|
"ОРГАНИ́ЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ́РА" (от позднелат. organizmo — "устраиваю, придаю стройный, естественный, природный вид") — течение в американской, а затем и в западноевропейской архитектуре начала и середины XX в., мастера которого стремились противопоставить свое творчество обезличенному "интернациональному стилю" Л. Мис Ван дер Роэ.
Основной принцип "органической архитектуры" — биоморфизм, уподобление художественных форм природным, естественным объектам. Теоретическая основа — бионика. Художественные предпосылки "органической архитектуры" складывались постепенно, в искусстве Модерна рубежа XIX—XX вв., в его флореальном течении (франц. floreal — "растительный, цветущий").
Мастера Модерна А. Ван де Велде, Х. Обрист, В. Орта, Э. Ж. Гимар впервые стали применять в архитектуре и изделиях прикладного искусства "органогенные" формы (от франц. organique — "естественный, природный" и греч. genos — "происхождение"). Флореальные мотивы использовал в своих мистических архитектурных композициях А. Гауди.
Идеи новой "органической архитектуры" развивал в США архитектор Луис Салливан. Учеником Салливана был выдающийся американский архитектор Франк Ллойд Райт (1867—1959). Одним из первых Райт попытался отойти от функционализма "интернационального стиля" и проектировать здания, уникальность, неповторимость которых диктуется особенностями окружающего пейзажа.
В связи с возникновением течения "органической архитектуры" немецкий теоретик З. Гидион писал:
В книге "Исчезающий город" (1932) и в утопическом проекте нового города (1935) Ф. Л. Райт выдвинул идею дезурбанизма (франц. desurbanisme от des — "от, против" и лат. urbanus — "городской") — рассредоточение города в сельской местности.
В отношении композиции отдельного здания на примере проектирования частных вилл архитектор Райт стремился выразить различия между эстетикой открытой конструкции и художественным образом сооружения, смысл которого раскрывается в тропах — метафорах, уподоблениях искусственных форм природным. Райт использовал окружающий пейзаж не только в качестве фона, вида за окном, но и вводил его внутрь архитектуры, как, например, фрагмент естественной скалы в знаменитой "вилле над водопадом" («Fallingwater").
В центре дома он помещал камин — традиция первых американских поселенцев, но каждый раз особенный по конструкции и связи с интерьером. План дома — свободный, чаще на нескольких уровнях по высоте, причем он не проявлялся на внешнем облике здания и был как бы секретом хозяина. Даже в ранних проектах высотных зданий Ф. Л. Райт сосредоточивал всю тяжесть сооружения на массивных центральных опорах, а затем "завешивал" несущую конструкцию паутиной из бронзы и стекла. Это противоречило формуле чикагской школы архитектуры: форма определяется функцией, но, по мнению архитектора, уподобляло несущую конструкцию здания стволу дерева, а его оболочку — лиственному покрову. Функцию Райт понимал не в утилитарном смысле, называя ее "функцией человеческого духа".
В зданиях, созданных по проектам Р. Нейтра, Ф. Джонсона, Ч. Имса, испытавших воздействие идей Райта, стенами иногда в буквальном смысле становятся лес, небо и вода, поскольку еле заметная несущая конструкция ограничена прозрачным стеклом. В этом усматривают также влияние традиционной архитектуры Японии. В "органической архитектуре" выразительно сочетаются качества естественных, природных материалов: грубо обработанного камня, дерева, кирпича, красной меди.
Райт, связывая постройку с окружающим ландшафтом, никогда не строил дом на вершине холма, только на склоне, по его словам, "огибая вершину, как бровь огибает глаз". Архитектор говорил: "Если мы ставим дом на вершине горы, то зрительно уничтожаем и дом и вершину, а если на склоне — имеем и то и другое". На первом этапе развития "органической архитектуры" здание часто понимали, используя определение Й. В. Гёте, как "простое подражание природе". В отдельных случаях искусственные сооружения напоминают раковину улитки или пчелиный улей. Такова одна из наиболее известных работ Райта — здание Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Со временем принципы формообразования "органической архитектуры" стали приобретать стилеобразующий характер, определяя особенную непрерывность, текучесть архитектурного пространства. Райт писал:
Концепция непрерывности и пластичности придавала новой архитектуре не только "органичность" и живописность, но и символичность, включая это течение в русло романтического искусства. Символическое начало "органической архитектуры" развивал Р. Штайнер. Приемы "органической архитектуры" использовал финский архитектор Алвар Аалто (1898—1976). В 1945 г. в Италии была создана Ассоциация органической архитектуры. К мастерам "органической архитектуры" близки экспрессионисты Э. Мендельсон, Э. Сааринен, Х. Шарун, Ф. Шеллкопф. Произведения мастеров поколения 1970-х гг. граничат с сюрреализмом.
Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!! © 2011/2019 - Шедевры Омска. Все права защищены. Из последнего... |