Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 93 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Театральный костюм PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Силуэт в  театральном костюме

Одним из наиболее важных и активных элементов композиции является силуэт. Силуэтом называется плоскостное однотонное или контурное изображение какой-либо формы. Когда мы входим в темную комнату и на фоне окна мелькает на мгновение фигура, в темноте мы ее не можем подробно рассмотреть, но тем не менее мы сразу узнаем любого члена своей семьи. То же происходит на расстоянии, на котором плохо видны или вовсе не видны детали. Силуэт схватывается глазом с необычайной быстротой.

Надо полагать, что еще тогда, когда человек научился из подручных материалов сооружать предметы одежды, силуэт мог быть очень выразительным и острохарактерным. Но с тех пор силуэт множество раз изменялся. В древности это случалось значительно реже, чем теперь. Так же редко, как редко кардинально менялся стиль костюма. В раннем средневековье это было раз в сто или в пятьдесят лет. Все эти долгие годы господствовал один силуэт. Внутри него происходили модные изменения. Изменялись фактуры, дополнительные формы, отделки, основной же силуэт оставался неизменным. Разумеется, он слегка варьировался — объемные отделки придавали ему некоторое разнообразие так же, как и индивидуальная манера ношения одежды. Но все-таки это был один — основной силуэт, связанный со стилем искусства». В XVII веке изменения силуэта стали происходить быстрее, через тридцать — тридцать пять лет. Так же дело обстояло в первой половине XVIII века. Со второй половины XVIII века убыстрился темп жизни, и мода стала меняться быстрее. Интервалы между сменами силуэтов стали пятнадцать — двадцать пять, а в XIX веке — десять лет. С конца XIX века по наши дни силуэты меняются каждые шесть — десять лет. Именно в это время в одежде появилось нечто очень существенное для театральных художников — в моде были одновременно не один, а несколько силуэтов.

Таким образом, в пьесах, этого периода индивидуальную характеристику человека можно выразить с помощью силуэта одежды, тогда как в пьесах Кальдерона, Лопе де Вега и других авторов до конца XIX века индивидуальные черты лучше выражать с помощью цветафактуры, отделок, дополнений и т. п.

Силуэт всего костюма (включая головной убор и обувь), как уже говорилось, теснейшим образом связан с современной архитектурой и отражает, таким образом, черты господствующего стиля в искусстве. Именно поэтому, осовременивая исторический костюм, внося в него изменения в соответствии с требованиями современной эстетики, надо бережнее всего обращаться с силуэтом. Достаточно изменить объем, массу, фактуруцвет, отделки. Но силуэт, больше всего раскрывающий дух времени, несущий его аромат, должен быть сохранен в своих основных чертах. И снова приходится напомнить — это лишь совет, а не рецепт, ибо театр — это всегда нечто новое, другое, и в нем может быть все «не по правилам»!

В театральном костюме силуэт обусловливается не только и не столько господствующим в искусстве стилем, сколько (в первую очередь) характером сценического образа, психофизическими данными актера. Но при любом решении силуэт остается наиболее важным элементом композиции костюма. В моделировании силуэты делят на структурные, которые выявляют и повторяют формы человеческого тела, а также подчеркивают как его достоинства, так и недостатки (рис. 9: 4, 5), и на декоративные, кото­рые отступают от естественных очертаний фигуры, маскируют, скрывают ее формы и линии. Такие силуэты зрительно искажают пропорции, деформируют тело. Они являются наиболее подходящими для решения сложных костюмных задач: для выявления острохарактерных образов, для создания костюмов фантастических сказочных персонажей, птиц, животных (рис. 9: 1—3).

Для более точного определения силуэты сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами (рис. 10: 1—4) (прямоугольный, треугольный, квадратный, овальный, трапециевидный и т. д.). Могут быть сложные силуэты, условно состоящие как из одной, так и из нескольких геометрических фигур. Как уже упоминалось, в бытовом костюме мы рассматриваем в первую очередь фронтальный силуэт. Меньшее значение имеет силуэт профильный или спины. Для театрального костюма все три силуэта имеют одинаково важное значение. В композиции костюма силуэт несет (кроме перечисленных выше) еще ту же функцию, что в картине выполняет рама.

Силуэт — это рамка, в пределах которой разрабатываются все остальные компоненты. Его заполняют линиями (рис. 11) швов, отделок, кокеток и т.п. Он диктует характер и количество заполняющих его дополнительных форм, линий, орнаментов, отделок.


Но и сам контур объемной формы (то есть силуэт) чаще всего тоже обозначен линией. Мы ее так и называем — силуэтная линия. Силуэт, конечно, может быть обозначен тоновым или цветовым пятном, но все же чаще — линией. Есть много художников, и среди них Гойя и Роден, которые вообще отрицали линии. Также много воспевающих линии. Очевидно, это зависит от индивидуальности художника. В искусстве костюма линии — реальность, и они играют весьма существенную роль. Причем не только в эскизе, но и в объемной форме.

