Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 103 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Синий цвет, синие краски PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 32
ХудшийЛучший 
Цветоведение

СИНИЙ ЦВЕТ

 

СИНИЙ ЦВЕТ (др.русск. синь; др.инд. cyamás — "черный, темный"; финск. sini — "синий"; родственно — "сиять, си́вый") — один из семи основных тонов спектра, или хроматического ряда.

Синий является холодным тоном и одним из трех основных цветов, так называемой "трехцветки" (красный, желтый, синий). Дополнительным к синему является желто-оранжевый полутон.

Синий — один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это цвет неба, небесной лазури. В отличие от голубого синий тон обладает предельной насыщенностью и  пространственностью  (глубиной). Поэтому созерцание синего в вышине неба рождает необычайные ощущения. Живописец П. Сезанн говорил, что синий цвет "создает вибрацию". Относительно  музыкальной шкалы тонов синий обычно сопоставляют с нотой "ля", а в каббалистике — со звуком, который дает буква "у" (долгое).

В Средневековье синий цвет считали символом любви и верности. Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый — "цвет молитвы". Синий настраивает на глубокие размышления (зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый раздражает). Мадонну чаще всего изображают в плаще синего цвета. Дороговизна и трудность получения синих красок в античности и Средневековье препятствовали использованию синих гармоний в живописи, раскраске статуй и рельефов.

Наиболее полно символика синего проявилась в конце XIX — начале XX в., в поэзии и живописи. Синий, как и фиолетовый, — цвет романтиков, влюбленных в неведомое. Это цвет таинственной "Души мира".


СИНИЕ КРАСКИ


 

Наиболее распространенная синяя краска, которую использовали еще в античности, — медный купорос (франц. couperose, из ср.-лат. cupri-rosa — "медная роза"), кристаллогидрат сернокислой соли меди. Растворением меди в серной кислоте или обжигом медного колчедана и медной руды можно получить кристаллы синего цвета.

Известна также "сирийская краска", синь, на Руси — сини́ло, или лазорь. Эту синюю краску называли также "кру́тик" (вероятно, искаженное "индыкъ", от лат. indicum — "индийский"). Привозную краску "индиго" на Руси заменяли местной, которую приготавливали из отвара листьев растения "вайды". Крутик, или синило, использовали в иконописи, фреске, книжной  миниатюре (еще одно название этой краски — фарбовник), а также для крашения тканей. В старину синие краски не отделяли от голубых. Самым дорогим из темно-синих пигментов был ультрамарин (соединения серы). Его привозили в Европу из Азии, главным образом через Венецию, эта краска чаще всего встречается в живописи художников венецианской школы XV—XVI вв. Дорогой ультрамарин стремились заменить пигментом на основе кобальтового стекла, соединением глинозема с закисью кобальта (темный кобальт) или искусственным ультрамарином (обжигом без доступа воздуха смеси из каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля).

В начале XIX в. в результате Наполеоновских войн в Европу прекратилось поступление краски "индиго" из Индии. Тогда изобрели синтетическую синюю краску, которую назвали "французской пастелью". Отчасти этой причиной объясняется распространенность в произведениях искусства французского стиля Ампир (прежде всего в красочных тканях) интенсивного темно-синего цвета.

АЗУР, АЗУРИТ (через польск. lazur от итал. azurro, франц. azur ) — "медная лазурь", минерал синего цвета, карбонат меди. Иногда встречается в виде кристаллов. Его землистый агрегат ярко-голубой окраски с древности использовался в качестве минерального красителя. В античности его называли киан (синь) либо "скифский киан", "кипрский киан" — по месту добычи. Азурит известен также под названиями "медная синь" или "горная лазурь".

АРМЕ́НИУМ, "АРМЯ́НСКАЯ КРАСКА" (лат. armenium, armeniacum — "армянская") — под этим названием в античности было известно как минимум два разных красителя. Первый — ультрамарин (краска ярко-синего цвета), добываемый из минерала лазурита, или ляпис-лазури, другое название "армянский камень". Возможно, это — азурит (карбонат меди). Иногда "армянский камень" неверно отождествляют с болюсом, цветной глиной других оттенков. Ляпис-лазурь в Армении не добывали, но привозили из Скифии ("скифский киан"), а через Армению краску доставляли в Грецию и Рим, отсюда и происходит ее латинскоеназвание "армениум". Другая "армянская краска" — то же, что сандик, смесь окиси свинца и окиси  железа  ярко-красного цвета. Добывалась в рудниках Армении, отсюда, по сообщению Страбона, ее название. Позднее название краски связывалось с  кармином, красителем, получаемым из кошенили или корня морены, а потом и вообще любой красной краски. Краситель из кошенили добывали и в Араратской долине у берегов Аракса. Отсюда армянское название: "вортан кармир" ("червячок красный").

