Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 133 гостей онлайн

Мы в контакте


Лак PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 28
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Лак
Живописный лак
Покрывной лак
Ретушный лак
Покрытие картин
Все страницы

 

ЛАК

 

Лак — раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку. В настоящее время существуют лаки не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ - отвердителей или катализаторов. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные. Отверждение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет химической реакции полимеризации.

Картинка 10 из 214 На иностранных языках слова  фр. laque,   нем. lack означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ.varnish, Firniss, фр. vernis.

Многими своими достижениями техника масляной живописи обязана лакам. С началом их использования, как считает целый ряд специалистов, связано происхождение и развитие масляной живописи.

Лаки имеют соломенно-желтый, желто-коричневый, даже темно-коричневый цвет. Лишь в виде исключения лаки бывают совершенно бесцветными. Желтоватая или слабо-коричневатая окраска не является недостатком, так как слой лаковой пленки до того тонок, что его цвет практически не проявляется. Если желтизна лака вызвана присутствием высыхающего масла, то лаковая пленка самопроизвольно обесцвечивается в течение нескольких дней на сильном дневном свете, ибо краситель, содержащийся в высыхающих маслах, вначале нестоек на свету. Коричневые лаки из неотбеленного шеллака и из тугоплавких смол изменяют колорит живописи, действуют как цветная лессировка и поэтому непригодны для покрытия картин.


Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя

Применяемые в живописи лаки в зависимости от растворителя, придающего лакам те или иные свойства и определяющих их назначение, подразделяются на:

  • лаки на летучих растворителях, высыхающие за счет физического процесса (испарения растворителя);

  • мас­ляные лаки, высыхающие химически (в результате окисления и полимеризации);

  • лаки, отверждающиеся нагревом (отвер­девающие в результате реакции поликонденсации);

  • эмульси­онные лаки.

 

Лаки на летучих растворителях

Скипидарный лак входит в практику обихода живописца как один из материалов живописи лишь в XVI в. и особенного распространения до конца XVIII в. не имеет. Техника живописи XIX—XX вв. уделяет скипидарным лакам большое внимание, пользуясь ими в качестве покрывного и связующего вещества.

Спиртовой лак, представляет собой раствор смолы в спирте, особого распространения в живописной технике не по­лучили вследствие своей малой прочности и стойкости. Лаковая пленка спиртовых лаков, состоящая из смолы и быстро улетучивающегося растворителя-спирта, быстро покрывается се­тью трещин, отличается крайне незначительной стойкостью и прочностью.

 

Масляный лак

Наибольшим распространением, как в современной жи­вописи, так и в живописной технике древних мастеров XI— XVIII вв. пользовались масляные лаки.

Он представляет собой наиболее распростра­ненный и весьма ценный материал в живописи, применяющийся как связующее вещество красок, и как покровный лак, предохраняющий живопись от разрушения.

В старинной технике живописи масляные лаки среди других материалов живописи занимали одно из первых мест.

Роль масляных лаков в живописи значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин гро­мадное большинство произведений живописи старых мастеров вполне сохранилось до наших дней. Вследствие же применения масляного лака как связующего вещества красок живопись ста­рых мастеров обладала большой прочностью и неизменяемо­стью на протяжении целого ряда столетий.

 

Лаки, отверждающиеся нагревом

Лаки, отверждающиеся нагревом появились с развитием производства искусственных смол. Они высыхают не в результате испарения разжижителя или окисления смолы, а в результате реакции поликонденсации между полупродуктом смолы начальной стадии, протекающей при повышенной температуре. В результате этой реакции образуется твердая, прочная и химически стойкая пленка. Высокая химическая стойкость пленки объясняется тем, что реакция поликонденсации в отличии от процесса высыхания масляных лаков полностью заканчиватеся в процессе отверждения лака. Отверждаемые смолы принадлежат к классу фенолоформальдегидных, аминоформальдегидных и глифталевых.

 

Эмульсионные лаки

Эмульсионные лаки представляют собой дисперсии в воде поливинилацетата, полиметилметакрилата, полибутилметакрилата или сополимеров метилметакрилата и бутилметакрилата. Эти дисперсии, которые образуются непосредственно при полимеризации, являются весьма устойчивыми, ибо размеры диспергированных частичек смолы незначительны. Этинеобыкновенно малые размеры диспергированных частиц гарантируют замечательную стабильность эмульсии, которая не распадается даже спустя очень длительное время.

Пленки этих эмульсионных лаков совершенно прозрачны, бесцветны, абсолютно стойки на свету и, кроме того, противостоят окислению и действию вредных газов. Во влажной среде не подвергаются плесневению и гниению, они, однако, частично растворяются в воде.

Эмульсионные лаки можно применять при настенной живописи и при приготовлении грунтов под живопись на холсте, картоне и бумаге.

 

По своему составу применяемые в живописи лаки весьма разнообразны. В прошлом многие художники использовали лаки собственного приготовления. В настоящее время промышленностью выпускаются лаки в основном двух видов: смоляные и масляно-смоляные. Первые представляют собой раствор смолы в летучем растворителе, они образуют прочную эластичную пленку в результате испарения растворителя. Вторые, где растворителем служит масло, высыхают и образуют пленку в результате окисления и полимеризации масла.


