Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 21 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Как важно рисовать с натуры PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Основы рисунка

КАК ВАЖНО РИСОВАТЬ С НАТУРЫ

 

В. Савинский "Портрет жены художника", уголь, 1887 год.

Рисунок — основа всякого изображения. Без рисунка не может обойтись ни живопи­сец, ни скульптор, ни приклад­ник. Микеланджело говорил:

«Рисунок, который иначе назы­вают искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: ри­сунок — источник и корень вся­кой науки».

Поэтому начинаю­щему художнику прежде всего надо овладеть рисунком, его пра­вилами и законами.

Некоторые считают, что в искусстве не должно быть правил и законов — все решает природ­ная интуиция, талант художни­ка. Более того, пытаются утверж­дать, будто бы правила и законы сушат и выхолащивают худож­ника и тем самым толкают начи­нающего на ложный путь - «Пиши как чувствуешь, рисуй как видишь». Обычно такие идеи и мысли пропагандируют про­тивники реализма, не знающие и не понимающие научных по­ложений академической школы рисунка и живописи. Великий немецкий поэт и разносторонний ученый В. Гё­те в своем сочинении «Мои не­обычные мысли о рисунке» пи­сал:

В. Иванов. Маша с яблоками. Карандаш. 1974.«...гений, художник по при­званию, должен действовать со­гласно законам, согласно прави­лам, которые предписаны ему са­мой природой, которые ей не про­тиворечат, которые оставляют ве­личайшее его богатство, потому что с их помощью он научается подчинять себе и применять как богатства своего дарования, так и великие богатства природы... Не следует, однако, забывать, что, толкая ученика без худо­жественного образования к при­роде, его удаляют одновременно и от природы и от искусства».

Это убедительно доказано не только художественной практи­кой, но и наукой.

Девушка с букетом. Фрагмент росписи гробницы Менны в Фивах. Египет. Конец XV в. до н.э.Обучать правилам и законам рисунка начали очень давно. Еще за четыре тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте были выработаны строгие кано­ны (правила) изображения чело­веческой фигуры и других пред­метов. Но обучение рисунку строилось не на рисовании с на­туры, а на точном копировании образцов, и никаких отступле­ний от установленных канонов художник не имел права делать. Так, например, фигура челове­ка изображалась по следующим правилам: голова рисовалась в профиль, а глаза в фас; пле­чевой пояс изображался в фас, а живот в трехчетвертном повороте; ноги (колени и ступни) - в профиль.

Художники Древней Греции (VI—II века до н. э.) к методам обучения рисунку подошли ина­че; они считали, что раз правила и законы построения изобра­жения основаны на изучении предметов реального мира, то и обучение рисованию должно проходить на основе рисования с натуры.
В этом направлении особенно прославилась Сикионская школа рисунка, которая придерживалась научного ме­тода обучения, стремилась при­близить ученика к природе, указывала на ее законы и учила использованию их в искусстве.

Особое внимание уделялось есте­ственным наукам, и в частности геометрии, которая помогала художникам верно передавать в рисунке образ предметов. Исто­рик Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы ри­сунка было написано:

«Сюда не допускаются люди, не знаю­щие геометрии».

Эксекий "Полидевк и Леда" Деталь росписи амфоры "Ахилл и Аякс за игрой в шашки". Греция. VI в. до н.э.

В эпоху средневековья дости­жения реалистического искус­ства предаются забвению. Про­славленные произведения искус­ства и теоретические труды ве­ликих художников Древней Гре­ции были полностью истреблены. Один из виднейших художников-гуманистов эпохи Возрождения, Л. Гиберти, писал:

«Итак, во времена императора Константи­на и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идоло­поклонство подвергалось вели­чайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так вместе со статуями и карти­нами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь воз­вышенному и тонкому искус­ству».

