КАК ВАЖНО РИСОВАТЬ С НАТУРЫ
Рисунок — основа всякого изображения. Без рисунка не может обойтись ни живописец, ни скульптор, ни прикладник. Микеланджело говорил:
«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок — источник и корень всякой науки».
Поэтому начинающему художнику прежде всего надо овладеть рисунком, его правилами и законами.
Некоторые считают, что в искусстве не должно быть правил и законов — все решает природная интуиция, талант художника. Более того, пытаются утверждать, будто бы правила и законы сушат и выхолащивают художника и тем самым толкают начинающего на ложный путь - «Пиши как чувствуешь, рисуй как видишь». Обычно такие идеи и мысли пропагандируют противники реализма, не знающие и не понимающие научных положений академической школы рисунка и живописи. Великий немецкий поэт и разносторонний ученый В. Гёте в своем сочинении «Мои необычные мысли о рисунке» писал:
«...гений, художник по призванию, должен действовать согласно законам, согласно правилам, которые предписаны ему самой природой, которые ей не противоречат, которые оставляют величайшее его богатство, потому что с их помощью он научается подчинять себе и применять как богатства своего дарования, так и великие богатства природы... Не следует, однако, забывать, что, толкая ученика без художественного образования к природе, его удаляют одновременно и от природы и от искусства».
Это убедительно доказано не только художественной практикой, но и наукой. Обучать правилам и законам рисунка начали очень давно. Еще за четыре тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте были выработаны строгие каноны (правила) изображения человеческой фигуры и других предметов. Но обучение рисунку строилось не на рисовании с натуры, а на точном копировании образцов, и никаких отступлений от установленных канонов художник не имел права делать. Так, например, фигура человека изображалась по следующим правилам: голова рисовалась в профиль, а глаза в фас; плечевой пояс изображался в фас, а живот в трехчетвертном повороте; ноги (колени и ступни) - в профиль.
Художники Древней Греции (VI—II века до н. э.) к методам обучения рисунку подошли иначе; они считали, что раз правила и законы построения изображения основаны на изучении предметов реального мира, то и обучение рисованию должно проходить на основе рисования с натуры.
В этом направлении особенно прославилась Сикионская школа рисунка, которая придерживалась научного метода обучения, стремилась приблизить ученика к природе, указывала на ее законы и учила использованию их в искусстве.
Особое внимание уделялось естественным наукам, и в частности геометрии, которая помогала художникам верно передавать в рисунке образ предметов. Историк Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано:
«Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии».
В эпоху средневековья достижения реалистического искусства предаются забвению. Прославленные произведения искусства и теоретические труды великих художников Древней Греции были полностью истреблены. Один из виднейших художников-гуманистов эпохи Возрождения, Л. Гиберти, писал:
«Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подвергалось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству».
Художники средневековья не могли жизненно отображать реальную действительность, а следовательно, и объективно изучать ее — все было подчинено идеям церкви, религиозным догмам. В методах обучения рисунку повсеместно стало преобладать механическое копирование образцов. Особое развитие копировальный метод обучения получил в иконописных мастерских.
Эпоха Возрождения открыла новую страницу не только в развитии изобразительного искусства, но и в методике обучения рисованию. Возрождается стремление к правдивой передаче действительности, художники отказываются от церковно-схоластических представлений о мире, внимательно изучают природу, постигают ее закономерности. После почти тысячелетнего перерыва вновь пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства. Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремясь раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством.
Упорядочивая систему обучения изобразительному искусству, художники эпохи Возрождения стремились и теоретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции. В основу обучения было положено рисование с натуры. Эту методическую установку мы находим в каждом трактате. Так, например, в «Трактате о живописи» Ченнино Ченнини мы читаем:
«Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству,— это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов: доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретаешь некоторое чувство в рисунке».
Л. Альберти в трактате «Три книги о живописи» указывал:
«А так как природа дала нам такое средство, как измерения, познание которых доставляет немалую пользу, так пусть же прилежные живописцы в своей работе заимствуют их у природы, и, приложив все свои умения и старания к познанию их, пусть они держат в памяти то, что они у нее заимствовали».
Леонардо да Винчи в своих научных трудах так же, как и Альберти, считает, что основой метода обучения рисунку должно быть рисование с натуры. Натура заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения предмета, думать и размышлять, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения.
