Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 51 гостей онлайн

Мы в контакте


Лак PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 28
ХудшийЛучший 
Художественные материалы
Индекс материала
Лак
Живописный лак
Покрывной лак
Ретушный лак
Покрытие картин
Все страницы

 

ЛАК

 

Лак — раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку. В настоящее время существуют лаки не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ - отвердителей или катализаторов. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные. Отверждение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет химической реакции полимеризации.

Картинка 10 из 214 На иностранных языках слова  фр. laque,   нем. lack означают краску, получаемую осаждением органических красочных пигментов металлическими солями. Такие краски по-русски называются баканами, а русское слово «лак», как обозначение жидкости с указанными выше свойствами, в западной Европе переводится словами англ.varnish, Firniss, фр. vernis.

Многими своими достижениями техника масляной живописи обязана лакам. С началом их использования, как считает целый ряд специалистов, связано происхождение и развитие масляной живописи.

Лаки имеют соломенно-желтый, желто-коричневый, даже темно-коричневый цвет. Лишь в виде исключения лаки бывают совершенно бесцветными. Желтоватая или слабо-коричневатая окраска не является недостатком, так как слой лаковой пленки до того тонок, что его цвет практически не проявляется. Если желтизна лака вызвана присутствием высыхающего масла, то лаковая пленка самопроизвольно обесцвечивается в течение нескольких дней на сильном дневном свете, ибо краситель, содержащийся в высыхающих маслах, вначале нестоек на свету. Коричневые лаки из неотбеленного шеллака и из тугоплавких смол изменяют колорит живописи, действуют как цветная лессировка и поэтому непригодны для покрытия картин.


Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя

Применяемые в живописи лаки в зависимости от растворителя, придающего лакам те или иные свойства и определяющих их назначение, подразделяются на:

  • лаки на летучих растворителях, высыхающие за счет физического процесса (испарения растворителя);

  • мас­ляные лаки, высыхающие химически (в результате окисления и полимеризации);

  • лаки, отверждающиеся нагревом (отвер­девающие в результате реакции поликонденсации);

  • эмульси­онные лаки.

 

Лаки на летучих растворителях

Скипидарный лак входит в практику обихода живописца как один из материалов живописи лишь в XVI в. и особенного распространения до конца XVIII в. не имеет. Техника живописи XIX—XX вв. уделяет скипидарным лакам большое внимание, пользуясь ими в качестве покрывного и связующего вещества.

Спиртовой лак, представляет собой раствор смолы в спирте, особого распространения в живописной технике не по­лучили вследствие своей малой прочности и стойкости. Лаковая пленка спиртовых лаков, состоящая из смолы и быстро улетучивающегося растворителя-спирта, быстро покрывается се­тью трещин, отличается крайне незначительной стойкостью и прочностью.

 

Масляный лак

Наибольшим распространением, как в современной жи­вописи, так и в живописной технике древних мастеров XI— XVIII вв. пользовались масляные лаки.

Он представляет собой наиболее распростра­ненный и весьма ценный материал в живописи, применяющийся как связующее вещество красок, и как покровный лак, предохраняющий живопись от разрушения.

В старинной технике живописи масляные лаки среди других материалов живописи занимали одно из первых мест.

Роль масляных лаков в живописи значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин гро­мадное большинство произведений живописи старых мастеров вполне сохранилось до наших дней. Вследствие же применения масляного лака как связующего вещества красок живопись ста­рых мастеров обладала большой прочностью и неизменяемо­стью на протяжении целого ряда столетий.

 

Лаки, отверждающиеся нагревом

Лаки, отверждающиеся нагревом появились с развитием производства искусственных смол. Они высыхают не в результате испарения разжижителя или окисления смолы, а в результате реакции поликонденсации между полупродуктом смолы начальной стадии, протекающей при повышенной температуре. В результате этой реакции образуется твердая, прочная и химически стойкая пленка. Высокая химическая стойкость пленки объясняется тем, что реакция поликонденсации в отличии от процесса высыхания масляных лаков полностью заканчиватеся в процессе отверждения лака. Отверждаемые смолы принадлежат к классу фенолоформальдегидных, аминоформальдегидных и глифталевых.

 

Эмульсионные лаки

Эмульсионные лаки представляют собой дисперсии в воде поливинилацетата, полиметилметакрилата, полибутилметакрилата или сополимеров метилметакрилата и бутилметакрилата. Эти дисперсии, которые образуются непосредственно при полимеризации, являются весьма устойчивыми, ибо размеры диспергированных частичек смолы незначительны. Этинеобыкновенно малые размеры диспергированных частиц гарантируют замечательную стабильность эмульсии, которая не распадается даже спустя очень длительное время.

Пленки этих эмульсионных лаков совершенно прозрачны, бесцветны, абсолютно стойки на свету и, кроме того, противостоят окислению и действию вредных газов. Во влажной среде не подвергаются плесневению и гниению, они, однако, частично растворяются в воде.