Виды лаков в зависимости от применяемых смол

В технике живописи применяются лаки смоляные и смоляно-масляные.  Смолы являются необходимой составной частью лаков. В течение многих веков смолы являлись непревзойденными по качеству пленкообразующими.

По происхождению смолы делятся на две категории: природные и синтетические. Большинство природных смол добывают в странах с тропическим климатом. Ряд растений, главным образом хвойных, при естественных или искусственных повреждениях внешней оболочки (коры) выделяет жидкости, которые под влиянием света и окислении кислородом воздуха превращаются в смолообразные вещества различного вида и твердости. Некоторые смолы («молодые», «свежие») собирают непосредственно с деревьев или добывают из земли (ископаемые). Ископаемые смолы – это смолы некогда произраставших деревьев, в течение тысячелетий пролежавшие в земле и в результате произошедших изменений их химического состава получившие высокую стойкость и механическую прочность.

Из природных смол для живописи применяются даммара, мастикс, копал, янтарь.

Картинка 11 из 214 Наиболее высококачественными смолами являются ископаемыми смолы – копалы. Копалы представляют собой твердые вещества в виде кусков различной формы, цвета и прозрачности, отличающиеся высокой температурой плавления. Копаловый лак является смоляно-масляным лаком. Он представляет собой сплав копала с рафинированным и отбеленным льняным маслом, разбавленный растворителем. Приготовление копалового лака - довольно сложный процесс, требующий большого умения и навыков. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями. Копаловый лак применяется для покрытия готовых работ.

Высокими качествами для производства лаков обладает также ископаемая смола – янтарь. Янтарь представляет собой продукт ископаемых растений и добывается, в основном, на побережье Балтийского моря в районе Калининграда. Янтарный лак является смоляно-масляным лаком. Он образует глянцевое покрытие с высокой атмосферостойкостью, твердостью, стойкостью к действию органических кислот. В России до революции янтарный лак выпускался в промышленных масштабах и широко использовался русскими художниками.

В настоящее время копаловый и янтарный лаки в промышленных масштабах не производятся из-за сложности технологических процессов их изготовления, дефицита и дороговизны сырья.

Даммара – смола, собираемая с деревьев семейства Dipterocarpaceas, преимущественно на островах Малайского архипелага. Смола даммара свободно вытекает из трещин и надрезов в коре дерева. Встречается в виде кусков различной величины от бесцветных до черных. Наиболее распространена бесцветная или слегка желтоватая смола. Именно такая смола используется в приготовлении даммарного лака. Даммарный лак - 30% раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Применяется для добавления в масляные краски и для покрытия законченных произведений. Пленка даммарного лака не склонна к пожелтению, при нагревании, даже слабом, она размягчается и приобретает незначительную липкость. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный. Применяется в основном в качестве добавки в масляные краски, образует прозрачную, почти не желтеющую масляную пленку, но со временем может немного помутнеть.

    Мастикс – смола, добываемая с деревьев вида Pistacia lentiscus, растущих на средиземноморском побережье. Собирается мастикс посредством надрезов в коре дерева и на его ветвях, из которого смола вытекает в виде капель, напоминающих по своей форме слезы. Наилучшей считается смола с острова Хиос (Греция). Мастикс имеет приятный запах и вкус (можно использовать в качестве жевательной резинки). Мастичный лак - 30% раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи и лессировок.  Пленка мастичного лака в отличие от даммарного слегка желтеет, но зато не мутнеет. Мастичный лак с успехом применяется и для покрытия законченных живописных работ.

    Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

    Лаки в живописи применяются в качестве добавок в масляные краски, для лессировок и покрытия картин после их окончания.

    Добавка лака в краски препятствует резкому сжатию и сморщиванию красочного слоя, появлению пожухлостей. Лак изменяет оптические свойства красок, делает их более прозрачными и насыщенными по цвету. Благодаря смолам, содержащимся в лаке, красочный слой образует более прочное сцепление с грунтом, высыхает быстрее и более равномерно.

    Лессировка представляет собой тонкий слой окрашенного лака, который наносится с целью достижения тех или иных оптических эффектов, придания картине тональной цельности.

    Покрытие картин лаком предохраняет их от вредного воздействия атмосферной влаги, загрязненности воздуха, действия газов и т. д. Кроме того, покрытие лаком повышает оптические свойства красочного слоя, придает краскам большую насыщенность и глубину.


     



     

    Лаки живописные


    Лак для живописи нужен для того, чтобы разжижать краски, способствовать более равномерному и единовременному их просыханию, уменьшать вжухлость красок и вместе с тем увеличивать способность прилипания одного слоя красок к другому, содействовать тому, чтобы объем высыхающих слоев живописи оставался без изменения, увеличивать твердость и выносливость слоя живописи и, наконец, придавать краскам большую прозрачность и красоту тона.

    Введение в масляную краску лака для живописи сказывается положительным образом. Это объясняется тем, что входящие в состав лаков смолы не подвержены таким физико-химическим изменениям, как высыхающие масла. Введенная в краску вместе с лаком смола становится как бы скелетом образовавшейся красочной пленки. Благодаря этому при образовании красочной пленки и ее старении не происходит такого объемного сжатия, как при употреблении в качестве связующего одного масла. Это положительно отражается на уменьшении сморщивания, «пожухания», потускнения, на сохранении яркости и чистоты цвета, на большей силе и глубине тонов живописных красок, содержащих смолы. Однако, количество введенной смолы во избежание хрупкости красочного слоя не должно быть чрезмерным.

