ГРА́ЦИЯ, ГРАЦИО́ЗНОСТЬ (итал. grazioso от лат. gratia — "прелесть, изящество, привлекательность, милость, великодушие, благодарность") — в Древнем Риме грациями называли древнегреческих харит — богинь женских радостей, воплощающих доброе, радостное, юное начало жизни. У них было множество имен, но чаще называлось три.
Грации — подруги муз, покровительниц искусств, они сопровождают Гермеса, Афину (Минерву). Римских граций также отождествляли с греческими орами (греч. orii — игра слов: orai — "молодость, красота"). Оры охраняли "небесные врата", они кружились в хороводе, символизируя круговращение времен года. Именно так их изобразил С. Боттичелли в картине "Весна".
Грации присутствуют при утреннем туалете Венеры. Их власть распространяется на все удовольствия жизни. Римляне призывали граций на свои празднества — они распространяли на смертных приятное расположение духа, веселость, щедрость, благоразумие. В настенных росписях их изображали нагими, державшимися за руки.
В искусстве Итальянского Возрождения понятие "грация" трактовалось как "прелесть", одновременно телесная и духовная, внешнее проявление красоты (bellezza). Подобное соединение божественного и материального, человеческого близко "благоволению, милости, любезности, деликатности". Б. Кастильоне в сочинении "Книга о придворном" («Il libro del Cortegiano", 1508—1527) объясняет грацию как "дарованное небом чувство изящного". Оно проявляется субъективно, но "обязательно легко и непринужденно". Отсюда еще одно значение этого слова: "легкость, подвижность, с какой тело подчиняется душе".
Для А. Фиренцуолы "grazia" — "некое сияние", возникающее от сочетания разных форм, которые делаются от этого "grata" (итал., "милыми"). В середине XVIII в. теоретик европейского Неоклассицизма Й. И. Винкельман посвятил этому понятию отдельную статью: "О грации в произведениях искусства" (1760). По Винкельману, "грация — это разумно приятное... дар небес, но не в том же смысле, как красота". Винкельман утверждал, что грация развивается "воспитанием и размышлением" и "является частью хорошего вкуса". Подобно двум Венерам, земной и небесной, существуют две ее спутницы: грация Божественная, порожденная гармонией, и другая, рожденная Дионой, ее земной двойник, "дочь времени". Обычно люди видят грацию земную, небесная же доступна лишь избранным.
"При изучении произведений искусства грация — это то, что нам чувственно наиболее доступно... Необходимо начинать изучение с грации, чтобы иметь возможность дойти до высокого отвлеченного понятия красоты".
Винкельман вызывает в своем воображении одеяния античных граций и представляет грацию "подобно красавице, которую мы любим, — в легком покрывале, только что вставшей с постели". Но вот появился Лоренцо Бернини, художник стиля Барокко, которому "грация никогда и во сне не снилась... ибо он взял направление, противоположное древности". Тем не менее в эстетике Барокко (опиравшейся вопреки различиям стилей на классицистическую теорию) — грация, наряду с кортезией (вежливость, нежность, любезность), одна из основополагающих категорий.
В отношении изобразительной формы грацию понимали как внутреннее, сдержанное качество в отличие от внешнего, физического. В несколько ином, но близком значении — внутреннее, пластическое движение.
|