В XVII веке с созданием государственных художественных учебных заведений, академий художеств рисунок выделяется в самостоятельную учебную дисциплину с новой педагогической системой обучения — академической. В основе обучения академическому рисунку — также рисование с натуры и научное познание законов природы. Подобная система обучения становится обязательной во всех художественных учебных заведениях. В русской Академии художеств рисунок получает свое дальнейшее развитие. Много нового в методику преподавания внесли наши замечательные художники-педагоги — А. Лосенко, В. Шебуев, Андрей Иванов, К. Брюллов, И. Крамской, П. Чистяков, И. Репин.
Эти традиции продолжают развиваться и в современной художественной школе. Вот что говорил выдающийся художник-педагог Д. Кардовский о принципах и методах обучения рисованию:
«Обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре».
С конца XIX века с появлением различных направлений искусства традиционные методы обучения рисунку стали отвергаться. Формализм позволял художникам искажать и уродовать реальную форму до неузнаваемости. И. Репин, посетив выставку художников-модернистов в 1893 году, писал:
«Это царство развязной бездарности, анархистов в живописи... Особенно пришлись по сердцу новые правила этому легиону мазил. Учиться — не надо, анатомия — чепуха; рисунок — устарелая каллиграфия, добиваться, переписывать — самоуничтожение, компоновать, искать — старый рутинный идиотизм».
Абстракционизм обходился вообще без всякого рисунка. Однако подавляющее большинство художников придерживалось иного мнения.
Почему же все художники-педагоги реалистического направления в искусстве всегда ратовали и ратуют за натурное рисование и научное познание законов природы? Да потому, что такое рисование сближает художника с реальной действительностью, а научные знания помогают художнику подмечать самое характерное в жизни, понимать закономерности строения формы.
Обратите внимание на иллюстрации, которые сопровождают эту статью,— рисунки известных живописцев и графиков, выполненные в разное время. Здесь и наброски, нужные для картины, сделанные в походном альбоме, и рисунки с более длительным изучением натуры.
Эти работы еще раз убеждают, что рисование с натуры — основа профессиональной культуры художника независимо от того, какой вид искусства он предпочитает.
Во всех трактатах великих мастеров рисунок с натуры выдвигается на первое место. И действительно, он активизирует внимание к предмету — ведь стараешься рисовать как можно правдивее, выразительнее. Понятия и суждения о действительности, окружающем мире становятся более конкретными и ясными, поскольку находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению.
Рисуя, художник как бы лепит формы, пытаясь с возможной точностью представить их объем, фактуру Понятно поэтому, почему иногда во время работы над сложной сюжетной композицией живописцы обращаются к помощи скульптуры. Они лепят отдельные персонажи своих картин или полное композиционное размещение сцены. Так поступали, по словам И. Репина, И. Крамской и Н. Ге.
Большую роль рисование с натуры играет и в развитии пространственного мышления. Поскольку всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы, рисовальщику необходимо знать их конструкцию, понимать взаимосвязь частей, характер формы, положение в пространстве.
Рисование с натуры самым положительным образом влияет на развитие памяти, прежде всего образной, столь необходимой художнику, а также двигательной, эмоциональной и словесно-логической. Так, на основе образной памяти, ясных представлений о предметах развивается воображение, логическое мышление. Невозможно дать конструктивный анализ формы, не прибегая к абстрактному мышлению, а в рисунке с этим постоянно приходится иметь дело.
В процессе рисования происходит знакомство не только с внешней формой предметов, но и с более глубокими понятиями, которые можно почерпнуть лишь при вдумчивом анализе природы. Поэтому рисование с натуры требует обстоятельного изучения определенных наук, которые, в свою очередь, усваиваются в процессе художественной деятельности. Это прежде всего перспектива и пластическая анатомия. Практика каждодневной натурной работы дает прекрасные результаты в общем развитии художника, является замечательным средством изучения действительности. Главное же - рисование с натуры учит видеть и понимать прекрасное в жизни. Изображая цветок, дерево, пейзаж, человека, изучая конструкцию и форму различных предметов, мы постигаем богатство и разнообразие окружающего нас прекрасного мира, гармонию, присущую многообразной природе, развиваем наблюдательность, художественный вкус. Если в будущем художник предпочтет творить в основном по памяти, используя богатый запас накопленных им наблюдений, то прочное знание предметного мира, умение его изображать явится огромным подспорьем в его работе. В «Трактате о живописи» видный художник эпохи Возрождения, высоко ставивший законы профессионального мастерства, Ченнино Ченнини советовал:
«Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу».
Хороший совет. Следуй ему, и ты на практике узнаешь, как важно рисовать с натуры.
Н. РОСТОВЦЕВ
|