    Применение масляного лака сложного состава в качестве связующего красок масляной живописи привело к созданию в XVI—XVII вв. исключительной по технике выполнения живо­писи. Масляный лак сложного состава, обладая рядом высоко­ценных качеств, как связующее вещество красок был и остается непревзойденным материалом живописи, так как не только облегчает работу художника, но дает и бо­лее красивую и прочную живопись.

    В настоящее время, да и в XIX в., масляные краски, при­меняемые в живописи, приготовляются главным образом на сы­ром растительном масле. Одним из существенных недостатков, присущих масляным краскам, приготовленным на сырых мас­лах, является их пожухание. По прошествии известного времени масляная живопись, нанесенная на грунт, тускнеет, краски те­ряют свой блеск, и вся поверхность приобретает матовый вид. Это явление, известное под именем пожухания, или вжухлости, происходит вследствие того, что масло, входящее в состав крас­ки, впитывается грунтом, и краски благодаря этому обезмасливаются. Вследствие непрочного соединения связующего масля­ных красок — сырого масла с красочным пигментом — масляные краски претерпевают сильное изменение в своих тонах и утра­чивают свой первоначальный вид. Первоначальный оптический эффект живопись вследствие пожухания красок также утра­чивает, картина становится тусклой, поверхность ее приобретает некрасивый матовый вид, в сильной степени затрудняющий восприятие красочной гаммы данного произведения.

    Лессировки и покрытие лаком законченных работ следует производить после полного просыхания красочного слоя, на которое в масляной живописи в среднем уходит около одного года. Темперу можно покрывать лаком значительно раньше - примерно через два- три месяца после окончания работы.

    Хранить лаки рекомендуется в плотно закрытых сосудах в темном месте.

    Лак на основе мягких и твердых смол

    Возникает еще один важный вопрос — следует ли пользо­ваться для приготовления масляно-лаковых красок исключитель­но твердыми смолами или же допустимы для этой цели и мягкие смолы.

    Дать категорический ответ на этот вопрос не представляет­ся, однако, возможным. Конечно, твердые смолы образуют более твердый и устойчивый слой красок по отношению к механи­ческим и химическим воздействиям и к растворителям. Послед­нее обстоятельство весьма важно с точки зрения возможных в будущем реставраций, особенно при так называемой регенерации живописи, в которой живопись подвергается действию паров спирта. Живопись, исполненная на смолах, растворимых в спирту, регенерации спиртом выдержать не может. Исходя из этого соображения, предпочтение нужно отдать твердым смо­лам; однако образцы старинной живописи свидетельствуют о том, что льняное масло в соединении с высшими сортами терпентинов, содержащих в себе одни из наиболее мягких смол, дало прекрасные результаты в качестве связующего веще­ства красок (у Рубенса, Ваи-Дика и других мастеров), так как произведения, исполненные на нем, сохранили свою све­жесть до наших дней. Итак, следует думать, что пользование мягкими смолами для названной выше цели должно также при­вести к хорошим результатам.

    Лаки для живописи, состоящие из твердых смол, дают очень крепкий слой живописи, растворимый впоследствии с трудом, что предохраняет живопись от порчи при снимании с нее кар­тинных лаков и при различных реставрациях, которые могут иметь место впоследствии.

     

    Бальзамы

    В качестве хороших лаков для живописи могут служить некоторые бальзамы.

    Копайский и канадский бальзамы могут сами по себе слу­жить хорошими натуральными лаками для живописи, из кото­рых как более распространенный особенной популярностью пользуется копайский бальзам.

     

    Лаки из искусственных смол

    Наибольшую будущность имеют краски, связанные с искус­ственными смолами. Для художественных целей они изготов­ляются из нежелтеющих новых поливиниловых или глифталевых смол сравнительно низкой степени полимеризации. Они отверде­вают на холсте на следующий день, и можно вести прописки без опасения, что верхние слои растрескаются. Они более стойки, чем масляные краски, так как они не под­вергаются окислению. После высыхания они дают твердый эластичный слой, который противостоит воздействиям атмосферы и химикалий. Краски, тертые на смолах более высокой степени полимеризации, которые являются абсолютно щелочестойкими, являются наиболее пригодным связующим для живописи на бетоне, на цементной и гидравлической штукатурке.


    Преимущество применения лака для живописи

    Применение в качестве связующего красок масляных лаков, состоящих из жирных растительных масел, смол и эфирных ма­сел, имеет значительное пре­имущество по сравнению с сырыми растительными маслами и не имеет присущих ему недостатков:

