Лаки живописные
Лак для живописи нужен для того, чтобы разжижать краски, способствовать более равномерному и единовременному их просыханию, уменьшать вжухлость красок и вместе с тем увеличивать способность прилипания одного слоя красок к другому, содействовать тому, чтобы объем высыхающих слоев живописи оставался без изменения, увеличивать твердость и выносливость слоя живописи и, наконец, придавать краскам большую прозрачность и красоту тона.
Введение в масляную краску лака для живописи сказывается положительным образом. Это объясняется тем, что входящие в состав лаков смолы не подвержены таким физико-химическим изменениям, как высыхающие масла. Введенная в краску вместе с лаком смола становится как бы скелетом образовавшейся красочной пленки. Благодаря этому при образовании красочной пленки и ее старении не происходит такого объемного сжатия, как при употреблении в качестве связующего одного масла. Это положительно отражается на уменьшении сморщивания, «пожухания», потускнения, на сохранении яркости и чистоты цвета, на большей силе и глубине тонов живописных красок, содержащих смолы. Однако, количество введенной смолы во избежание хрупкости красочного слоя не должно быть чрезмерным.
Применение масляного лака сложного состава в качестве связующего красок масляной живописи привело к созданию в XVI—XVII вв. исключительной по технике выполнения живописи. Масляный лак сложного состава, обладая рядом высокоценных качеств, как связующее вещество красок был и остается непревзойденным материалом живописи, так как не только облегчает работу художника, но дает и более красивую и прочную живопись.
В настоящее время, да и в XIX в., масляные краски, применяемые в живописи, приготовляются главным образом на сыром растительном масле. Одним из существенных недостатков, присущих масляным краскам, приготовленным на сырых маслах, является их пожухание. По прошествии известного времени масляная живопись, нанесенная на грунт, тускнеет, краски теряют свой блеск, и вся поверхность приобретает матовый вид. Это явление, известное под именем пожухания, или вжухлости, происходит вследствие того, что масло, входящее в состав краски, впитывается грунтом, и краски благодаря этому обезмасливаются. Вследствие непрочного соединения связующего масляных красок — сырого масла с красочным пигментом — масляные краски претерпевают сильное изменение в своих тонах и утрачивают свой первоначальный вид. Первоначальный оптический эффект живопись вследствие пожухания красок также утрачивает, картина становится тусклой, поверхность ее приобретает некрасивый матовый вид, в сильной степени затрудняющий восприятие красочной гаммы данного произведения.
Лессировки и покрытие лаком законченных работ следует производить после полного просыхания красочного слоя, на которое в масляной живописи в среднем уходит около одного года. Темперу можно покрывать лаком значительно раньше - примерно через два- три месяца после окончания работы.
Хранить лаки рекомендуется в плотно закрытых сосудах в темном месте.
Лак на основе мягких и твердых смол
Возникает еще один важный вопрос — следует ли пользоваться для приготовления масляно-лаковых красок исключительно твердыми смолами или же допустимы для этой цели и мягкие смолы.
Дать категорический ответ на этот вопрос не представляется, однако, возможным. Конечно, твердые смолы образуют более твердый и устойчивый слой красок по отношению к механическим и химическим воздействиям и к растворителям. Последнее обстоятельство весьма важно с точки зрения возможных в будущем реставраций, особенно при так называемой регенерации живописи, в которой живопись подвергается действию паров спирта. Живопись, исполненная на смолах, растворимых в спирту, регенерации спиртом выдержать не может. Исходя из этого соображения, предпочтение нужно отдать твердым смолам; однако образцы старинной живописи свидетельствуют о том, что льняное масло в соединении с высшими сортами терпентинов, содержащих в себе одни из наиболее мягких смол, дало прекрасные результаты в качестве связующего вещества красок (у Рубенса, Ваи-Дика и других мастеров), так как произведения, исполненные на нем, сохранили свою свежесть до наших дней. Итак, следует думать, что пользование мягкими смолами для названной выше цели должно также привести к хорошим результатам.
Лаки для живописи, состоящие из твердых смол, дают очень крепкий слой живописи, растворимый впоследствии с трудом, что предохраняет живопись от порчи при снимании с нее картинных лаков и при различных реставрациях, которые могут иметь место впоследствии.
Бальзамы
В качестве хороших лаков для живописи могут служить некоторые бальзамы.
Копайский и канадский бальзамы могут сами по себе служить хорошими натуральными лаками для живописи, из которых как более распространенный особенной популярностью пользуется копайский бальзам.
Лаки из искусственных смол
Наибольшую будущность имеют краски, связанные с искусственными смолами. Для художественных целей они изготовляются из нежелтеющих новых поливиниловых или глифталевых смол сравнительно низкой степени полимеризации. Они отвердевают на холсте на следующий день, и можно вести прописки без опасения, что верхние слои растрескаются. Они более стойки, чем масляные краски, так как они не подвергаются окислению. После высыхания они дают твердый эластичный слой, который противостоит воздействиям атмосферы и химикалий. Краски, тертые на смолах более высокой степени полимеризации, которые являются абсолютно щелочестойкими, являются наиболее пригодным связующим для живописи на бетоне, на цементной и гидравлической штукатурке.
