Русское народное творчество
ПЕСНЬ ХОЛУЯ
Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.
Кто не бывал здесь во время разлива, тот Холуя не видел. Поселок стоит на
берегу Тезы, недалеко от впадения ее в Клязьму. Речка небольшая, тихая, но каждой весной она выходит из берегов и затопляет всю округу. Над водой высятся лишь деревья да дома, и между ними по улицам-протокам снуют лодки. На работу и с работы, в детсад и в магазин холуяне в эту пору плавают. Где еще такое увидишь? Вечером молодежь садится в лодки, и начинается «гулянье». Лодки собираются в стайки, выстраиваются вереницей. В темноте играют гармошки и гитары, плывет над водой песня. Где ж и жить-то еще художнику, как не здесь!
- Холуй — село древнее. Видимо, после того как полчища Батыя сожгли Суздаль, Ростов, Владимир, в здешних местах начали селиться суздальцы. Теза изобиловала рыбой, и первым их занятием стала рыбная ловля. Из ивовых ветвей они сооружали сети-запруды, называвшиеся «холы» или «холуи». Отсюда и название поселка.
Среди переселенцев было немало иконописцев. И к XVIII веку Холуй вместе с недальними Палехом и Мстерой становится центром иконописания. Судоходными реками он был связан со всей Русью, поэтому стал вскоре местом многолюдных ярмарок, где в большом количестве продавали произведения местных живописцев.
Первоначально слободские умельцы занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей.
Со временем палехские художники стали писать дорогие иконы, строго соответствовавшие тому или иному стилю. Иконописцы Мстеры обратились к реставрации и выделке «подстаринных» икон. Холуйские же мастера занялись в основном изготовлением «расхожих» (дешевых, наскоро написанных) образов, которые разносили коробейники. В отличие от мстерцев и палешан землепашеством холуяне не занимались и на жизнь зарабатывали исключительно писанием икон.
Положение иконописцев резко ухудшилось в конце XIX века, когда иностранная фирма «Жако и Бонакер», выпускавшая банки для ваксы, занялась производством икон, штамповавшихся на жести. Обогнать машину? Старожилы рассказывают, что один наш земляк возами доставлял продукцию к дому хозяина. Подготовку ликов он производил не кистью, а всеми десятью пальцами, обмакнув их в краску. Каждое прикосновение — лицо, которое он прописывал кистью.
Естественно, что при таком поспешном письме холуйские мастера далеко отступали от канонов иконописи. Религиозным сюжетам они придавали характер бытовых сцен, подсмотренных в жизни. И все чаще обращались к приемам станковой живописи, постепенно утрачивая традиционное мастерство.
Стремление работать быстрее и быстрее приводит к разделению труда иконописца. В производстве иконы участвуют до десяти мастеров: один пишет «доличное», второй — лики и руки, третий чеканит орнамент. Каждый умеет делать лишь свою часть работы; что получается в целом, его не волнует. Икона перестает быть художественным произведением, искусство превращается в ремесло...
В 1884 году в Холуе открылась школа иконописания, призванная остановить этот процесс. Руководили ею выпускники Петербургской академии художеств Н. Н. Харламов, а затем Е. А. Зарин. Из стен школы вышли и зачинатели холуйской миниатюры.
К. В. Костерин, старейший художник Холуя:
- Иконописную школу я окончил в 1913 году. У матери нас было пятеро, отец умер. Однажды приходит Зарин: направляю, мол, вашего сына как способного для продолжения учебы в Москву. Мать в голос: «Батюшка, Евгений Алексеевич! Ведь мне кормилец нужен». И пошел я в мастерскую...
После революции мы, иконописцы, остались без работы. Многие ушли из Холуя. Другим было жалко своего искусства, при встрече они горячо обсуждали, какое найти ему применение. В конце 20-х годов некоторые мастера начали прибиваться к Мстере. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в поселке открылся ее филиал, а потом завели мы и собственную артель.