Эмульсионные лаки можно применять при настенной живописи и при приготовлении грунтов под живопись на холсте, картоне и бумаге.

 

По своему составу применяемые в живописи лаки весьма разнообразны. В прошлом многие художники использовали лаки собственного приготовления. В настоящее время промышленностью выпускаются лаки в основном двух видов: смоляные и масляно-смоляные. Первые представляют собой раствор смолы в летучем растворителе, они образуют прочную эластичную пленку в результате испарения растворителя. Вторые, где растворителем служит масло, высыхают и образуют пленку в результате окисления и полимеризации масла.


Виды лаков в зависимости от применяемых смол

В технике живописи применяются лаки смоляные и смоляно-масляные.  Смолы являются необходимой составной частью лаков. В течение многих веков смолы являлись непревзойденными по качеству пленкообразующими.

По происхождению смолы делятся на две категории: природные и синтетические. Большинство природных смол добывают в странах с тропическим климатом. Ряд растений, главным образом хвойных, при естественных или искусственных повреждениях внешней оболочки (коры) выделяет жидкости, которые под влиянием света и окислении кислородом воздуха превращаются в смолообразные вещества различного вида и твердости. Некоторые смолы («молодые», «свежие») собирают непосредственно с деревьев или добывают из земли (ископаемые). Ископаемые смолы – это смолы некогда произраставших деревьев, в течение тысячелетий пролежавшие в земле и в результате произошедших изменений их химического состава получившие высокую стойкость и механическую прочность.

Из природных смол для живописи применяются даммара, мастикс, копал, янтарь.

Картинка 11 из 214 Наиболее высококачественными смолами являются ископаемыми смолы – копалы. Копалы представляют собой твердые вещества в виде кусков различной формы, цвета и прозрачности, отличающиеся высокой температурой плавления. Копаловый лак является смоляно-масляным лаком. Он представляет собой сплав копала с рафинированным и отбеленным льняным маслом, разбавленный растворителем. Приготовление копалового лака - довольно сложный процесс, требующий большого умения и навыков. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями. Копаловый лак применяется для покрытия готовых работ.

Высокими качествами для производства лаков обладает также ископаемая смола – янтарь. Янтарь представляет собой продукт ископаемых растений и добывается, в основном, на побережье Балтийского моря в районе Калининграда. Янтарный лак является смоляно-масляным лаком. Он образует глянцевое покрытие с высокой атмосферостойкостью, твердостью, стойкостью к действию органических кислот. В России до революции янтарный лак выпускался в промышленных масштабах и широко использовался русскими художниками.

В настоящее время копаловый и янтарный лаки в промышленных масштабах не производятся из-за сложности технологических процессов их изготовления, дефицита и дороговизны сырья.

Даммара – смола, собираемая с деревьев семейства Dipterocarpaceas, преимущественно на островах Малайского архипелага. Смола даммара свободно вытекает из трещин и надрезов в коре дерева. Встречается в виде кусков различной величины от бесцветных до черных. Наиболее распространена бесцветная или слегка желтоватая смола. Именно такая смола используется в приготовлении даммарного лака. Даммарный лак - 30% раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Применяется для добавления в масляные краски и для покрытия законченных произведений. Пленка даммарного лака не склонна к пожелтению, при нагревании, даже слабом, она размягчается и приобретает незначительную липкость. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный. Применяется в основном в качестве добавки в масляные краски, образует прозрачную, почти не желтеющую масляную пленку, но со временем может немного помутнеть.

    Мастикс – смола, добываемая с деревьев вида Pistacia lentiscus, растущих на средиземноморском побережье. Собирается мастикс посредством надрезов в коре дерева и на его ветвях, из которого смола вытекает в виде капель, напоминающих по своей форме слезы. Наилучшей считается смола с острова Хиос (Греция). Мастикс имеет приятный запах и вкус (можно использовать в качестве жевательной резинки). Мастичный лак - 30% раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи и лессировок.  Пленка мастичного лака в отличие от даммарного слегка желтеет, но зато не мутнеет. Мастичный лак с успехом применяется и для покрытия законченных живописных работ.

    Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

    Лаки в живописи применяются в качестве добавок в масляные краски, для лессировок и покрытия картин после их окончания.

    Добавка лака в краски препятствует резкому сжатию и сморщиванию красочного слоя, появлению пожухлостей. Лак изменяет оптические свойства красок, делает их более прозрачными и насыщенными по цвету. Благодаря смолам, содержащимся в лаке, красочный слой образует более прочное сцепление с грунтом, высыхает быстрее и более равномерно.

    Лессировка представляет собой тонкий слой окрашенного лака, который наносится с целью достижения тех или иных оптических эффектов, придания картине тональной цельности.

    Покрытие картин лаком предохраняет их от вредного воздействия атмосферной влаги, загрязненности воздуха, действия газов и т. д. Кроме того, покрытие лаком повышает оптические свойства красочного слоя, придает краскам большую насыщенность и глубину.


     




     

    Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

    © 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.