ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ (греч. armonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.
В аксиологическом своем измерении гармония выступает одной из базовых ценностей европейской культуры. Исходно термин гармония употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова гармония в значении «согласие», «договор», «мирное событие». Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу. В этой связи в античной философии гармония трактовалась как мировой космический закон:
«все происходит по необходимости и согласно с гармонией».
В древнегреческой философии гармония означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев гармония вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы сфер. Гераклит углубил понятие гармонии, истолковывая её как единство противоположностей:
«Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу»
(Аристотель, Никомахова этика).
У Гераклита гармония - не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о гармонии космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию гармония социальное, нравственное значение:гармония как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях. Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.
Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма. Основы гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др. Гармония считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи,
«... гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота».
В 18 в. понятие гармония разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Лейбниц развил учение о «предустановленной» гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом; в частности, соответствуют друг другу душа и тело. Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание гармонии, подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие гармонии играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию гармонии дал Гегель. Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, («Эстетика», т. 1, М., 1968 с. 149). Гармония, по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Гармония внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие гармонии заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии».
В своём понимании гармонии как формы выражения идеала, марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку гармонии как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает гармонию как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.
Гармония в социологии:
Существует понятие «социальная гармония», означающее бесконфликтное сосуществование всех элементов социальной общности.
Гармония в психологии:
Главная особенность гармонии состоит в том, что человек должен осознать ее, иначе она не будет гармонией как таковой. То есть, в любом случае, здесь без индивидуального разума и осознания всего закона распределения событий не обойтись. С другой стороны, по словам Жана де Лабрюйера,
«У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений».
Значит, не все зависимые от частных восприятий признаки гармоничности должны присутствовать в общем распределении событий, чтобы оно могло называться гармоничным.
Гармония в литературе:
Стройная согласованность частей художественного произведения.
Гармония в зодчестве:
Масштабное соответствие здания окружающему пейзажу, цельность и единство композиционного замысла, соразмерность отдельных частей здания между собой.
Гармония в изобразительном искусстве:
предполагает благоприятные для зрительного восприятия:
Гармония в философии:
Гармония — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности.
Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но как глубокая имманентная объекту закономерность, проявлением которой и выступает феномен гармонии.
В классической европейской культуре гармония мироздания занимает центральное место, выступает как норма. Центральный конфликт культуры заключается в нарушении этой гармонии и поиске путей ее обретения вновь. Тогда как для неклассической современной культуры в качестве нормы является дисгармоничность, и центральное место занимает поиск форм бытия в условиях онтологической и экзистенциональной дисгармонии.
|