Английская классическая акварель
До середины XVIII века акварель использовалась живописцами Англии и других стран Европы в основном в этюдах и эскизах, предварявших большие композиции. Со второй половины столетия эта техника приобретает самостоятельное значение. Она получила широкое распространение в пейзажной живописи. Художники оценили ее возможности в передаче состояния воздушной среды, тончайших световых переходов, что так важно при изображении природы.
Некоторые английские мастера полностью отказались от масляных красок и стали работать только акварелью. Одним из пионеров английской акварельной живописи заслуженно признан П. Де Винт (1784—1849). Он виртуозно работал широкими жесткими кистями по фактурной бумаге. Его акварели замечательны чистотой цвета, в них много света и воздуха, контрастов между светлыми и темными массами.
Акварели Т. Гертина (1775—1802) хорошо иллюстрируют метод английской акварельной школы. Художник прожил не долгую жизнь, но его вклад в развитие акварели значителен. Его работы отличает безупречное владение акварельной техникой. Он любил начинать с предварительных прозрачных заливок теплыми тонами. Этот прием типичен и для акварелистов, современников Гертина. Вот, например, «Долина Эйре».
Мастер накладывает легкие, почти прозрачные мазки, чтобы потом нанести еще несколько слоев краски. Не случайно первая прописка сделана теплым тоном, а остальные - холодным. Возникает эффект просвечивания нижележащего красноватого цвета.
Шедеврами английской акварельной живописи считают произведения Д. Котмэна (1782—1842). И для этого художника характерна многослойная техника. В прекрасной его работе «Мост Греты. Йоркшир» краска кладется постепенно тонкими слоями, придавая пейзажу декоративный характер. Хотя изображение дано в деталях, его можно разделить на три пространственных плана, четко различающихся в тоне.
Среди акварелистов-британцев немало маринистов. К числу выдающихся относится Р. Бонингтон (1801 — 1828). Он широко использует контрасты теплых и холодных цветов, взаимно уравновешенных и потому создающих впечатление колористической целостности. Его акварели примечательны классической простотой исполнения.
Бонингтон — англичанин по происхождению — учился у известного французского художника А. Гро и почти все время жил во Франции. Он вошел в историю живописи этой страны. Выбирая пейзажные мотивы, Бонингтон решительно порывает с канонами исторического пейзажа; природа интересует его во всех проявлениях. Он изображает море, то спокойное, то с набегающими волнами на фоне сине-голубого утреннего неба, уголки итальянских городов, пейзажи с широко раскрывающимся горизонтом. Пейзажи Бонингтона, написанные звучными красками, дают представление о возможностях акварели в передаче света, воздушной среды, глубины пространства.
Особенно типичен лист «Рыбачьи лодки». Его композиция тщательно продумана. Паруса своим силуэтом создают основной центр зрительного притяжения. Нежные холодные тона воды дают ощущение пространственности. А как замечательно с точки зрения техники написано небо широкими смелыми заливками!
Новаторскими в английской акварельной живописи первой половины XIX столетия стали произведения Д. Тернера (1775— 1851), который переосмыслил роль цветовой среды. Он исходил из ее динамики, вечного непостоянства, неповторимости мгновенных ощущений. Акварели Тернера поражают фантастическим разнообразием цветовых нюансов. Он довел до совершенства акварельную технику.
До поступления в школу Королевской академии Тернер был учеником архитектора-топографа Т. Милтона, серьезно занимался черчением и рисованием. Занятия обеспечили ему наряду с точностью и твердостью руки строгую тренировку глаза.
В его раннем творчестве преобладают архитектурные мотивы, виды старинных зданий, руин. Особенностью этих работ являются их большие размеры. Некоторые из них по величине более соответствуют картинам, чем камерным акварелям.
Мастер имел мало предшественников. Возрастание роли акварели в тот период связано с именем Т. Гертина, который сильно повлиял на раннего Тернера. Он первый начал передавать в акварели атмосферные эффекты.