Преимущество применения лака для живописи
Применение в качестве связующего красок масляных лаков, состоящих из жирных растительных масел, смол и эфирных масел, имеет значительное преимущество по сравнению с сырыми растительными маслами и не имеет присущих ему недостатков:
- Явление пожухания масляных красок, тертых на сырых маслах, при употреблении масляного лака как связующего красок почти не имеет места. Это объясняется тем, что масляный лак благодаря содержанию в нем значительного количества смол и вследствие присущей ему значительной вязкости и сравнительно быстрой высыхаемости (особенно при введении в него жирных эфирных масел) не дает грунту возможности впитывать в себя из краски значительное количество связующего вещества. Большая часть связующего вещества красок при нанесении их на грунт остается в красках, которые, отвердевая, сохраняют первоначальный тон и блеск;
- Наряду с меньшей способностью к вжуханию масляно-лаковые краски имеют способность хорошо приставать к поверхности, на которую они наносятся, и прилипать друг к другу, так как эфирное масло, содержащееся в них (а при мягких смолах и жирное масло), способно растворять, хотя бы и в незначительной степени, смолу нижележащего слоя и тем содействовать прикреплению одного слоя живописи к другому;
- Краски значительно выигрывают в отношении прочности. Процесс высыхания смол, растворенных в эфирных маслах, протекает одновременно во всей толще их слоя, причем начинается с низа, тогда как высыхание жирных масел начинается с верха. Здесь образуется твердая пленка, препятствующая высыханию масла в глубине слоя, и потому оно долго здесь остается сырым; прибавка смол и эфирных масел к жирному маслу, поэтому содействует равномерному, сквозному, а, следовательно, и более полному высыханию масляного слоя и, таким образом, ускоряет этот процесс. Масляно-лаковые краски высыхают в одинаковый промежуток времени скорее и полнее, чем масляные, причем все краски почти одновременно, так как каждая из них содержит уменьшенное количество жирного масла;
- Смолы в большинстве случаев обладают большей прозрачностью, чем жирные высыхающие масла, кроме того, им присущ больший блеск, превышающий блеск засохшего масла, — вот почему масляно-лаковые краски обладают большей насыщенностью и красотой цвета, чем простые масляные краски, особенно если они содержат воск. Этот глянец настолько велик, что бросается в глаза зрителю. Поэтому многие из современных художников, отдающие по сравнению со старыми мастерами предпочтение матовой живописи, отрицают чрезмерный блеск красок. Для уменьшения блеска масляно-лаковых красок следует вводить в связующее вещество небольшое количество воска, который, убавляя до известной степени блеск красок, нисколько не уменьшает их прочности. С уменьшением блеска их, разумеется, уменьшится и цветовая насыщенность красок;
- затвердение смоляных растворов сопровождается иными физическими явлениями, нежели те, которые наблюдаются при высыхании жирных масел; по улетучивании эфирных масел смоляной слой незначительно уменьшается в объеме, по сравнению с масляным слоем, и этот объем затем остается без изменения;
- смолы мало проницаемы для водяных паров и газов, вот почему масляно-лаковые краски не чернеют так от сернистых газов, как чернеют обыкновенные масляные краски; то же можно сказать и по отношению сырости, губительно действующей на масляный слой, но совершенно не действующей на смоляной слой, состоящий из твердых смол.
Из всего выше сказанного нельзя не прийти к тому убеждению, что смолы превосходят во многих отношениях высыхающие масла в качестве связующего вещества красок, но сами по себе служить связующим веществом красок не могут, так как растворы смол в эфирных маслах высыхают слишком быстро, но, главное, потому, что смолы лишены той эластичности, которая свойственна жирным маслам. Таким образом, соединение смол с жирными высыхающими маслами есть лучшее разрешение вопроса о связующем веществе масляных красок.
Недостатки применения лака для живописи
Кроме излишнего блеска, который не нравиться многим современным художникам, но который все же можно удалить добавлением некоторого количества очищенного воска, существует еще одно качество, которое можно назвать недостатком. Это слишком быстрое высыхание на палитре и на картине во время сеанса.
Состав лака
Для живописи наиболее рациональными по составу нужно считать те из лаков, которые содержат в себе смолы, жирные высыхающие масла и эфирные масла или же только смолы и эфирные масла, но в последнем случае эфирные масла должны принадлежать к медленно высыхающим, в противном случае они нарушали бы нормальное течение процесса высыхания масла, заключающегося в масляных красках; вот почему примешивание в масляные краски даммарно-скипидарных и мастично-скипидарных лаков в их чистом виде считается недопустимым. Высохшая масляная краска содержит, таким образом, в своем слое смолу и масло, причем смола занимает значительное место, что весьма благоприятно отражается на качестве красок и прочности живописи.
Рецепты
Лаки для живописи рекомендуются такого состава:
- 2 части масляного копалового лака с 1 частью макового масла и 2 частями скипидара;
- 3 части копалового или янтарного лака с 2 частями макового или льняного масла и 1 частью скипидара.
- По Бувье, 3—4 части копайского бальзама сплавляются с 1 частью воска или 14 частей копайского бальзама с 1 частью воска и 5 частями скипидара.
- Другой лак для живописи того же состава содержит 75 частей высыхающего масла, 30 частей мастики и небольшое колличество венецианского терпентина.
- Одним из лучших лаков, пригодных для живописи, можно считать лак, который состоит из одной части очищенного скипидара, одной части даммара или мастично-скипидарных густых лаков и одной части льняного масла.
- Д. А. Киплик рекомендовал такой лак для живописи, который легко может приготовить каждый художник. Рецепт его таков: сгущенное на солнце и воздухе в мелкой тарелке, льняное масло (в продолжение 3 недель) разжижается обыкновенным лаком до текучести простого сырого масла. Особенно хороших результатов следует ожидать от его употребления, если перед работой извлекать масло из тюбиковых фабричных красок, отфильтровывая его на бумагу, и затем шпателем размешивать их с этим лаком, разжижая при надобности на палитре в процессе работы скипидаром. При употреблении этого лака не приходится опасаться вжухлости: высыхание красок ускоряется и становится более одновременным для всех красок.
|