Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 70 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Символ (символизм, алхимия...) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 57
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Символ (символизм, алхимия...)
Символизм
Алхимические символы
Анх
Атом
Веретено
Весло
Волна
Древо Иессеево
Древо родословное
Звезда
Все страницы

СИМВОЛ

СИМВОЛ (греч. symbolon — "знак, примета, сигнал", от syn — "вместе" и bolos — "бросание, метание"; symballein — "совместное бросание") — неиконический знак (не имеющий видимого сходства с обозначаемым предметом).

В древнегреческих мистериях символами называли тайное слово, пароль, какую-либо вещь, например разломанную монету, половинки которой находятся у разных лиц (греч. sema — "знак, сигнал"), по которым Посвященные в мистерии узнавали друг друга, а также сам обряд посвящения в тайные, эзотерические знания.

Позднее символами стали именовать предметы, представляющие собой залог какого-либо договора или долгового обязательства либо имеющие тайное значение для определенной группы лиц, корпораций, ремесленных цехов, тайных обществ.

Символы могут быть абстрактными, например цифры, символизирующие определенные количественные, а также качественные отношения. Цифровые символы и другие знаки, не обозначающие конкретные объекты, называются в семиотике (науке о знаковых системах) конвенциональными (лат. conventio — "соглашение, договор") — об их значении люди специально договариваются. Другие знаки могут быть индексальными (лат. index — "доносчик, вестник, указатель") — они ассоциируются с формой предметов, которые обозначают.

Таковы многие древнейшие символы изобразительного искусства, которые со временем входят в состав орнаментаКруг — распространенный солярный знак, символ Солнцаволна, меандр — знаки воды; зигзаг — молнии, грозы и живительного дождя; крестсвастика — символы огня. Но одновременно все эти простейшие геометрические знаки "символы самости — целостности психического во всех направлениях, что указывает на взаимоотношение человека с природой и на единственный в своем роде аспект жизни — ее конечную целостность".

Символ возникает в момент слияния плана содержания и плана выражения, иначе говоря — представления, сложившегося в сознании человека благодаря знаку и его изобразительной форме. В результате такого слияния знак, не изображающий конкретный предмет, становится его "представителем". В немецком языке для обозначения подобного явления существует специальный термин: «Sinnbild", который обычно переводят как "символ", однако его буквальный смысл сложнее:sinnчувствосмыслbildобраз, изображение.

Символизм — явление, присущее не только изобразительному искусству, но прежде всего религии, философии.

"Тождественность всех религий доказывается символами, которые повторяются в каждой из них, ибо символы составляют общий язык религий"

Символизм — категория психологии, она раскрывает присущую человеку особенность восприятия материального мира и, в частности, является причиной религиозного и эстетического чувства.

"Символ есть трансцендентно-имманентное действие некоей сущности, выражение энергии… имеет корни в той же глубине, из которой проистекает и реальность".

Даже простейший символ устанавливает таинственные связи с невидимым. Поэтому такие символы становились объектами поклонения, медитации, они превращались в амулетыталисманыобереги.

В рассказе об андрогинах (целостных существах), разделенных Зевсом на две "половинки", мужскую и женскую, древнегреческий философ Платон использует слово "symboulomai" ("желать вместе"), обозначая им страстное стремление соединиться.

Каждый символ обладает одновременно эзотерическим (скрывающим) и экзотерическим (приоткрывающим) значением. Символический смысл обозначаемого подвижен, он зависит от целевой установки воспринимающего предмет человека. При желании любой предмет можно воспринимать символически.

Символами часто называют образы и персонажи античной мифологии, элементы орнамента, аллегорииэмблемы. Следовательно, целесообразно разделять общее понятие символизма (в философском и психологическом смысле) и специально создаваемые символические формы (в отличие от общего понятия знака и частных форм аллегорий, эмблем).

Согласно классическому определению Дионисия Ареопагита (конец V в. н. э.), символы есть предметы, понятия или изображения, которые передают "истину Божественной сущности", не отображая Ее непосредственно, то есть представляют собой "несходные подобия".

В контексте конкретной изобразительной композиции либо литературном тексте символ конкретизируется ("опредмечивается") посредством художественных тропов (метаформетонимийсравнений). Подобное явление в Средневековье именовали "symbolic nexus" (лат.) — "символической связью". Именно так обосновывал символичность христианской иконографии Исидор Севильский (570—636) в своем труде "Этимологии".

Кельтский крест В религиозной, эстетической и художественной практике символические образы используют для того, чтобы прояснять связь видимого и невидимого, конкретного и абстрактного, материального и трансцендентного... Представление, возникающее в результате слияния трансцендентного смысла и его значения, есть символ. Это "знак, посредством которого узнается явление в его глубокой иррациональной сущности". Следовательно, символу присущи три основные свойства:

— расширение и углубление смысла единичного предмета с выходом за границы его собственного содержания;

— придание этому смыслу аксиологическойценности (в отношении к человеку);

— подвижность символического смысла (переходящая с одного предмета на другой).

В отношении изобразительного искусства оригинальную теорию символов разработал Э. Гомбрих в книге "Символические образы" (1972). Все видимые материальные формы являются результатом Божественного Творения, и их истинный смысл недоступен разуму человека. Но эти формы можно осознать символически, устанавливая связь видимого и невидимого.

  1. Первый способ установления такой связи издавна совершенствуется религиозным сознанием. Это путь "возвышения" обыденных предметов до их Божественного архетипа (прообраза). Такой способ мышления называют анагогией (греч. anagogia — "возвышение"). Гомбрих называет его "мистическим".
  2. Второй способ — консонансный (франц. consonance — "согласование"), при котором художник устанавливает им самим придуманные знаки, соответствия, аналогии, предполагая их понятность зрителю. Классическими приемами консонансной иконологии является использование мифологическихи библейских сюжетов, в которых легко прочитывается актуальный смысл.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.