Художники средневековья не могли жизненно отображать реальную действительность, а следовательно, и объективно изу­чать ее — все было подчинено идеям церкви, религиозным дог­мам. В методах обучения рисун­ку повсеместно стало преобла­дать механическое копирование образцов. Особое развитие ко­пировальный метод обучения по­лучил в иконописных мастер­ских.

Тициан. Эскиз к картине "Святой Себастьян" около 1518 г

Эпоха Возрождения открыла новую страницу не только в раз­витии изобразительного искус­ства, но и в методике обучения рисованию. Возрождается стрем­ление к правдивой передаче дей­ствительности, художники отка­зываются от церковно-схоластических представлений о мире, внимательно изучают природу, постигают ее закономерности. После почти тысячелетнего пе­рерыва вновь пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства. Мастера эпохи Возрождения ак­тивно вступают на путь реали­стического мировоззрения, стре­мясь раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством.

Упорядочивая систему обуче­ния изобразительному искусству, художники эпохи Возрождения стремились и теоретически обо­сновать наиболее важные поло­жения рисунка, живописи, ком­позиции. В основу обучения было положено рисование с натуры. Эту методическую установку мы находим в каждом трактате. Так, например, в «Трактате о живописи» Ченнино Ченнини мы читаем:

«Заметь, что самый совершенный руководитель, ве­дущий через триумфальные вра­та к искусству,— это рисование с натуры. Оно важнее всех образ­цов: доверяйся ему всегда с го­рячим сердцем, особенно когда приобретаешь некоторое чувство в рисунке».


Л.Бакст "Молодой дагомеец", акварель, 1895 г.Л. Альберти в трак­тате «Три книги о живописи» указывал:

«А так как природа дала нам такое средство, как измерения, познание которых доставляет немалую пользу, так пусть же прилежные живопис­цы в своей работе заимствуют их у природы, и, приложив все свои умения и старания к позна­нию их, пусть они держат в па­мяти то, что они у нее заимство­вали».

Леонардо да Винчи в сво­их научных трудах так же, как и Альберти, считает, что осно­вой метода обучения рисунку должно быть рисование с нату­ры. Натура заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения предмета, думать и размышлять, что, в свою очередь, повышает эффек­тивность обучения.

В XVII веке с созданием го­сударственных художественных учебных заведений, академий художеств рисунок выделяется в самостоятельную учебную дис­циплину с новой педагогической системой обучения — академи­ческой. В основе обучения ака­демическому рисунку — также рисование с натуры и научное по­знание законов природы. Подоб­ная система обучения становится обязательной во всех художест­венных учебных заведениях. В русской Академии художеств ри­сунок получает свое дальнейшее развитие. Много нового в методи­ку преподавания внесли наши замечательные художники-педа­гоги — А. Лосенко, В. Шебуев, Андрей Иванов, К. Брюллов, И. Крамской, П. Чистяков, И. Ре­пин.

В. Савинский "Художник П. И. Рыжиков", карандаш, 1882 г.

Эти традиции продолжают развиваться и в современной художественной школе. Вот что говорил выдающийся художник-педагог Д. Кардовский о принци­пах и методах обучения рисова­нию:

«Обучение рисунку и жи­вописи от начала до конца долж­но вестись только по натуре».

С конца XIX века с появле­нием различных направлений искусства традиционные ме­тоды обучения рисунку стали от­вергаться. Формализм позволял художникам искажать и уродо­вать реальную форму до неузна­ваемости. И. Репин, посетив вы­ставку художников-модернистов в 1893 году, писал:

«Это царство развязной бездарности, анархи­стов в живописи... Особенно при­шлись по сердцу новые правила этому легиону мазил. Учиться — не надо, анатомия — чепуха; ри­сунок — устарелая каллигра­фия, добиваться, переписы­вать — самоуничтожение, ком­поновать, искать — старый ру­тинный идиотизм».

А. Менцель "Избиратели за беседой", пастель, 1849 г.Абстракцио­низм обходился вообще без вся­кого рисунка. Однако подавляю­щее большинство художников придерживалось иного мнения.

