Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 72 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Колорит (колористика) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 16
ХудшийЛучший 
Цветоведение

КОЛОРИ́СТИКА, КОЛОРИ́Т

 

КОЛОРИ́СТИКА, КОЛОРИ́Т (итал. colorito, от лат. color — "цвет").

Колорит композиция цвета, хроматический строй, согласованность цветов(тонов хроматического рядахудожественного произведения. В отличие отэстетической ценности цветовых сочетаний — гаммы, гармонии тонов, — колоритвыражает художественный смысл цветового решения произведения искусства. В каждом отдельном случае это решение уникально и неповторимо, хотя основывается на простых закономерностях.


Качество колорита (художественной целостности цветовых тонов) устанавливается нахождением эквивалента цветового строя произведения и имеющихся в распоряжении художника материалов красок с их физическими и химическими свойствами: яркостью, насыщенностью, светлотностью, тепло-холодностью, кроющей способностью. Благодаря такой возможности, пользуясь небольшим количеством красок (достаточно трех, соответствующих основнымтонам спектра: красной, желтой и синей), светосила которых намного слабее природных тонов, опытный мастер может создать цветовой строй, превосходящий натуральный по выразительности.

Чтобы достичь такой выразительности, используется принцип цветовой доминанты. Подобной доминантой, в зависимости от творческого замысла художника, может стать любой тон хроматического ряда, определяющий также особенности тепло-холодных отношений тонов в данной композиции.  Эта колористическаяособенность обычно определяется словами: теплый колорит,  золотистый,  розоватый или, напротив, — холодный, голубойсеребристыйперламутровый...

Сила воздействия цветового строя произведения характеризуется понятиями: красочность, звучность. Ясно, что полнее всего колористические свойствакомпозиции проявляются в живописи, но они имеют важное значение и в других видах искусства— в цветной графике, архитектуре, декоративном и прикладномискусстве.

Каждый художник предпочитает те или иные тона, у него есть любимые краски. Индивидуальный подход мастера к решению колористических задач иносказательно именуют палитрой художника. Мастеров, уделяющих особенное внимание тонкостям цветовых отношений, называют колористами.

Свойства красок отличаются от особенностей цвета в природе. Краски находятся в ведении техники живописи или росписи; особенности восприятия цвета изучает специальная наука — колористка. Первый раздел колористики колориметрия (от лат. color — "цвет" и греч. metreo — "измеряю"). В нем исследуются способы измерения и сопоставления качественных характеристикцвета: насыщенности, светлотности, яркости. В колористике изучаются взаимодействия основных и производных тонов.

В различных исторических типах искусства, художественных направлениях,стиляхшколах колорит понимался по-разному. Иногда живопись приближается к светописи. В иных случаях выявление объемамассы, фактуры изображаемых  предметов и их пространственных отношений достигается одновременно средствамитональной (ахроматическоймоделировки, контрастов и нюансов хроматической гаммы. Тогда говорят о сложной колористической структуре художественного произведения. В декоративных росписях, в отличие от искусства живописи, чаще используются локальные отношения тонов, по этой причине понятиеколоритасближается с понятием гаммы.

Цвет — главное выразительное средство жи­вописи. Он придает живописным произведе­ниям жизненную полнокровность и убедитель­ность, недостижимые в других видах изобразитель­ного искусства. Живопись оттенками одного цвета, например гризайль, встречается довольно редко. Обычно живописец стремится передать образы во всем их красочном богатстве. Художественно-эсте­тическим претворением красочного богатства реального мира является колорит — система от­ношений цветовых тонов и их оттенков, образую­щих определенное единство.

Колорит — одно из важнейших средств эмоцио­нальной выразительности. Характерколорита свя­зан с эпохой, стилем, творческой индивидуаль­ностью мастера. В каждом конкретном произведе­нии образуется неповторимое и сложное взаимодей­ствие красок, согласованное по законам гармонии, дополнения или же контрастацветов.

Самый главный элемент колорита — краска. Каждая краска имеет свой цвет. Краски отличают­ся по степени насыщенности светом: они могут быть светлыми или темными, например, светло-си­ними и темно-синими. Они могут иметь различную интенсивность, быть яркими или сдержанными. В зависимости от яркости и светлоты красок колорит бывает ярким и светлым или же, наоборот, приглушенным, сумрачным.

Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному Они как бы согре­вают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее.

В истории мировой живописи сложились две ос­новные тенденции колористического решения кар­тины. Одна из них, более древняя, связана с преоб­ладанием локального цвета, то есть цвета самого предмета, как правило, чистого, несмешанного, соотносящегося в нашем представлении с опреде­ленной окраской, например, голубое небо, зеленая трава, синее море.

Для второй тенденции характерно стремление к наиболее полной передаче цветовой картины ми­ра, пространства и света, широкое использование тона, оттенков, рефлексов. Подобная колористиче­ская живопись рождается в Венеции, давшей тако­го замечательного мастера колорита, как Тициан. В XVII веке великими колористами были Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Вермеер Делфтский, в XVIII—XIX веках — Ватто, Шарден, Гейнсборо, Делакруа, французские импрессионисты, среди ма­стеров русской школы — А. Иванов, В. Суриков, М. Врубель. Современные живописцы наследуют и продолжают в своем творчестве традиции величай­ших колористов прошлого.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.