    1. Явление пожухания мас­ляных красок, тертых на сырых маслах, при употреблении мас­ляного лака как связующего красок почти не имеет места. Это объясняется тем, что масляный лак благодаря содержанию в нем значительного количества смол и вследствие присущей ему зна­чительной вязкости и сравнительно быстрой высыхаемости (особенно при введении в него жирных эфирных масел) не дает грунту возможности впитывать в себя из краски значительное количество связующего вещества. Большая часть связующего вещества красок при нанесении их на грунт остается в красках, которые, отвердевая, сохраняют первоначальный тон и блеск;
    2. Наряду с меньшей способностью к вжуханию масляно-лаковые краски имеют способность хорошо приставать к поверхности, на которую они наносятся, и прилипать друг к другу, так как эфирное масло, содержащееся в них (а при мягких смолах и жирное масло), способно растворять, хотя бы и в незначительной степени, смолу нижележащего слоя и тем содей­ствовать прикреплению одного слоя живописи к другому;
    3. Краски значительно выигрывают в отношении прочно­сти. Процесс высыхания смол, растворенных в эфирных мас­лах, протекает одновременно во всей толще их слоя, причем на­чинается с низа, тогда как высыхание жирных масел начинается с верха. Здесь образуется твердая пленка, препятствующая вы­сыханию масла в глубине слоя, и потому оно долго здесь остает­ся сырым; прибавка смол и эфирных масел к жирному маслу, поэтому содействует равномерному, сквозному, а, следовательно, и более полному высыханию масляного слоя и, таким образом, ускоряет этот процесс. Масляно-лаковые краски высыхают в одинаковый промежуток времени скорее и полнее, чем масляные, причем все краски почти одновременно, так как каждая из них содержит уменьшенное количество жирного масла;
    4. Смолы в большинстве случаев обладают большей прозрачностью, чем жирные высыхающие масла, кроме того, им присущ больший блеск, превышающий блеск засохшего масла, — вот почему масляно-лаковые краски обладают большей насы­щенностью и красотой цвета, чем простые масляные краски, особенно если они содержат воск. Этот глянец настолько велик, что бросается в глаза зрителю. Поэтому многие из современных художников, отдающие по сравнению со старыми мастерами предпочтение матовой живописи, отрицают чрезмерный блеск красок. Для уменьшения блеска масляно-лаковых красок следует вво­дить в связующее вещество небольшое количество воска, ко­торый, убавляя до известной степени блеск красок, нисколько не уменьшает их прочности. С уменьшением блеска их, разу­меется, уменьшится и цветовая насыщенность красок;
    5. затвердение смоляных растворов сопровождается иными физическими явлениями, нежели те, которые наблюдаются при высыхании жирных масел; по улетучивании эфирных масел смоляной слой незначительно уменьшается в объеме, по сравнению с масляным слоем, и этот объ­ем затем остается без изменения;
    6. смолы мало проницаемы для водяных паров и газов, вот почему масляно-лаковые краски не чернеют так от сернистых газов, как чернеют обыкновенные масляные краски; то же мож­но сказать и по отношению сырости, губительно действующей на масляный слой, но совершенно не действующей на смоляной слой, состоящий из твердых смол.

    Из всего выше сказанного нельзя не прийти к тому убеждению, что смолы превосходят во многих отношениях высыхающие мас­ла в качестве связующего вещества красок, но сами по себе слу­жить связующим веществом красок не могут, так как растворы смол в эфирных маслах высыхают слишком быстро, но, главное, потому, что смолы лишены той эластичности, которая свойствен­на жирным маслам. Таким образом, соединение смол с жирны­ми высыхающими маслами есть лучшее разрешение вопроса о связующем веществе масляных красок.


    Недостатки применения лака для живописи

    Кроме излишнего блеска, который не нравиться многим современным художникам, но который все же можно удалить добавлением некоторого количества очищенного воска, существует еще одно качество, которое можно назвать недостатком. Это слишком бы­строе высыхание на палитре и на картине во время сеанса.


    Состав лака

    Для живописи наиболее рациональными по составу нужно считать те из лаков, которые содержат в себе смолы, жирные высыхающие масла и эфирные масла или же только смолы и эфирные масла, но в последнем случае эфирные масла должны принадлежать к медленно высыхающим, в противном случае они нарушали бы нормальное течение процесса высыхания масла, заключающегося в масляных красках; вот почему приме­шивание в масляные краски даммарно-скипидарных и мастично-скипидарных лаков в их чистом виде считается недопу­стимым. Высохшая масляная краска содержит, таким образом, в своем слое смолу и масло, причем смола занимает значитель­ное место, что весьма благоприятно отражается на качестве кра­сок и прочности живописи.

    Рецепты

    Лаки для живописи рекомендуются такого состава:

    • 2 ча­сти масляного копалового лака с 1 частью макового масла и 2 частями скипидара;

    • 3 части копалового или янтарного лака с 2 частями макового или льняного масла и 1 частью ски­пидара.

    • По Бувье, 3—4 части копайского бальзама сплавляются с 1 частью воска или 14 частей копайского бальзама с 1 частью воска и 5 частями скипидара.

    • Другой лак для живописи того же состава содержит 75 ча­стей высыхающего масла, 30 частей мастики и небольшое колли­чество венецианского терпентина.

    • Одним из лучших лаков, пригодных для живописи, можно считать лак, который состоит из одной части очищенного ски­пидара, одной части даммара или мастично-скипидарных густых лаков и одной части льняного масла.

    • Д. А. Киплик рекомендовал такой лак для живописи, который легко может приготовить каждый художник. Рецепт его таков: сгущенное на солнце и воздухе в мелкой тарелке, льняное масло (в продолжение 3 недель) разжижается обыкновенным лаком до текучести простого сырого масла. Особенно хороших результатов следует ожидать от его упот­ребления, если перед работой извлекать масло из тюбиковых фабричных красок, отфильтровывая его на бумагу, и затем шпателем размешивать их с этим лаком, разжижая при надоб­ности на палитре в процессе работы скипидаром. При употреблении этого лака не приходится опасаться вжухлости: высыхание красок ускоряется и становится более одно­временным для всех красок.