В то время Палех и Мстера уже славились своим искусством. Настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли, и в 1932 году мы тоже решили попробовать силы в миниатюре: С. А. Мокин, Д. М. Добрынин и я. Потом присоединился В. Д. Пузанов-Молёв.
Первые шаги давались трудно. Ведь мы занялись миниатюрной живописью на предмете, где действовали совсем другие законы, чем в иконописи и фреске. Скажем, изображение надо было вписать в черный фон и форму коробочки. Совершенно новыми были и темы, так как мы сразу взялись за изображение окружающей жизни. Старые приемы не всегда удавалось органично соединить с новыми задачами и тематикой. Порой наши миниатюры напоминали полотна станковистов или иконы.
В то время мало кто верил, что Холуй найдет собственный стиль, отличный от палехского и мстерского. «Третьему из-под двух не выбраться»,— говорили вокруг. И как же мы обрадовались, когда наши опыты поддержал профессор А. В. Бакушинский!
«Из этих корней может выйти интересное растение,— говорил он. — Стиль Холуя должен быть более реалистичным, чем у Палеха и Мстеры, но более декоративным, нежели у Федоскина».
В 1937 году холуйцы показали свои произведения на Всемирной выставке в Париже. Участвовали в ней и мои миниатюры «Праздник колхоза» и «Жить стало лучше». Как и работы Мокина и Пузанова, они были удостоены бронзовой медали. Холуй постепенно завоевывал известность.
В годы войны государство проявило большую заботу о нашем искусстве. В 1943 году в Холуе открылась художественная профтехшкола, где начали готовить миниатюристов. И хотя выгодные для артели «коврики» писались еще десять лет, перелом уже наступил. Среди первых выпускников школы Н. И. Бабурин, Б. В. Тихонравов, А. М. Костерин, Н. Н. Денисов, Б. И. Киселев, А. А. Каморин, В. И. Фомин и другие художники, сыгравшие решающую роль в становлении холуйского искусства.
Б. И. Киселев, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е Репина:
- Хочу сказать об учителях. Мокин рано умер, но успел воспитать прекрасного художника - В. А. Белова. А Пузанов и Костерин отдали школе многие годы. Начинали буквально с нуля, первое время ученикам и показать нечего было, ведь альбомов по иконе тогда не издавали. Весь наглядный материал преподаватели делали сами.
Программы составлял Константин Васильевич Костерин, он же вел и большинство предметов. Для учащихся тех лет он был как отец, все время с нами! Поэтому и работ не так много сделал. А художник очень хороший. Помню, сидит он и расписывает шкатулку «Песнь Холуя», а мы вокруг. Тут же объясняет, как краску створить, как положить пробел. Всю жизнь Константин Васильевич посвятил тому, чтобы песнь Холуя была звонкой и чистой. Успехами своими мы прежде всего обязаны ему.
Н. Н. Денисов, заслуженный художник РСФСР:
- У нас с Палехом и Мстерой много общего. Расписываем одинаковые вещи, одной и той же яичной темперой. В основе образного языка приемы древнерусской живописи. Вот почему нелегко нам было создать собственный стиль. Но сегодня, мне кажется, Холуй свое лицо уже нашел. В чем же его своеобразие?
Черный фон облекает предмет и является основой росписи. Мстерцы закрашивают его и пишут на светлых фонах, четко отграничивая живописное поле, отчего миниатюра кажется приклеенной. У палешан, наоборот, черный фон проходит через все изображение, строя внутреннее пространство произведения. А холуяне? Мы умеем писать и на светлом фоне, но обычно приглушаем его к краям. Однако нередко впускаем черный фон и внутрь композиции как организующее цветовое начало. Иногда же используем его по примеру палешан как пространство, правда, слегка подцвечиваем, тонируем, чтобы чернота не казалась такой бездонной.