Стоит согласиться с Дейнекой, который считал, что во всяком изображении контур и линии незаменимы по своей ясности и четкости. А Юон утверждал, имея в виду живопись и графику, что линии способны стать самой поэтической частью рисунка (для нас эскиза и самого костюма). Как уже сказано, в нашем искусстве они реально существуют и очень много значат и в смысле техническом, конструктивном, и в смысле художественном. Линии и линейные элементы ведут взгляд зрителя по определенным направлениям. С их помощью мы руководим зрителем, заставляя его рассматривать костюм в необходимой нам по­следовательности. Линии, начиная с силуэтной, образующей проекцию костюма в целом, открывают формы основных и дополнительных объемов одежды. Они показывают места закругления формы, давая ее общий абрис и создавая представление о ее пластике. Линии помогают зрителю воспринимать пропорции не только всего костюма в целом, но и все отношения малых форм и их гармонию внутри него.


Характер линий в силуэте

Если линии внутри силуэта хаотичны и не связаны органически с главной силуэтной линией, они способны разрушить форму. Характер самой, отдельно взятой линии вызывает те или иные эмоции. Есть прямые, кривые, выпуклые — зрительно увеличивающие, и вогнутые — зрительно уменьшающие форму, волнообразные, вибрирующие, ломаные, рваные, дрожащие, четкие, размытые (рис. 11: 9—13). Каждая из них передает состояние или движение, а чаще и то и другое. Вертикальные, горизонтальные, диагональные линии рождают в нашем сознании иные представления: мы видим протяженность движения в про­странстве, рождающую у нас определенные ассоциации. Все эти линии можно воспроизвести в театральном костюме с помощью швов и отделок.

В каждом костюме, как правило, очень много линий: контур-силуэт, линии бортов, швов, линии кокеток, карманов, галстука. Все они различны по характеру и направлению. Задача художника сочетать их так, чтобы заставить наилучшим образом служить всей ком­позиции. А сочетания их практически безграничны — сложные и простые; правильные — взаимосвязанные; неправильные — перегруженные; «перебитые», однородные, независимые и т.д. до бесконечности, и все это возможности для создания тех или иных черт характеристик (рис. 11: 1.-.8). Приведем лишь немного примеров: вертикальные линии так же, как плавные, округлые, создают ощущение спокойного, движения; диагональные — более живого, а горизонтальная — ощущение слабого движения, почти статики; асимметрич­ные линии кажутся активно движущимися. В древних орнаментах горизонтальная линия обозначала Землю. Волнообразная ритмическая линия — воду, ломаная — грозные силы природы, например, молнию.

О вибрирующих линиях (край густо собранной или гофрированной оборки из самых тонких тканей) один художник сказал, что они полны очарования. Ломаная линия — знак тревоги, дискомфорта. Вялая линия может усилить ощущение лени или немощи. Напряженная линия может породить прилив энергии. Образы, вызванные теми или иными линиями, — не вымысел, а результат наблюдений людей за природой и свойствами предметов.

В каждом костюме есть линии главные и второстепенные. Главная линия определяет ведущее, доминирующее качество композиции, она органично вытекает из силуэта и формы. Второстепенные линии «служат» ей, согласовываются с ней, усиливают ее звучание и ни в коем случае не должны ей противоречить. Чаще других элементов линии организуют в костюме ритм (рис. 11: все). Ритм — равномерное чередование изобразительных элементов или чередование движения – явление, встречающееся постоянно в окружающей нас природе: паутина, узоры на крыльях бабочек, полосы на шкурах тигра или зебры, пятна на змеиной коже, чередование пластинок панциря черепахи, члеников тела гусеницы, элементы рогов сайгака или оленя, хвоинки на ветке ели и сами ветви на стволе, зерна в колосках ржи или пшеницы – все это ритмические построения, созданные природой и издавна окружающие че­ловека. Да и сам человек ритмичен. От биения сердца до расположения пальцев. Может быть, поэтому он воспроизводит ритмы в поэзии, музыке, архитектуре, живописи, при­кладном искусстве, в театре. Без ритма немыслим даже отдельный костюм, не говоря уже о костюмном решении целого спектакля. Ритмы в костюмах выявляют общий ритм спектакля.

Юон считал, что ритм заражает зрителя, акцентируя его внимание на важных моментах, произведения, а в нашем случае – спектакля. Ритм сразу настраивает зрителя на требуемый лад. Он, как биение сердца художника, передается через композицию, вызывая ответное звучание в душе зрителя. Наиболее ответственные части внешней формы спектакля заметнее благодаря ритму. Именно он заставляет взгляд скользить по незначительным, подчиненным деталям и задерживаться на крупных.


 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2018 - Шедевры Омска. Все права защищены.