Тернер в акварельной живописи много экспериментировал, применяя разные варианты многослойного письма. Дополнительные прокладки он делал и на законченных листах. В процессе выполнения акварели для снятия красок применял промокательную бумагу, счищал краску хлебным мякишем, чтобы положить новый тон. Для передачи бликов пользовался выскабливанием или белым меловым карандашом. Первыми зрелыми акварелями Тернера считаются его произведения с видами Темзы. В них художник отходит от классических сюжетов. По свежести и богатству красок они как бы завершают его эксперименты предыдущих десяти лет. Акварели написаны артистично, в них не ощущается труда художника: свет и цвет струятся легко, прозрачно. Их принято делить на две группы: работы для выставок (и продажи) и для себя. Ко второй категории относятся знаменитые итальянские акварели.
Эти серии имеют различие не только в сюжетах и размерах, но и в технических приемах в зависимости от целей художника, настроения и накопленного опыта. Во время первого путешествия по Италии (1819 год) он по свежим впечатлениям создает этюды Венеции, панорамы Неаполя, римской Кампаньи.
Работая в Италии, мастер не отказывается от серого фона, так хорошо служившего ему на севере. Целый ряд римских этюдов написан на тонированной бумаге гуашью. Это можно объяснить «теплотой» гуаши, поскольку средиземноморский свет воспринимается не только ярче, но также и теплее, что лучше передается сочной, плотной гуашью.
Тернер применяет синюю бумагу, на которой он, используя экспрессивную и гибкую технику, пишет столь же точно и подробно. На синем фоне выполнена гуашь «Заход солнца. Руан». Он использует перо, обмакнутое в краску, для прорисовки мелких деталей. Парижские и руанские сцены с толпами людей на ярком солнце исполнены так, как будто это гравюры. С другой стороны, некоторые рисунки, выполненные гуашью, воссоздают быстро изменяющиеся атмосферные эффекты, ранние утренние туманы или затухающий дневной свет, словно они выполнены акварелью.
В период расцвета английской акварельной живописи ни один другой художник не создал ничего, хотя бы отдаленно приближающегося по мастерству к работам Тернера. Их бесконечно изящная, утонченная деталировка бесчисленными мелкими мазками была несравнима с манерой других художников.
Акварели Тернера отличаются подробной проработкой деталей и вместе с тем написаны широко, смело, свободно. Сочетание как будто противоположных приемов является уникальным свойством художника. Процесс его письма очень своеобразен. Сохранилось свидетельство человека, присутствовавшего при создании акварели «Сцена на море» 1818 года.
«Сначала Тернер обильно смочил бумагу жидкой краской,, а затем принялся неистово тереть, скрести, царапать, превратив рисунок в настоящий хаос. Однако постепенно начало появляться изображение корабля со всеми его мельчайшими деталями и через несколько часов акварель была полностью закончена».
Как видно, в руках Тернера бумага и краски были очень податливыми материалами. Виртуозность его акварельной техники достигла вершин около 1840 года. Одной из лучших акварелей с гуашью и выскабливанием по карандашу можно назвать лист «Венеция. Большой канал. Салют», а также «Ярмутский рейд». Прием выскабливания всегда применялся с большим мастерством. Он служил для передачи ярких пятен света, отражающегося практически от всех объектов изображения. В некоторых своих последних работах он использовал для гуаши коричневый фон бумаги, чтобы ярче передать оттенки света — ламп в театре, факелов или фейерверков в ночном небе.
К концу творческой жизни Тернер оставил более 260 альбомов набросков. Они дополняются многочисленными рисунками, выполненными на отдельных листах бумаги. Его наследие насчитывает около 1900 рисунков и акварельных этюдов, хранящихся в настоящее время в Британском музее.
В 1870-х годах, когда его творчеством заинтересовались импрессионисты, уже была известна теория дополнительных цветов и принцип разделения цвета. В 1871 году К. Моне и К. Писарро, побывавшие в Лондоне, были изумлены феерическими красками Тернера. Их поразили цветовые эффекты, благодаря которым английскому мастеру удалось передать впечатление белизны снега. Они убедились, что превосходные результаты достигнуты им не одной только белой краской, а бесконечными переливами цвета. Импрессионисты признали заслуги Тернера, и отголоски его влияния можно уловить в «Стогах» и венецианских пейзажах К. Моне.
Без изучения английской классической акварели, без знакомства с произведениями лучших ее представителей невозможно овладеть сегодня в совершенстве этой интереснейшей техникой живописи.
А. МИХАИЛОВ
|