Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 80 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Силуэт PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 54
ХудшийЛучший 
Словарь художника

СИЛУЭТ

 

СИЛУЭ́Т (франц. Silhouette) — форма, воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "далевой зрительной установки". Иногда какой-либо предмет оказывается осве­щенным таким образом, что отчетливо видны его характерные очертания, контур. Форма предмета видится в общей массе, отдельные детали исчезают, и его очертания становятся подобными отбрасы­ваемой им тени на какую-либо гладкую, белую, хорошо освещенную поверхность. В таких случаях мы говорим, что виден не человек, дерево, дом, а лишь их силуэты.

Силуэт — это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую.

Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом, а также разновидность графической техники, когда изображение дается на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и не сложные композиции. Силуэтные портреты были распространенными и модными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги,но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэты помещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергаменте, игральных картах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображения покрывался воском, красками или листками золота и серебра. В конце 18 века некоторые английские мастера, в частности Фелпс, стали делать силуэтные изображения цветными. Наиболее известным мастером в этом виде искусства был француз Огюст Эдуар, артистически владевший ножницами и замечательно вырезавший силуэты из сложенных вдвое листов бумаги.

Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Качества силуэтности или, в более широком значении, графичности противопоставляются объемности и живописности.

 

История искусства силуэта

Силуэтное и контурное изображения в древнегреческой вазописи (по В. Хенце)

История искусства силуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву.

Античная легенда  о происхождении изобразительного искусства связана с выразительными качествами силуэта и контурной линии. Силуэт доминирует в первобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта, древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи.

Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всех формах архаического и примитивного искусства.

Художественный эффект этого природного явле­ния тонко подметили еще мастера искусства Древ­него Китая. Они изображали тушью на бумаге фи­гуры и разнообразные предметы сплошным, пре­имущественно черным пятном, уделяя особое вни­мание при этом их островыразительным внешним очертаниям. Так была создана особая разновид­ность графической техники.

В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений, осязательного чувства изобразительная форма становится все более пространственной.

В живописи, графике и скульптуре Классицизма художники стремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу, следя за цельностью силуэта и выразительными качествами контура.  В искусстве стиля Барокко, напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое понимание изобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства, в границах которой возможно было бы сохранять и развивать приемы силуэтных изображений.

Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу,прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы. В XVII веке «китайские тени» стали известны в Европе, где получили широкое распространение в XVIII и первой половине XIX века. Тушью или белилами на черном или белом фоне изобра­жались фигурки людей и животных, бытовые сцен­ки. Иногда их сначала рисовали и затем вырезали из бумаги, после чего наклеивали на контрастный фон. В XVIII веке подобные изображения появи­лись и на фарфоровых изделиях.

Самыми популярными в то время стали профиль­ные портреты. Они были несравненно дешевле за­казных живописных и потому приобрели большой спрос. Ведь их изготовление не требовало высокого профессионального мастерства, и им могли зани­маться художники-любители. Портретируемого помещали между источником света (например, све­чой) и чистым листом бумаги. Падающую на бума­гу тень обводили контуром, в необходимых случаях уменьшали через специальный прибор — панто­граф и заливали изображение тушью. Наиболее виртуозные мастера могли вырезать изображение ножницами из бумаги, работая непосредственно с натуры.
Георгий Нарбут. Автопортрет с семьей. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции.
Термин"силуэт" появился случайно и происходит от фамилии Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709—1767), контролера финансов французского короля Людовика XV. Контролер финансов вызывал негодование скаредностью, и в отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру — ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее из черной бумаги. Сам он также занимался вырезанием силуэтов. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен де Силуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными.

Скупостью применяемых выразительных средств эти портреты обязаны и своему названию, перешед­шему на всю разновидность графической техники. Генеральный контролер финансов французского короля Людовика XV Этьенн де Силуэт, желая навести порядок в государственных финансах, пы­тался ввести строгий режим бережливости и эконо­мии. Естественно, что эти мероприятия не понрави­лись дворянству, привыкшему жить на широкую ногу. Стены парижских домов покрылись профиль­ными изображениями генерального контролера финансов, часто сплошь закрашенными. Их быстро окрестили «силуэтами».

Легкость и простота техники сделали вырезание "тенеймодой французского двора, она быстро распространилась по Европе, в первую очередь среди дилетантовСилуэтами занимались многие художники стиля Рококо, особенно в ювелирном искусствеминиатюре.

Силуэты из фольги и цветной бумаги использовал в декоративном искусстве Ж.-Б. Гломи.

Мода на античные камеи также способствовала культу силуэтных изображений. Живописец и гравер Жан Юбер (1721—1786) создавал серии графических силуэтов, среди которых особенно известны силуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание "Юбер-Вольтер" («Huber-Voltaire").

В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

Силуэтные портреты проще и дешевле живописных, поэтому получили быстрое и повсеместное распространение, в особенности в начале XIX в., в период Бидермайера. Силуэты в рамках украшали стены кабинетов и гостиных. Силуэты рисовали в альбомы знатных дам. Силуэты носили в медальонах на груди. 

Любители силуэта и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах.

В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Ф. И. Шубин (1740—1805).

В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II,членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов, вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением.

Ф. Сидо. Портрет князя Г. А. Потемкина. Вторая половина XVIII в. Из книги "Двор императрицы Екатерины II и ее приближенные". СПб., 1899

Силуэты его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, побольшей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках.

Соперником Сидо явился некий полковник Иоган Антинг, а подражателями — очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Немецкий рисовальщик-портретист Йоханн Фридрих Антинг (1753—1805), сочетал мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. С 1784 г. Антинг работал в Петербурге, много путешествовал по России. Созданные им силуэты портреты известных людей, в том числе членов петербургской Академии наук, — Антинг собрал в альбом и издал его в 1791 г. в Германии, в своем родном г. Гота. В 1799 г. в Петербурге выпущен альбом "Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные" — более ставосьмидесяти портретов, вырезанных силуэтом из черной бумаги и в клеенных в гравированные орнаментальные обрамления.

Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.

Елизавета Кругликова. Силуэт Ирины Одоевцевой.

Но через несколько лет интерес к силуэту исчез как у нас, таки повсюду: вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.

Заброшенное таким образом рисование силуэтов было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою, изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде силуэта не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его силуэты этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. М. Бем.

Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742—1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени.

Е. М. Бём. Силуэт из цикла "Дети". 1875. Бумага, тушь, перо. Санкт-Петербург, Русский музей Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей.  Она создала особенный стиль графического силуэта, сентиментальный и "бидермайеровский". Художница Елизавета Меркурьевна Эндадурова — псевдоним Бём (1843—1914). Выпускница Рисовальной школы Общества Поощрения художеств, Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с мельчайшей проработкой деталей пером и тушью.

В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин.

В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского.

Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу "Париж накануне войны" (1914). Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников "серебряного века" (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве "белые силуэты" К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.

Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов "мир-искусниками" в книжной графике. В технике ксилографии (гравюры на дереве) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева.

 Н. В. Ильин. Иллюстрация к книге: А. С. Пушкин. Лирика. Москва, 1949. Коллаж из черной и белой бумаги Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики: А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин.

В Париже в 1920—1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева.

Простота силуэтных изображений, выразитель­ность контрастов черного и белого привлекли к этой технике многих выдающихся художников. Много­численные силуэты создали Ф. О. Рунге в Герма­нии, Ф. П. Толстой в России, советские мастера Г. И. Нарбут и Е. С. Кругликова. Как массовый вид портретирования силуэт в XIX веке был вытеснен фотографией.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.


Силуэт в  театральном костюме






 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.