Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 16 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Ямато-э (школа японской живописи) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Иллюстрация к Гэндзи-моногатари, приписывается Тоса Мицуоки (1617—1691) Ямато-э (яп. 大和絵) — школа японской живописи, сложившаяся в XI XII веках при императорской Академии художеств.

Для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией.

Ха­рактеризуется воспроизведением сю­жетов средневековых японских по­вестей, романов, дневников на свит­ках, выразительным сочетанием чет­ких силуэтов, ярких цветовых пятен, вкраплением золотых и серебряных блесток.

Композиции Ямато-э (преимущественно исторические и легендарные сцены из аристократической жизни, иллюстрации к придворным романам) писались тушью и красками, чаще всего на свитках (часто горизонтальных), обычно составляя серии («эмакимоно»). Свитки ямато-э сочетают в себе живопись и каллиграфию, их отличают яркие, локально окрашенные силуэты изображений. Расцвет Ямато-э наступил в XII—XIV в. Позднее многие характерные черты Ямато-э (орнаментальные формы облаков, приёмы параллельной перспективы и т.д.) вошли составными элементами в произведения школ Кано и Укийё-э. Наиболее известные художники этой школы: Фудзивара Нобудзанэ, Фудзивара Таканобу (оба XII—XIII в.), Фудзивара Такаеси (середина XII в.).

Ямато-э В IX в. в Японии словом "ямато-э" стала называться светская (в противоположность культовой, связанной с буддийской обрядностью)
живопись на национальные сюжеты; в противоположность ей произведения на китайские сюжеты были отнесены к кара-э (от «кара» — Китай). Таким образом, первоначально выделение ямато-э происходило на чисто тематической основе.

Иллюстрация к роману Гэндзи-моногатари (ок. 1119 г.) Художественный жанр, в котором зародилась живопись на японские сюжеты, назывался сёхэйга и объединял в себе росписи стен, раздвижных перегородок (фусума) и переносных экранов (бёбу). На протяжении периода Хэйан (794—1185 г.) — времени господства аристократической придворной культуры — грандиозные горные ландшафты в китайском духе постепенно уступили место в дворцовых интерьерах пейзажам и природному миру Японии, сценкам из японской придворной и сельской жизни. Композиции дополнялись стихами, сюжетно и эмоционально перекликающимися с живописью и дополняющими ее изяществом каллиграфии. Нередко знаменитые стихотворения «иллюстрировались» в художественных росписях и наоборот.

Пейзажные ширмы (13 век) Эти ранние (IX—XI в.)
композиции до нас не дошли, но сборники иллюстрируемых стихотворений позволяют уточнить их тематику. Судя по ним, живопись ямато-э тематически делилась на изображения основных занятий человека в каждый из двенадцати месяцев (цукинами-э), образы четырех времен года (сики-э), а также виды знаменитых местностей (мэйсё-э). Как уже отмечалось, не сохранилось ни одного памятника раньше второй половины XI века, поэтому раннюю стадию сложения стиля ямато-э можно реконструировать на основе произведений более зрелого этапа. Таковы пейзажные ширмы из храма Тодзи второй половины XI века (Национальный музей, Киото), настенные росписи храма Феникса в монастыре Бёдоин в Удзи, близ Киото, 1053 года и некоторые другие памятники.

Гэндзи моногатари эмаки (Фудзивара Такаёси) Оформление  интерьеров в стиле ямато-э достигло расцвета в работах Кудара-но Каванари (789—853 г.) и мастеров первой значительной национальной школы Косэ (существовала с конца IX до XV в.). Ее основатель, прославленный придворный художник Косэ-но Канаока (IX в.), по свидетельству документов, стремился к точному воспроизведению в росписях реальных пейзажей, хотя по преимуществу объектами изображения для художников становились не увиденные, а описанные в поэзии местности. Росписи в стиле кара-э сохранили свое значение в оформлении храмовых интерьеров, а также в предметах интерьера, предназначенных для самых официальных придворных церемоний.

Портрет Тайра Сигемори По мере развития ямато-э в ее рамках происходило сложение национального
художественного стиля, а само это понятие постепенно расширялось. Так, в горизонтальных свитках эмакимоно национальная тематика решалась в разных стилевых вариантах. Другой важной составляющей стал портрет, обновленный усилиями Фудзивара Таканобу (1142—1205 г.). В работах его школы этот жанр, прежде развивавшийся лишь в религиозной и ритуальной сферах (образы патриархов и посмертный портер), обрел верность натуре и получил стилевое определение нисэ-э(«жизнеподобная живопись»).

Сложившееся разделение сфер
живописи в японском и в китайском стилях сохранялось до середины периода Камакура (1885—1333 г.), после чего под влиянием китайского искусства династии Сун (960—1279 г.) монохромная живопись (суйбокуга) временно потеснила полихромную ямато-э в светских интерьерах. Однако национальная живопись (как по тематике, так и по стилю) не потеряла своего значения. Упомянутая школа Тоса сохраняла консервативную верность старым традициям, хотя близкие школе рядовые художники обогатили круг тем и образов зарисовками из современной им городской жизни.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.