     

     


     

    Лаки покрывные


    Покрывные лаки используются для создания защитной пленки на живописном полотне путем нанесения тонким слоем на поверхность просохшей картины. Такие лаки состоят в основном из натуральных и искусственных смол растворенных в очищенном от примесей растворе терпентина. За счет добавления отбеленного пчелиного воска они высыхают, образую матовую пленку.

    Нанесением покрывного лака создают на поверхности живописного произведения защитную пленку, предохраняющую красочный слой от действия влаги, газов, пыли и в определенной степени от действия солнечных лучей. Одновременно покрывные лаки улучшают оптические свойства красочных полотен. Они восстанавливают утраченную яркость и
    глубину тонов масляных красок.

    Под лаковым покрытием понимается нанесенный на всю поверхность картины тонкий слой лака. Цель нанесения лака, то есть создание лаковой пленки, двоякая:
    • защитить живопись от различ­ных внешних воздействий: трения, ударов, запыления, действия водяных паров, газов и пр.
    • усилить эффект глубины и звучности красок.

    Из свойств, связанных с функцией защитного слоя и оптического фактора, в первую очередь оценивается эластичность пленки, растяжимость, твердость, прилипаемость, толщина, глянец, преломление света, цвет и прозрач­ность. С точки зрения консервации, больше всего ценна ее растворяемость, стойкость к вредным физическим и химическим воздействиям, условия ее старения, выветривания и т. д.

     

    Эластичность и упругость

    Лаковая пленка должна быть достаточно эластичной, чтобы она была способна преодолевать напряжения, вызываемые изменениями атмосфер­ной влажности и температуры, действующими на все составные части картины. Пока пленка эластична, в ней легко компенсиру­ются колебания объема материалов, содержащихся в картинах, и она остается неповрежденной. Однако если пленка теряет необхо­димую эластичность, будь то под влиянием совершающихся в ней физико-химических процессов, вызываемых самим составом ее веществ, или вследствие старения,— она разрывается в результа­те попеременного растяжения и сжатия и покрывается бесчис­ленным количеством мелких трещин, которые на поверхности проявляются в виде помутнения. На последней стадии этого повреждения происходит распад частичек лаковой пленки— «порошкование». Макс Петтенкофер, автор метода регенерации помутневших лаков, назвал это явление «ослаблением молеку­лярного сцепления лака».

    Масляные лаки достаточно эластичны сами по себе. Хотя функцию пластификатора эффективно выполняют масляные компоненты, однако их эластичность падает пропорционально старению, так как эластичный и мягкий линоксин в результате окисления и полимеризации становится хрупким и твердым. Медленно высыхающие масла, подвергающиеся лишь весьма медленным химическим изменениям, сохраняют эластич­ность лаковой пленки дольше, чем быстро сохнущие масла. Поэтому сиккативы, ускоряющие высыхание масляных лаков, снижают эластичность лаковой пленки и тем самым — ее проч­ность. Замена олифы полимеризованным маслом приводит к существенному улучшению стойкости масляных лаков, так как полимеризованное масло сохраняет эластичность пленки значи­тельно дольше. О сиккативах, следовательно, можно в общем сказать, что они неблагоприятно влияют на эластичность ла­ковой пленки; они даже прямо угрожают ее существованию, причем каждый вид сиккатива — по-своему и в неодинаковой степени. Следовательно, с точки зрения сох­ранности живописи, быстрое высыхание масляных лаков не является преимуществом, а наоборот - недостатком, хотя затруд­нения, являющиеся следствием медленного высыхания (например, оседание пыли), значительны. Можно, однако, ускорить высыхание и без вредных последствий, то есть создав со­ответствующую температуру, свет и сухой воздух в поме­щении.

    В условиях пониженных температур уменьшается эластич­ность лаковых пленок. Натуральные и искусственные смолы и пчелиный воск значительно более хрупки на холоду, чем при нормальной температуре. В связи с подвижностью основания и в результате механических ударов пли давления в пленках образуются при пониженной эластичности незаметные трещин­ки, которые в соответствии с физическими законами действуют как небольшие рычаги. Такой слой впоследствии растрескивает­ся и при нормальных условиях, при значительно меньшем на­пряжении, чем то, которое необходимо для пленки не находившейся в условиях пониженных темпе­ратур. Сильное охлаждение хуже всего переносят масляные лаки и глифталевые смолы.

    При повышении темпера­туры (в пределах атмосферной температуры) повышается эла­стичность термопластичных смол и линоксина, между тем как нитроцеллюлоза, наоборот, уже при 50°С становится весьма хрупкой и быстро разлагается. Дальнейшее повышение темпе­ратуры действует на большинство лаков разрушительно. Тем­пературу около 100°С переносят относительно хорошо только масляные лаки из твердых смол, содержащие большой процент полимеризованного масла, пленка которого неплавкая, и лаки из новых материалов, отверждающиеся нагреванием.


