ДАЛЕВОЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
ДАЛЕВОЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ — вид объекта, его зрительное представление, возникающее в результате восприятия с значительного расстояния. При таком восприятии усиливаются двухмерные, силуэтные качества и почти не воспринимаются трехмерные, объемные. Например, когда мы видим лес на горизонте или горы вдалеке, то не различаем отдельных деревьев или камней, но зато хорошо воспринимаем общие плоскостные качества объекта.
Остроту такого восприятия можно усилить, слегка сощурившись "вполглаза" либо вообще закрыв один глаз. Такой способ восприятия называется далевым, или плоскостным (проекционным). Противоположный способ рассматривания объекта вблизи способствует лучшему пониманию его объемных, конструктивных качеств, но подчас ослабляет восприятие целого.
Второй способ называется осязательным, или двигательным, поскольку в нем "зрение превращается полностью в осязание и в акт движения, и проистекающие отсюда представления будут... представлениями двигательными... Все промежуточные роды восприятий будут смешанными формами зрительных впечатлений и двигательной деятельности, и составные части опыта по качеству будут в ней нечисты".
Ясное образное представление формы в изобразительном искусстве может возникнуть только в результате "чистоты изобразительного метода", достигаемой "приведением к единому знаменателю" зрительного образа объекта и изобразительных средств. В одном случае этим "знаменателем" будет плоскостность, в другом — пространственность.
На взаимодействии двух способов восприятия объема и пространства (в отличие от натурализма, иллюзорных изображений или технических чертежей) основывается изобразительное творчество как искусство преображения формы, придания ей качеств архитектоничности.
С диалектикой далевого и осязательного восприятия, плоскостности и пространственности связаны также различия графического и живописного подхода к изображению и в конечном счете специфика отдельных видов изобразительного искусства.
|