ТЕЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — категория искусствознания. В отличие от направления, творческого метода и стиля художественное течение не выражает принципиального отношения художника к действительности.
Течение представляет собой частное явление, которое складывается внутри исторических типов искусства, художественных направлений и исторических художественных стилей. Поэтому неправомерно определение: стилистическое направление; правильно — стилистическое течение. Так, например, в искусстве Классицизма (как художественного направления) складываются историко-региональные художественные стили французского Неоклассицизма второй половины XVIII в., русского классицизма второй половины XVIII — начала XIX в. По отношению к последнему такие явления, как екатерининский классицизм, александровский классицизм, московский классицизм, можно рассматривать либо на уровне историко-региональных стилей, либо в качестве стилистических течений.
В искусстве Романтизма в конце XVIII — начале XIX в. развивались стилистические течения — неоклассическое, неоготическое, символическое. В период Модерна рубежа XIX—XX вв. также существовали различные течения: снова неоклассическое и неоготическое, в России к ним добавилось неорусское, во Франции — Ар Нуво, или флоральный стиль (течение).
Статус историко-регионального стиля или стилистического течения зависит от принятой иерархии понятий в конкретном регионе. Особенности того или иного художественного течения могут воплощаться в творчестве мастеров определенной школы. Принципиально важным является соблюдение иерархии понятий художественное направление, стиль, течение, школа.
В этой иерархии художественное направление выступает в качестве программно, теоретически оформленного единства различных течений, стилей и школ. Подобная структура складывается в истории искусства относительно поздно — в постренессансный период (конец XVI — середина XVII в.) и отражает многообразие творческих поисков, персонализацию творчества, которые стали возможны после идеологического размежевания художников на классиков и романтиков в их отношении к классическому наследию.
|