ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА (от греч. ontos — "сущее, истинное" и logos — "понятие, учение"). В традиционном понимании — онтология — часть философии, в которой рассматривается мир как данность в его отношении к человеку, т. е. как истинно существующий (отсюда название) по убеждению (вере) человека, который сам считает себя "венцом творения".
В классической философии есть множество онтологических концепций, мало согласующихся друг с другом. Для "новой онтологии" (учений XX в.) характерно перенесение области реального в метафизику, в реальность мирового духа, активно воздействующего на материальный мир — действительность.
В результате такого смещения акцентов снимается традиционное противопоставление познающего мир субъекта (человека) и познаваемого объекта, внутреннего сознания и внешнего мира. Основное внимание, в частности в эстетике, уделяется не "объективному существованию" материи, а "соприсутствию духа иному сущему".
По определению В. Франкла, признание этого факта позволяет осознать "сущность духовного существования, духовной реальности". Однако духовная реальность недоступна рациональному познанию. Она не находится где-то в определенном месте, а просто существует везде и всегда. Так же как с помощью телескопа можно наблюдать планеты и звезды, за исключением самой Земли, так и человек может исследовать все, что угодно, за одним исключением — он никогда не сможет понять мир в онтологическом смысле. Иначе говоря, субъект никогда не сможет стать своим собственным объектом. Это важное положение объясняет суть понятия "онтология искусства".
Искусство существует в мире не как действительность, а как реальность, мистический факт. Оно необъяснимо, границы его неопределенны, поскольку находятся в иной, духовной реальности, не совпадающей с видимыми пределами материальной действительности. Суть искусства как художественного творчества неизменна, она не развивается в обычном смысле этого слова и не локализуется в отдельных произведениях искусства.
Определенные стадии развития проходят лишь исторические типы искусства, художественные направления, стили, формы, школы. Существование произведений искусства в материальной форме, лишь частично отражающих смысл творчества, определяет четыре основные функции художественной деятельности человека:
- гносеологическую (познавательную),
- аксиологическую (ценностно-ориентационную, или эстетическую),
- синергетическую (выражающую сопричастность божественному Творению) и
- коммуникативную (деятельность общения).
Названные функции (есть производные) можно, таким образом, рассматривать в качестве отдельных сторон онтологии (проявления сущного существования) искусства в материальном мире. Различное сочетание функций художественной деятельности человека определяет ее морфологию — процесс исторического обособления родов, видов и жанров, — поэтому онтологию в более узком, прагматичном смысле считают основой подобного обособления.
Иной смысл вкладывают в термин "онтогенез" (от греч. ontos — "сущее" и genesis — "рождение, возникновение"). Подобно всем природным объектам, человек развивается одновременно в онтогенезе (индивидуальной форме существования) и в филогенезе (историческом развитии духа). Поэтому и художник как творческая личность проходит в своем творческом развитии в той или иной мере стадии онтогенеза, в котором как в зеркале отражается филогенез. Это развитие воплощается в его произведениях.
Не случайно в творчестве художников, как правило, выделяют ранний, средний и поздний (обычно кризисный, упаднический) периоды. Содержание этих периодов повторяет закономерности развития исторических типов искусства: архаика, классика, упадок.
- Молодости художника свойственны нигилизм, дерзость, ниспровергание традиций, канонов, авторитетов.
- Зрелости — взвешенность, осторожность, попытки найти гармонию в отношениях с миром.
- Старость продолжает движение вперед с повернутой назад головой; пожилой художник стремится вернуть очарование юного творчества и продолжить вымышленное существование в мире художественных образов, созданных в начале пути.