    Эластичность

    При покрытии лаком необходимо тщательно соблюдать основ­ные законы эластичности последовательно наносимых слоев. Если лаковое покрытие состоит из двух или более слоев, то менее эластичный слой должен находиться снизу, а более эластичный сверху, иначе лак растрескивается. По этой причине масляную живопись являющуюся эластичной и мягкой, нельзя лакиро­вать хрупкими и твердыми лаками, например, спиртовыми (шеллаком).


    Твердость

    Лаковая пленка должна быть достаточно твердой, чтобы противостоять механическому повреждению. Слишком мягкий пчелиный воск недостаточно предохраняет живопись против механических воздействий, а так как он тер­мопластичен, то при повышенной температуре становится лип­ким, что является причиной быстрого загрязнения поверхно­сти живописи. Поэтому как воск, так и высыхающие масла, линоксин которых также бывает вначале слишком мягким, смешивают со смолами, изготовляя лаки средней твердости, са­мые пригодные для покрытия картин. Типичные твердые лаки: сандарачные, шеллачные на летучих растворителях, лаки из производных целлюлозы и некоторые синтетические лаки,— на более мягкой живописи, особенно на холсте, растрески­ваются.


    Прилипание

    Лаковая пленка прилипает лучше к шероховатой и пористой поверхности покрываемой лаком плоскости. Низковязкие и сильно разжиженные лаки проникают глубже в живопись и прочно с ней соединяются при этом они придают краскам большую насыщенность цвета, чем высоковязкие лаки. Высоковязкие лаки, наоборот, остаются на поверхности и вызывают меньше оптических изменений. Прилипание пленок из натуральных смол и высыхающих масел весьма удовлетворительно. В про­тивоположность этому, пленки из производных целлюлозы и большей части искусственных смол хуже прилипают к покры­ваемой поверхности, и если эта поверхность вполне гладкая, то их часто можно просто снять, как оболочку. (Уже из этого видно, как опасно применять их для изоляции мелового грунта, как это иногда неправильно рекомендуют.) Прилипание синте­тических лаков усиливают добавлением природных смол: дам­мары, шеллака или сандарака.


    Преломление света

    Лаковая пленка выполняет на картине, наряду с защитной функцией, еще и оптическую функцию, то есть придает живописи большую или меньшую глубину и насыщенность. На картинах, писанных красками с низким показателем преломления, лаки, сильно преломляющие свет, могут вызвать мгновенное потемнение всей живописи. Показатели преломления света разных веществ, которые являются основой связующих красок и лаков, весьма различны. Из сопоставления показателей преломления вытекает, что смесь даммары с воском не вызывает потемнения масляной живо­писи и что изменения, вызываемые этим лаком у темпер, меньше изменений, вызываемых масляными копаловыми лаками или летучими смоляными лаками. Из той же таблицы показателей преломления видно также, что если мы добавим в масляные краски копаловые лаки, то они приобретут (в особенность лессировочные краски) большую глубину, нежели при разбав­лении скипидаром или маслом.


    Глянец

    Лаковая пленка с сильно глянцевой поверхно­стью не рассеивает света и поэтому помогает вызвать наиболь­шую глубину красок и выявляет детали темных, тонко нюанси­рованных частей, которые являются тем более выразительными, чем меньше рассеян свет. Для светотеневой живописи (например. XVII—XIX веков) такие глянцевые лаки являются наиболее пригодными. В противоположность этому живопись, главным выразительным средством которой является красочная декора­тивная поверхность (например, средневековая живопись и конечно, многие современные картины), нуждается в умеренно глянцевых или совершенно не глянцевых лаках. Сильный глянец смоляных и масляных лаков можно умерить небольшой добавкой воска либо нанесением на глянцевую совершенно высохшую лаковую пленку весьма тонкого слоя воска.


    Дефекты, вызываемые влажностью

    Влага или длительное воздействие атмосферной влажности вызывает на поверхности лаковой пленки синеватые налеты и помутне­ние, ослабляет также ее адгезию к живописной поверхности до такой степени, что, в конце концов, она превращается в порошок и распадается. Воздействию влажности подвер­гаются легче всего лаки из самых мягких смол — канифоли, даммары, мастикса, которые отличаются такой небольшой стой­костью, что достаточно оставить покрытые ими картины на ночь у открытого окна, чтобы на их поверхности появился сине­ватый налет. Наибольшей стойкостью к действию влажности от­личаются восковые и смоляные лаки с примесью полимеризованных масел.

    Большинство лаков не представляет собой непроницаемый для влаги слой на живописи, а, наоборот, способствует перене­сению влажности на нижние слои. Это, конечно, имеет большое значение для консервации картин. Из разных веществ лучше всего предохраняют живопись воска и природные смолы, через которые влага не проходит. Масляная пленка является в этом отношении менее надежной, так как она пропускает влагу. Более всего пропускают влагу некоторые искусственные смолы и ряд производных целлюлозы, как, например, ацетил и метилцеллюлоза, являющиеся недостаточно влагостойкими. Эффек­тивным средством, повышающим стойкость лаковой пленки к влажности, является тонкий слой воска, нанесенный на поверх­ность вполне высохшего лака.