Лаковой миниатюре свойствен развернутый сюжет, который должен легко «читаться». Мстера наиболее повествовательна: «пересказ» сюжета здесь такой подробный, что главные эпизоды как бы уравнены со второстепенными. Поэтому все фигуры мелкие, словно тающие в пейзаже. Палех и Холуй не столь многословны. Главное событие тут «придвинуто» к зрителю, более крупные фигуры являются основными цветовыми пятнами.
Своеобразие холуйского искусства во многом обусловлено особенностями здешней иконописи. Наша миниатюра более жизнеподобна, чем палехская, которая ближе к канонам иконописи. Например, силуэты фигур у нас менее условны. Но положите рядом мстерскую шкатулку, и более строгий силуэт окажется у -Холуя. Еще отличие: условную форму палешане выявляют золотыми и серебряными штрихами, завершающими роспись. У нас же образы более материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки остается в Холуе локальным. Во Мстере же сегодня его нагружают полутонами, и пятно напоминает тканый узор. Можно сказать, что наши работы живописнее палехских, но графичнее и декоративнее мстерских.
Подобные особенности позволяют холуйским художникам создавать и символические образы — и тогда отчетливее проступают иконописные основы миниатюры, и передавать непосредственные жизненные впечатления — и тогда вперед выступают «пленэрные» возможности нашего искусства. Сравните хотя бы «Жар-птицу» Белова и мой «Поселок Холуй». Самые разные темы воодушевляют наших мастеров: битвы предков и освоение космоса, народная сказка и советская песня, деревенские посиделки и архитектурный памятник. И каждый, не изменяя общему направлению, может высказать что-то свое, сокровенное.
Б. С. Новоселов, главный художник Холуйской фабрики лаковой миниатюры:
На фабрике сегодня 130 миниатюристов. Из них 30 составляют творческую группу. Это наши ведущие мастера, они создают новые произведения. Остальные художники тиражируют их оригиналы. Значит, рядовой мастер никак не проявляет индивидуальность? Нет. Мы требуем, чтобы он сохранял композицию образца и основные цветовые отношения, передавал сам дух произведения. И вместе с тем настраиваем его на творчество. Потому что, если художник будет все время опасаться, как бы не «промазать», ничего хорошего не выйдет. Надо, чтобы он с удовольствием работал! Тогда копия может даже превзойти оригинал. Скажем, у плясуна голова такая кудрявая да «веселая» получится, что улыбнешься. Или в цвете автор не дотянул, а исполнитель возьмет свежее. Смотришь одну работу у разных мастеров и видишь, как она обогащается... Бывает, к сожалению, и по-другому. План большой, и молодым ребятам (а их на фабрике больше половины) с ним справиться нелегко. Начинается спешка, которая ведет к снижению качества. Тут уж не до индивидуальности...
В. А. Белов, заслуженный художник РСФСР, руководитель творческой группы:
- Время от времени в творческую группу приходят молодые художники. Вернее, мы сами их ищем — в школе и на фабрике — и способных ребят берем к себе. Что мне в них нравится? Ищут постоянно, стремятся сделать что-то новое. Скажем, темы порой такие берут, что мы в свое время и не задумывались. Недавно одна художница сделала работу «Охота похвальбу любит». Охотников у нас много, и бахвалы есть. А темы такой никогда не брали. Другой парень собственное детство изобразил — разве не ново? Или еще молодых миниатюры: «Цирк», «Метро», «Пожарники». Ценно и то, что от жизни идут, а не у нас, стариков, заимствуют, что писано-переписано.
Конечно, не все еще молодые умеют, искусство наше видят подчас немного со стороны. Поэтому бывает, что плакатно работу решат или по-станковому. На художественном совете мы такие вещи строго критикуем. Но ребята все равно ищут и других тормошат. И это, я считаю, хорошо. Искусства без движения не бывает. А будущее Холуя в руках этих вот самых ребят.
Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.
|