Почему же все художники-педагоги реалистического напра­вления в искусстве всегда рато­вали и ратуют за натурное рисо­вание и научное познание за­конов природы? Да потому, что такое рисование сближает худож­ника с реальной действитель­ностью, а научные знания помо­гают художнику подмечать са­мое характерное в жизни, пони­мать закономерности строения формы.

Обратите внимание на иллюстрации, которые сопровождают эту статью,— ри­сунки известных жи­вописцев и графиков, выполнен­ные в разное время. Здесь и на­броски, нужные для картины, сделанные в походном альбоме, и рисунки с более длительным изучением натуры.

А. К о к о р и н. Москва. Ленинградский проспект. Карандаш. 1972.Эти работы еще раз убежда­ют, что рисование с натуры — основа профессиональной куль­туры художника независимо от того, какой вид искусства он предпочитает.

Во всех трактатах великих ма­стеров рисунок с натуры выдви­гается на первое место. И дей­ствительно, он активизирует вни­мание к предмету — ведь ста­раешься рисовать как можно правдивее, выразительнее. По­нятия и суждения о действительности, окружающем мире стано­вятся более конкретными и яс­ными, поскольку находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению.

Рисуя, художник как бы ле­пит формы, пытаясь с возмож­ной точностью представить их объем, фактуру Понятно поэто­му, почему иногда во время ра­боты над сложной сюжетной композицией живописцы обра­щаются к помощи скульптуры. Они лепят отдельные персонажи своих картин или полное компо­зиционное размещение сцены. Так поступали, по словам И. Ре­пина, И. Крамской и Н. Ге.

Б. Кустодиев. Портрет писателя Ф. Соллогуба. О Карандаш, пастель. 1907.Большую роль рисование с на­туры играет и в развитии прост­ранственного мышления. По­скольку всякое графическое вы­ражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы, рисо­вальщику необходимо знать их конструкцию, понимать взаимо­связь частей, характер формы, положение в пространстве.

Рисование с натуры самым по­ложительным образом влияет на развитие памяти, прежде всего образной, столь необходимой художнику, а также двигатель­ной, эмоциональной и словесно-логической. Так, на основе об­разной памяти, ясных представ­лений о предметах развивается воображение, логическое мышле­ние. Невозможно дать конструк­тивный анализ формы, не при­бегая к абстрактному мышле­нию, а в рисунке с этим посто­янно приходится иметь дело.

В процессе рисования проис­ходит знакомство не только с внешней формой предметов, но и с более глубокими понятиями, которые можно почерпнуть лишь при вдумчивом анализе приро­ды.

И. Сбросов. Три косы. Из серии «Земля Тверская». Карандаш. 1969.Поэтому рисование с натуры требует обстоятельного изуче­ния определенных наук, кото­рые, в свою очередь, усваивают­ся в процессе художественной деятельности. Это прежде всего перспектива и пластическая ана­томия. Практика каждодневной натурной работы дает прекрас­ные результаты в общем разви­тии художника, является замечательным средством изучения действительности. Главное же - рисование с натуры учит видеть и понимать прекрасное в жиз­ни. Изображая цветок, дерево, пейзаж, человека, изучая конст­рукцию и форму различных предметов, мы постигаем богат­ство и разнообразие окружаю­щего нас прекрасного мира, гар­монию, присущую многообраз­ной природе, развиваем наблю­дательность, художественный вкус.Д. Жилинский. Воскресный день. Карандаш. 1971 Если в будущем художник предпочтет творить в основном по памяти, используя богатый запас накопленных им наблюдений, то прочное знание предмет­ного мира, умение его изобра­жать явится огромным подспорь­ем в его работе.
В «Трактате о живописи» вид­ный художник эпохи Возрож­дения, высоко ставивший законы профессионального мастерства, Ченнино Ченнини советовал:

«Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огром­ную пользу».

Хороший совет. Следуй ему, и ты на практике узнаешь, как важно рисовать с натуры.

Н. РОСТОВЦЕВ


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.