    Пожелтение лаковой пленки, вызывается как окислением, так и ультрафиолетовыми лучами. Лаки, которые задерживают ультрафиолетовые лучи, сильно желтеют, под воздействием этих лучей они частично разлагаются. Под воздействием ультрафиолетовых лучей денитрируется ятроцеллюлоза, а многие искусственные смолы деполимеризуются на свету. Этот серьезный недостаток частично устраняют тем, что в несветостойкие лаки добавляют вещества, поглощаю­щие ультрафиолетовые лучи, благодаря чему они теряют способ­ность вредно влиять на лаковую пленку. Примечательно то, что этой способностью обладают и некоторые пигменты, особенно белые, которые, будучи диспергированы в лаковой пленке, по­вышают ее прочность.

    Масла совершенно не способны защищать краски от действия на них газов (в частности сероводорода, от которого масляная краска быстро чернеет), тогда как те же краски, крытые лаком, остаются без изменения даже при интенсивном действии на них сероводорода. Ввиду этого через 1 или 2 года после окончания работы над картиной, в зависимости от степени ее просыхания, живопись покрывается картинным лаком специального состава.

    Благодаря лаковой пленке получается безукоризненно гладкая, правильно отражающая цвет поверхность, которая отражает падающий свет лишь в од­ном направлении. Лак, покрывая живопись, придает краскам звучность, соз­дает в известной степени теплые и погашает холодные тона, наиболее полно выявляя всю красочную гамму, углубляет и де­лает прозрачными теневые места, одновременно углубляя и придавая прозрачность теневым местам живописи. Лак в темпе­ре является окончательной лессировкой.

    Лаковая пленка должна быть достаточно прочной, твердой, крепкой и в то же время эластичной, что особенно важно в мас­ляной живописи на холсте. Она также должна быть достаточно устойчивой в отношении различных внешних воздействий как физических, так химических и механических. Эластичность яв­ляется необходимым условием для лаковой пленки, так как, ко­гда предметы, покрытые лаком, приходят в движение или вос­принимают механические воздействия, то лаковая пленка долж­на растягиваться, сжиматься и изменять свою форму, не разры­ваясь и не отскакивая от поверхности предмета. Лаковая пленка образуется из веществ, входящих в состав лака в качестве его составных частей, как-то: масла, различные смолы и т. д. Само образование пленки происходит в результате сложных физико-химических процессов, происходящих при вступлении только что нанесенного слоя лака во взаимодействие с кислородом воз­духа. В результате этих процессов лаковая пленка становится твердой и вместе с тем эластичной, хорошо противостоит различным внешним воздействиям и яв­ляется превосходным изолирующим слоем.

    Лаки, служащие для покрывания картины, приготовляются из твердых и мягких смол (природных и/или искусственных) и разбавителей (масел, терпентинов, уайт-спирита и др.). Масла надо использовать исключительно эфирные, так как, защищая живопись, лаки изнашиваются, тускнеют, желтеют и подлежат от поры до времени удалению с поверхности картины для замены новыми лаками, между тем удаление масляных лаков сопряжено с боль­шими затруднениями. На этом же основании обыкновенно при­нято готовить лаки из мягких смол, даммара и мастики, раст­воряя их в скипидаре и нефти, так как их легко удалить с кар­тины при надобности.


    Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи:
    • Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Придает краскам большую сцепляемость с грунтом, насыщенность цвету, образует эластичную, медленно высыхающую пленку.  Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.
    • Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходит более медленно, чем лака мастичного.
    • Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном. Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.
    Помимо вышеперечисленных смол, в лаках для живописи используются так называемые терпентины. В свежем состоянии терпентины представляют собой только что вытекшие из дерева густые, липкие, прозрачные жидкости - живицы. Застывшая на поверхности ствола живица предохраняет древесину от проникновения короедов, грибов и др., "заживляет" рану (отсюда название). Живицы состоят главным образом из смоляных кислот и скипидара. Добывают терпентины посредством подсочки (надрезов в коре) хвойных деревьев. При соприкосновении с воздухом терпентины становятся густыми вследствие испарения из них скипидара, а также окисления смоляных кислот кислородом воздуха. Из современных природных терпентинов в лаках для живописи используются пихтовая живица и кедровый бальзам.

    Лаки пихтовый и кедровый, представляющие собой растворы соответствующих живиц в пинене или скипидаре, используются как добавки к масляным краскам.

    Можно рекомендовать картинные лаки, составленные по при­водимым ниже рецептам:

    Мастичный лак:

    • 14 частей — мастики в порошке
    • 44 части — скипидара
    • 6 частей — толченого стекла
    • 2 части — венецианского терпентина

    Даммаровый лак:

    • 100 частей — даммара
    • 300 частей — скипидара
    • 1 часть — касторового масла

    Приготовляя эти лаки, необходимо следить за тем, чтобы скипидар и смолы не содержали в себе воды! Что очень важно, так как от воды даммарный лак мутнеет.

    Толченое стекло в мастичном лаке играет роль разъедините­ля частиц смолы, облегчающего ее растворение; касторовое же не высыхающее масло в даммаровом лаке служит для придания ему эластичности.

    Копайский бальзам в натуральном своем виде также может служить хорошим картинным лаком, не теряющим своей про­зрачности под действием сырости; но чаще всего практикуется покрывание масляной живописи мастичными и даммаровыми скипидарными лаками, свойства которых таковы: мастичные лаки более окрашены, нежели даммаровые, и желтеют еще впо­следствии, зато все время сохраняют свою прозрачность; дам­маровые же лаки почти бесцветны и не желтеют, но с течением времени становятся малопрозрачными. Помутневший таким об­разом даммаровый лак под парами спирта, впрочем, снова при­обретает первоначальную свежесть.

