Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Обратная связь

Поиск по сайту

Календарь

Погода в Омске

Яндекс.Погода



Сейчас 72 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Силуэт PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 35
ХудшийЛучший 
Словарь художника


СИЛУЭ́Т
(франц. Silhouette) —
форма,воспринимаемая плоскостно по причинетонального контраста фигуры и фона либопреобладания "далевой зрительнойустановки".

Силуэт — это плоскостное изображение, приемработы, средство художественнойвыразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и впроцессе восприятия объемных форм взависимости от освещения. Силуэт подобен тениобъекта. Качество силуэтности используетсяхудожниками во всех видах искусствасилуэте фигуры или предметырисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темномфоне. В таком рисунке внешние очертания объектадолжны быть очень выразительны, без лишнихдеталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль.Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимойим на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, вкотором обозначается только очертание предмета, а он сам представляетсяоднообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуютсячерною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой чернойбумаги, которая потом наклеивается на светлую.

Силуэтформа фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненноечерным или каким-либо другим однотонным цветом, а такжеразновидность графической техники, когда изображение дается на фонеплоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой техникеисполнялись обычно профильные портреты инесложные композицииСилуэтные портреты были распространенными имодными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способомизготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги,но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэтыпомещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергамене, игральныхкартах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображенияпокрывался воском, красками или листками золота и серебра. В конце 18 веканекоторые английские мастера, в частности Фелпс, стали делать силуэтныеизображения цветными. Наиболее известным мастером в этомвиде искусства был француз Огюст Эдуар, артистически владевший ножницамии замечательно вырезавший силуэты из сложенных вдвое листов бумаги.

Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разныхвидах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графикеКачества силуэтности или,в более широком значении, графичности противопоставляются объемности иживописности.

 

История искусства силуэта

Силуэтное и контурное изображения в древнегреческой вазописи (по В. Хенце)История искусствасилуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам,росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву.

Античная легенда о происхождении изобразительного искусства связана свыразительными качествами силуэта и контурной линииСилуэт доминирует впервобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта,древнеамериканском искусствеСилуэтными являются чернофигурный икраснофигурный стили древнегреческой вазописи.

Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всехформахархаического и примитивного искусства. В Древнем Китае и Япониикультивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театртеней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений,осязательного чувства изобразительная форма становится все болеепространственнойВ живописи, графике и скульптуре Классицизма художникистремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу, следя за цельностью силуэта и выразительнымикачествами контура.  В искусстве стиля Барокко, напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое пониманиеизобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства, в границах которой возможно было бы сохранять и развиватьприемы силуэтных изображений.

Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу,прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы.
Георгий Нарбут. Автопортрет с семьей. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции.
Термин"силуэт" появился случайно и происходит от фамилии Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709—1767), контролера финансов французского короля Людовика XV. Контролер финансов вызывал негодование скаредностью, ив отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру — ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее из черной бумаги. Сам он также занимался вырезанием силуэтов. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен де Силуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными.

Легкость и простота техники сделали вырезание "теней" модой французского двора, она быстро распространилась по Европе, в первую очередь среди дилетантов. Силуэтами занимались многие художники стиля Рококо, особенно в ювелирном искусстве,миниатюре.

Силуэты из фольги и цветной бумаги использовал в декоративном искусстве Ж.-Б. Гломи.

Мода на античные камеи также способствовала культу силуэтных изображений. Живописец и гравер Жан Юбер (1721—1786)создавал серии графических силуэтов, среди которых особенно известны силуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание "Юбер-Вольтер" («Huber-Voltaire").

В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

Силуэтные портреты проще и дешевле живописных,поэтому получили быстрое и повсеместноераспространение, в особенности в начале XIX в., впериод Бидермайера. Силуэты в рамкахукрашали стены кабинетов и гостиных. Силуэтырисовали в альбомы знатных дам. Силуэтыносили в медальонах на груди.

Любители силуэта и искусники их делатьрасплодились не только во Франции, но и в другихстранах.

В России один из первых силуэтов выполнил чернойтушью по золотой фольге скульпторФ. И. Шубин (1740—1805).

В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижасилуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II,членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашнейрусской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов,вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением.

Ф. Сидо. Портрет князя Г. А. Потемкина. Вторая половина XVIII в. Из книги "Двор императрицы Екатерины II и ее приближенные". СПб., 1899

Силуэты его работы, то рисованные пером икитайскою тушью, то гравированные на меди, побольшей же части вырезанные из черной бумагии вклеенные в гравированные орнаментированныерамки, сохранились доныне во многих домах.Целая их коллекция, состоящая из 180 листов ипринадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипическихснимках.

Соперником Сидо явился некий полковникИоган Антинг, а подражателями — очень многие,так что силуэтноепортретирование сделалось однимиз любимых развлечений петербургскойаристократии. Немецкийрисовальщик-портретист ЙоханнФридрих Антинг (1753—1805), сочеталмастерство превосходного силуэтиста скарьерой адъютанта и биографа фельдмаршалаА. В. Суворова. С 1784 г. Антингработал в Петербурге, много путешествовал поРоссии. Созданные им силуэтыпортреты известных людей, в том числе членовпетербургской Академии наук, — Антинг собрал в альбом и издал его в 1791 г. вГермании, в своем родном г. ГотаВ 1799 г. в Петербурге выпущен альбом "Дворимператрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные" — более ставосьмидесяти портретов, вырезанных силуэтом из черной бумаги и вклеенных вгравированные орнаментальные обрамления.

Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоевв богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.

Елизавета Кругликова. Силуэт Ирины Одоевцевой.

Но через несколько лет интерес к силуэту исчез как у нас, таки повсюду: вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.

Заброшенное таким образом рисование силуэтов было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою, изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде силуэта не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его силуэты этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. М. Бем.

Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742—1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени.

Е. М. Бём. Силуэт из цикла "Дети". 1875. Бумага, тушь, перо. Санкт-Петербург, Русский музей Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей.  Она создала особенный стиль графического силуэта, сентиментальный и "бидермайеровский". Художница Елизавета Меркурьевна Эндадурова — псевдоним Бём (1843—1914). Выпускница Рисовальной школы Общества Поощрения художеств, Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с мельчайшей проработкой деталей пером и тушью.

В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин.

В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского.

Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу "Париж накануне войны" (1914). Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников "серебряного века" (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве "белые силуэтыК. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.

Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов "мир-искусниками" в книжной графике. В технике ксилографии (гравюры на дереве) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева.

 Н. В. Ильин. Иллюстрация к книге: А. С. Пушкин. Лирика. Москва, 1949. Коллаж из черной и белой бумаги Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики: А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин.

В Париже в 1920—1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.

 

Силуэт в  театральном костюме





 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ищите на сайте


Подробнее...

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2014 - Шедевры Омска. Все права защищены.