АТРАМЕНТ (лат. atramentum от ater — "черный") — черная краска, чернила. В античности — черная краска, получаемая из медного купороса. Но, возможно, этим словом называли и другие лессировочные краски. Так, по Витрувию, "индийский атрамент" — это синяя краска, то же, что "индийская лазурь", позднее ее стали называть индиго. У древних греков похожая краска — халкант (греч. chalkanthos — "цветок меди"), поскольку она представляет собой смесь медного купороса (вещества ярко-синего цвета) и железного купороса (зеленого цвета) — вместе с дубильной кислотой она дает глубокий черный цвет. Другое название такого "атрамента" — мелантерия (от греч. melas — "черный").

ИНДИГО (исп. Indigo, от лат. Indicum — "индийский") — краситель интенсивного синего цвета, который привозили в Средние века из Индии, отсюда название. Добывался из листьев тропического растения "индигоноски красильной" (лат. Indigofera tinctoria). Краска местного производства из растения "синильник" (лат. Isatis tinctoria), которое в I—IV вв. разводили в Фаюмском оазисе, была известна и в Египте. Это растение распространено также в Восточном Средиземноморье, Малой Азии, на Кавказе. В Средневековье культивировалось во Франции и Германии. Отсюда немецкое название "вайда" (Waid). В античной живописи, вероятно, чаще использовали привозную краску из Индии. Отсюда названия: "индийский атрамент", "индийская лазурь". По сообщению Витрувия, индийскую краску достать было трудно, поэтому пользовались и своей ("синильником", или вайдой). Натуральный индиго — темно-синий краситель почти черного цвета. В смеси со свинцовыми белилами дает голубой цвет, с желтой краской зеленый. Индиго несветостоек, поэтому чаще используется в смесях и в качестве цветной подкладки — рефти — под синий ультрамарин. В Индии краситель "индиго" применяли для окрашивания тканей; смешивая с кошенилью, получали насыщенный пурпурный цвет. С XVI в. пигмент "индиго" использовали в живописи маслом, но, выцветая или зеленея со временем, этот краситель навредил многим картинам. С XVII в. в Европу привозили аналогичную краску из Америки (лат. Indigofera argentea). Немецкую "вайду" именовали также "немецкое индиго", или фарбовником. В России — синило, синь — называли кубовой краской (так как использовали для крашения тканей). В начале XIX в. во время наполеоновских войн из-за военных столкновений Англии и Франции поступление краски из Индии прекратилось, тогда же был создан новый краситель — "французская пастель". В акварельной живописи краска индиго несколько прочнее, чем в масляной, но также неустойчива в смесях. В 1897 г. во Франции получен искусственный, синтетический краситель "индиго". Еще одно название искусственной синей краски — лавра (из порт. lavoura — "пахота, обработка, переработка").

КИА́Н (греч. kyanos, лат. cyanus — "синь") — в античности — название различных красителей и материалов ярко-синего и темно-синего (в отличие от лазури) цветов. По легенде, название происходит от имени юноши, который был влюблен в цветок синей окраски (лат. Centaurea cyanus) и сплетал из таких цветков венки. "Египетский киан" — наиболее интенсивная синяя краска, синяя фритта (соединение кремнезема, меди и кальция). Ее приготовляли прокаливанием медной руды, малахита. Из тонко размолотой с водой фритты получали пластичную массу, из которой формовали бусы, амулеты, печати. Затем эти изделия вновь подвергали обжигу. Некоторые специалисты отождествляют "египетский киан" с "египетским фаянсом". До появления этой краски в эпоху IV династии (ок. 2600 г. до н. э.) египтяне пользовались толченым азуритомминералом синего цвета, который добывали на Синае. "Скифский киан", по одной версии, является азуритом, по другой — лазуритом, или ляпис-лазурью. Месторождения того и другого минерала имеются на Кипре, отсюда еще одно название — "кипрский киан".

КО́БАЛЬТ, КОБО́ЛЬДЫ (нем. Kobold — "дух пещеры, гном, мешающий работать горнякам"). Кобальт —металл, окислы которого имеют яркий синий цвет. Название дано в 1735 г. шведским химиком Г. Брандом, которому удалось выделить металл из руды в чистом виде. За свое "упрямство" и "коварство" он назван именем злого духа Кобольда, известного по древним  скандинавским сагам. Окись кобальта — единственная  минеральная краска, выдерживающая высокую температуру (до 1400°С) и при этом не меняющая свой цвет. Эта способность объясняет распространение окиси кобальта в под глазурной росписи фарфора и фаянса с последующим обжигом. Все другие краски при высокой температуре "выгорают". Поэтому традиционная роспись "синим по белому", по которой легко узнаются классические фарфоровые изделия Китая эпох Сун и Минделфтские фаянсы, изделия Гжели, возникла не из эстетических соображений, а по технологической необходимости. В середине XVI в. кобальт стали использовать в живописи в виде шмальты (порошка синего кобальтового стекла). Но эта краска не получила распространения из-за слабой кроющей способности и непластичности. Сплав окислов кобальта с песком и поташем называют так же, как и железистую синюю краску, — "берлинской лазурью". В 1804 г. разработана синяя кобальтовая краска, а затем зеленая и фиолетовая для масляной живописи.