    К сожалению, к отрицательным свойствам лаков, приготовленных из натуральных смол, относиться их способность желтеть, становиться коричневыми, покрываться сетью кракелюра, белеть, а иногда и полностью терять прозрачность. Изменение цвета зависит и от масел, на которых или с участием которых приготовляется лак, а также от естественного старения смол. Защитные достоинства лаковых покрытий сохраняются, но изменение цвета пленки не позволяет зрителю различать цвета и моделировку формы, а иногда и вообще различить, что же изображено на картине.

    Для придачи живописи матовой поверхности она покры­вается «глютенем-элеми»; тех же результатов можно достичь покрыванием живописи раствором хороших бесцветных сортов парафина или церезина в скипида­ре. Пропорция между ними такова: на 1 часть парафина или церезина берется 5 частей скипидара. Лак этот становится ма­товым только после достаточного высыхания и не ранее, как на другой день после его нанесения



    Картинка 150 из 214

     


     


     

    Лаки для ретуши


    Масляные краски, нанесенные на какой-либо пористый материал или грунт, становятся матовыми, тусклыми и лишенными блеска, присущего маслу. Чем более пористы материал и грунт, на который наносятся краски, тем скорее они становятся матовыми и тем сильнее их тусклость. То же явление наблюдается и при нанесении масляных красок на мало просохший предыдущий слой масляных же красок. Это явление называется в живописи вжухлостью или пожухлостью.

    В первом случае оно объясняется тем, что масло, содержащееся в красках, всасывается порами нижележащего материала, и они, таким образом, в большей или меньшей степени обезмасливаются, становясь матовыми и изменяя свой тон, что наиболее заметно у темных красок.

    Вжухлость же, получаемая при нанесении масляных красок на масляные, по позднейшим исследованиям объясняется тем, что масло краски, нанесенной поверх другого слоя масляной краски, растворяет масло нижележащего слоя, если последний недостаточно еще просох, в результате чего происходит погло­щение масла верхнего слоя краски нижним слоем. При доста­точном просыхании нижнего слоя масло верхнего слоя уже не способно растворить его, и потому вжухлости в этом случае не происходит.

    Для устранения вжухлостей существует целый ряд лаков, называемых «лаками для ретуши», и помад, из которых неко­торые составлены из жирных высыхающих масел и смол, дру­гие состоят из смол, растворенных в эфирных летучих маслах и в спирту. Первые нужно отнести к средствам, более отвечающим цели, так как они, содержа в себе масло, способны до известной степени возвращать утерянный тон живописи; другие же воз­вращают ей лишь утраченный блеск. Жухлые места, покрытые ими, всегда приобретают тон более темный, нежели он был до вжухания, вследствие чего очень часто в покрытой ими живопи­си получаются дисгармоничные пятна, если пожухла небольшая прописка или поправка.

    Кроме того, ретушный лак применяется для усиления сцепления красочных слоев, что очень полезно при многослойной живописи, когда между сеансами проходит много времени и краска успевает сильно высохнуть.

    Лак может наноситься как кистью так тампоном.

    Рецепты

    Можно посоветовать такой рецепт ретушного лака: 1 часть мастичного лака и 1 часть акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

     


     

    Покрытие картин лаком


    Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски.

    Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

    Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.


    • Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п.
    • Картину покрывают лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В этот период рекомендуется предохранять живопись от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из выпускаемых в настоящее время покрывных лаков: акрил-фисташковый, акрил-стирольный, мастичный, даммарный. Лучшими современными покрывными лаками считаются акрил-фисташковый и акрил-стирольный. Эти лаки имеют в своей основе синтетические смолы: акрил-фисташковый лак - полибутилметакриловую смолу, акрил-стирольный лак - полибутилметакриловую смолу и стирол-акрилатный сополимер. Пленки этих лаков обладают хорошей эластичностью, значительно превосходят по своим физико-химическим свойствам пленки мастичного и даммарного лаков и сохраняют свои свойства в течение длительного времени.
    • Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.
    • Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.
    • Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.
    • Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить.
    • Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее - 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем.
    • Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
    • Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°.
    • Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.
    • Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1 : 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше.
    • Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), это дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.
    • При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте.
    • Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком.
    • Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины.
    • После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке.
    • Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины.
    • После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.
    • При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки;
    • Для удаления излишнего лака применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.
    • При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков.
    • Большие картины часто покрывают лаком , постепенно, разбив всю площадь ее на отдельные участки.
    • Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака. При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.
    • Для закрепления рисунков, сделанных карандашом, углем и пастелью, применяется лак фиксатив. Он представляет собой раствор синтетической смолы (поливинилацетата) в спиртах. После высыхания дает прочное бесцветное покрытие. Создание защитной пленки на поверхности произведения позволяет удалять с него пыль при помощи влажного ватного тампона. Лак фиксатив можно применять для фиксирования работ карандашом и пастелью на бумаге, а также для закрепления рисунка углем на грунтованном холсте. Лак-фиксатив наряду с прочным закреплением обеспечивает одновременно и полную сохранность цвета.





     

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

    © 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.