раннем творчестве пре­обладают архитектурные моти­вы, виды старинных зданий, руин. Особенностью этих работ являются их большие размеры. Некоторые из них по величине более соответствуют картинам, чем камерным акварелям.

Мастер имел мало предшест­венников. Возрастание роли ак­варели в тот период связано с именем Т. Гертина, который сильно повлиял на раннего Тер­нера. Он первый начал переда­вать в акварели атмосферные эффекты.

Д. Тернер. Ярмутский рейд. Акварель. 1842.

Тернер в акварельной живо­писи много экспериментировал, применяя разные варианты мно­гослойного письма. Дополни­тельные прокладки он делал и на законченных листах. В про­цессе выполнения акварели для снятия красок применял промокательную бумагу, счищал кра­ску хлебным мякишем, чтобы положить новый тон. Для пере­дачи бликов пользовался вы­скабливанием или белым мело­вым карандашом.

Первыми зрелыми аквареля­ми Тернера считаются его произ­ведения с видами Темзы. В них художник отходит от классиче­ских сюжетов. По свежести и богатству красок они как бы за­вершают его эксперименты пре­дыдущих десяти лет. Акварели написаны артистично, в них не ощущается труда художника: свет и цвет струятся легко, про­зрачно. Их принято делить на две группы: работы для выста­вок (и продажи) и для себя. Ко второй категории относятся знаменитые итальянские акварели.

Эти серии имеют различие не только в сюжетах и размерах, но и в технических приемах в зависимости от целей художни­ка, настроения и накопленного опыта. Во время первого путе­шествия по Италии (1819 год) он по свежим впечатлениям со­здает этюды Венеции, панорамы Неаполя, римской Кампаньи.

Д. Тернер. Вид горы Риджи и кафедрального собора Люцерна в полнолуние. Акварель. 1841.Работая в Италии, мастер не отказывается от серого фона, так хорошо служившего ему на се­вере. Целый ряд римских этюдов написан на тонированной бума­ге гуашью. Это можно объяснить «теплотой» гуаши, поскольку средиземноморский свет воспри­нимается не только ярче, но так­же и теплее, что лучше передает­ся сочной, плотной гуашью.

Тернер применяет синюю бу­магу, на которой он, используя экспрессивную и гибкую техни­ку, пишет столь же точно и под­робно. На синем фоне выполнена гуашь «Заход солнца. Руан». Он использует перо, обмакнутое в краску, для прорисовки мелких деталей. Парижские и руанские сцены с толпами людей на ярком солнце исполнены так, как будто это гравюры. С другой стороны, некоторые рисунки, выполнен­ные гуашью, воссоздают быстро изменяющиеся атмосферные эф­фекты, ранние утренние туманы или затухающий дневной свет, словно они выполнены акваре­лью.

В период расцвета английской акварельной живописи ни один другой художник не создал ниче­го, хотя бы отдаленно прибли­жающегося по мастерству к ра­ботам Тернера. Их бесконечно изящная, утонченная деталиров­ка бесчисленными мелкими маз­ками была несравнима с мане­рой других художников.

Д. Тернер. Заход солнца. Руан. Тонированная бумага, гуашь. 1829.Акварели Тернера отличаются подробной проработкой деталей и вместе с тем написаны широко, смело, свободно. Сочетание как будто противоположных приемов является уникальным свойством художника. Процесс его письма очень своеобразен. Сохранилось свидетельство человека, присут­ствовавшего при создании аква­рели «Сцена на море» 1818 года.

«Сначала Тернер обильно смо­чил бумагу жидкой краской,, а затем принялся неистово тереть, скрести, царапать, превратив рисунок в настоящий хаос. Од­нако постепенно начало появ­ляться изображение корабля со всеми его мельчайшими деталя­ми и через несколько часов ак­варель была полностью закон­чена».

Т. Г е р т и н. Долина Эйре. Акварель. Конец 1790-х — начало 1800-х годов.

Как видно, в руках Тернера бумага и краски были очень податливыми материалами. Виртуозность его акварельной техники достигла вершин около 1840 года. Одной из лучших ак­варелей с гуашью и выскабли­ванием по карандашу можно назвать лист «Венеция. Боль­шой канал. Салют», а также «Ярмутский рейд». Прием вы­скабливания всегда применялся с большим мастерством. Он слу­жил для передачи ярких пятен света, отражающегося практи­чески от всех объектов изображе­ния. В некоторых своих послед­них работах он использовал для гуаши коричневый фон бумаги, чтобы ярче передать оттенки света — ламп в театре, факелов или фейерверков в ночном небе.

К концу творческой жизни Тернер оставил более 260 альбо­мов набросков. Они дополняют­ся многочисленными рисунками, выполненными на отдельных листах бумаги. Его наследие на­считывает около 1900 рисунков и акварельных этюдов, храня­щихся в настоящее время в Бри­танском музее.

П. Д е Винт. Стритхемское пастбище. Акварель. 1-я половина XIX века. IВ 1870-х годах, когда его творчеством заинтересовались им­прессионисты, уже была извест­на теория дополнительных цве­тов и принцип разделения цвета. В 1871 году К. Моне и К. Писарро, побывавшие в Лондоне, были изумлены феерическими красками Тернера. Их поразили цветовые эффекты, благодаря которым английскому мастеру удалось передать впечатление белизны снега. Они убедились, что превосходные результаты достигнуты им не одной только белой краской, а бесконечными переливами цвета. Импрессио­нисты признали заслуги Терне­ра, и отголоски его влияния мож­но уловить в «Стогах» и вене­цианских пейзажах К. Моне.

Без изучения английской клас­сической акварели, без знаком­ства с произведениями лучших ее представителей невозможно овладеть сегодня в совершенстве этой интереснейшей техникой живописи.

А. МИХАИЛОВ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.