ЛАЗУРИТ, ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ (лат. lapis — "камень") — минерал сложного состава, включающий окиси кремния, натрия, кальция, слюду. В Древнем Египте из лазурита делали бусы, амулеты, изображения скарабеев. Непрозрачный темно-синий минерал, часто с крапинками белого кальцита или желтыми блестками пирита, напоминающими золотые искорки, привозили из Горного Бадахшана (Афганистан). Упоминания о том, что лазурит привозили в Египет и Римиз Персии, вероятнее всего, связаны с тем, что бадахшанский камень везли в другие страны персидские торговцы. Посредниками в торговле ляпис-лазурью были также скифы. Поэтому античные писатели именуют этот минерал "скифским кианом" (греч. kyanos — "синь"). Плиний Старший называл этот же камень сапфиром: "Сапфиры тоже лазурные, и редко когда они с пурпуром...", в них "золото сверкает точками". Теперь сапфиром именуется прозрачно-синяя разновидность корундаСредневековая форма названия "ляпис-лазурь" произошла от арабского слова lâzavard, которым на Востоке именовали "синеву неба". В современной минералогии ляпис-лазурь отличают от лазулита (греч. lithos — "камень") — фосфата магния, железа и алюминия. "Немецкая", или "швейцарская ляпис-лазурь" — яшма, которой искусственным образом придана пятнистая окраска, напоминающая золотистые блестки настоящей ляпис-лазури. Измельченную ляпис-лазурь применяли в качестве пигмента в западноевропейской живописи и в древнерусской иконописи, в иллюминировании манускриптов, но реже других синих красок из-за ее дороговизны. Лазурит добывают также на Памире, в Сибири, на р. Витим и у южной оконечности о. Байкал. Другие месторождения — в Бирме, Южной Америке, Италии и в Калифорнии.  Лазурит хорошо полируется, поэтому его используют в ювелирном искусстве. В Китае из ляпис-лазури делают краску для росписи фарфора. В буддизме лазурит почитается как одна из "семи драгоценных вещей". В Византии из этого камня делали тессе́ры — кубики для мозаики. В России в XIX в. байкальский лазурит использовали для "русской мозаики"— облицовки декоративных ваз тонкими пластинками этого дорогого камня. В Исаакиевском соборе в Петербурге две центральные колонны иконостаса облицованы лазуритом. Архитектор собора О. Монферран распорядился заменить колонны, облицованные байкальским камнем, другими, облицованными бадахшанским лазуритом, более темного оттенка.


УЛЬТРАМАРИ́Н (нем. Ultramarin, от лат. Ultra — "сверх, более" и marinus — "морской") — группа красок, пигментов натурального и искусственного происхождения. Наиболее известная краска этой группы — синяя, особенно насыщенного тона, отсюда название ("особенно синяя", "цвета моря"). Натуральный ультрамарин состоит из серы, находящейся в коллоидном состоянии (это и обусловливает насыщенность цвета), а также из кремнезема, извести, глинозема,железа, натрия. В зависимости от количественного соотношения компонентов возникает широкая шкала цветовых оттенков: от светло-голубого до темно-фиолетового. Натуральный ультрамарин стали использовать в западноевропейской масляной живописи сравнительно поздно, на рубеже XIV—XV вв. Пигмент получали измельчением и очищением лазурита, или ляпис-лазури, — синего минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Недаром многие картиныXV—XVI вв. заказчики оплачивали не только по количеству изображенных фигур, но также (отдельной платой) за количество использованного  художником ультрамарина. Краску называли "лазоревым", или "ультрамариновым", камнем (нем. Lasursteinblau; франц. outremer Lapis). C 1820-х гг. во Франции с целью удешевления синей краски стали приготовлять искусственные ультрамарины. Наиболее известный рецепт: пережигание каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля. После обжига без доступа воздуха получают яркую зеленую краску: зеленый ультрамарин. Если такой пигмент снова подвергнуть обжигу (на этот раз с доступом воздуха и добавлением серы), то получается синий ультрамарин. Более светлые, голубые оттенки возникают, если в подобную смесь добавить гипс, мел или белую глину. Искусственный ультрамарин хуже натурального, но дешев и удобен в соединении с маслами и растворителями. Известен и желтый ультрамарин (противоречивость названия не принимается во внимание). Его получают из хромовокислого бария. Такая краска дает светло-желтый, лимонный тон, более светлый, чем цинковая желтая.

ФАРБА, ФАРБОВНИК (др.русск. фарба из нем. Farbe — "цвет, краска") — краска, краситель; фарбовник — краска синего цвета.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.