Славянские шрифты
Русские шрифты развивались самостоятельно, имели греческую основу и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия.
Древнейший русский шрифт - устав. Им написаны самые ранние памятники письменности, в том числе Остромирово евангелие (1056—1057). Это стиль медленного, спокойного письма, естественный в то время, когда потребность в книгах была еще невелика и переписывались они в монастырях. Буквы здесь тяжелы и угловаты, приземисты, расставлены редко, просторно.
В XIV веке возникает полуустав. В это время возрастает потребность в книгах. Теперь их переписывают профессиональные писцы. Шрифт приобретает быстроту и размашистость, буквы становятся мельче, они заметно упрощаются.
Дальнейшее развитие письма привело к возникновению скорописи, которая встречалась сначала в документах, письмах, а позднее и в книгах. Скоропись отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Великолепного мастерства достигла она в XVII веке — это подлинное каллиграфическое искусство. Ею писались грамоты и официальные документы.
Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта.
В середине XVI века появились книги, набранные первым русским типографским шрифтом, который воспроизводил наиболее распространенный шрифт рукописных книг того времени - полуустав. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.
Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Создание нового, гражданского шрифта явилось одним из важнейших мероприятий Петровской эпохи. Новый шрифт был четок, округл, светел, ясен и рационален — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы. Деловитость в нем явно преобладала по сравнению со старомодным декоративным полууставом.
Своеобразно развивается шрифт в XX веке, особенно начиная с 20-х годов, когда отчетливо определилось стремление создать новый тип шрифта, соответствующий времени. В центре внимания оказался рубленый, как наиболее созвучный архитектуре и прикладному искусству конструктивистов. Он хорошо отвечал требованиям, которые выдвигали плакат и реклама. Исследователи отдавали ему предпочтение по удобочитаемости. Но понемногу увлечение стало ослабевать. Однообразие и монотонность рубленых шрифтов сыграли в этом не последнюю роль.
На рубеже XVIII — XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.
Кому не доводилось с восхищением наблюдать за работой художника, как из-под его руки появлялись красивые буквы. Так хочется оказаться на его месте, но первые практические попытки, как правило, охлаждают пыл. Все получается криво, неаккуратно, краска ложится неровными пятнами, расплывается. В чем же дело? Обычно корень ошибок в незнании простейших закономерностей и приемов шрифтовой работы. Попробуем помочь желающим научиться этому интереснейшему искусству.
Основные характеристики шрифтов
Сегодня художники широко используют разнообразие форм созданных за прошлые столетия шрифтов.
Чтобы в дальнейшем были понятны отдельные термины и обозначения, рассмотрим некоторые буквы алфавита и отдельные элементы, из которых они состоят. Обратите внимание на таблицы шрифтов. При всей их непохожести у букв в конструкции много общего. Все они состоят из основных (вертикальных) и дополнительных, соединительных (горизонтальных и наклонных) штрихов. В шрифтах типа Антиквы важным элементом являются засечки — короткие горизонтальные или вертикальные линии на концах основных или соединительных штрихов. Пространство, заключенное между основными штрихами, называется внутрибуквенным просветом. Расстояние между соседними буквами - межбуквенным просветом.
- начертание: прямой, курсивный; В зависимости от вариантов начертания различают следующие основные разновидности шрифтов: прямой, курсивный, полужирный, жирный, нормальный, узкий и широкий.
- Прямой (римский, Roman) — произошел от надписей на римских памятниках.
- Курсивный (Italic) — базируется на рукописном письме, которое использовалось в южноевропейских манускриптах, в частности написанных в XV веке в Италии.
- Полужирный (Bold) — отличается от прямого большей толщиной штриха.
- Нормальный (Regular) — отличается от прямого меньшей толщиной штриха.
- Узкий (Narrow) — суженный вариант прямого шрифта.
- Широкий (Wide) — более широкий вариант прямого начертания.
- насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета); Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23 %.
- ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
- плотность: Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85 %.
- размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма); Кегль — параметр шрифта, означающий высоту его литер. Кегль включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.
- чёткость;
- контраст; шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.
- Контраст между основными соединительными штрихами умеренный (1:3). Засечки небольшие с закруглением на углах.
- Контраст большой (1:5). Засечки длинные и тонкие.
- обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны; контраст невелик (1:2).
- медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
- брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями; контраст почти отсутствует.
- шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
- рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;контраста почти нет.
- новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
- различимость;
- удобочитаемость; скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.
Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта:
- гарнитуры, кегля и начертания;
- от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа;
- а также от квалификации читателя.
Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к). Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.
Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения емкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.
Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4. Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает емкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).
Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.
На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4-6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3-4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость можно использовать фразу «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю», которая содержит все буквы русского алфавита кроме «Ж». Кстати, именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.
Типографская система мер
Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).
Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:
- Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.)
- Корпус — кегль 10 п.
- Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
- Петит (маленький) — кегль 8 п.
- Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):
- Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
- Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
- Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
- Миньон (любимый) — кегль 7 п.
- Миттель (средний) — кегль 14 п.
- Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
- Текст — кегль 20 п.
Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам рисунка.
Компьютерный шрифт
Компьютерный шрифт — это файл, содержащий в себе описание набора буквенных, цифровых, служебных и псевдографических символов, используемый для отображения этих символов (в частности текста) программой или операционной системой.
Комплект шрифтов, имеющих схожий рисунок, но различающихся начертанием (обычный, курсивный, жирный и т. д.), называется гарнитурой. Например, шрифты «Arial», «Arial Bold», «Arial Italic» и «Arial Italic Bold» составляют одну гарнитуру «Arial».
Фонт (от англ. font) — термин из компьютерного сленга, подменяющий слово «шрифт». Нередко употребляется более узко, в значении «файл шрифта». Иногда подменяет термин «гарнитура».
В компьютерах шрифт представляет собой блок данных (или файл), состоящий из описаний отдельных символов набора, используемый программой (или частью графической оболочки операционной системы) при отображении текста. Для текстовых режимов шрифт хранится непосредственно в видеоадаптере (либо в постоянной его памяти, либо в оперативной).
Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные.
- В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
- В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.
Для вывода векторного шрифта на растровые устройства (мониторы и принтеры) его необходимо растеризовать — преобразовать в набор точек. Для установки и растеризации подобных шрифтов в операционных системах Windows 9x/NT/2000 и Mac OS была предназначена программа Adobe Type Manager (ATM). В Windows NT 4.0 также можно использовать шрифты в формате PostScript Type1 без установки ATM, правда, во время установки они автоматически конвертируются в формат TrueType со всеми вытекающими последствиями. В Windows 2000 (и последующих) уже встроен растеризатор Type1 - шрифтов и для их установки ATM уже не обязателен.
По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные.
- В моноширинном шрифте все символы имеют одинаковую ширину. В ранних компьютерах это позволяло упростить задачу вывода текста на экран: каждый символ располагался в пределах своего знакоместа, а изображение символа рисовалось в виде рисунка фиксированного размера, поэтому не требовалось задание ширины символа, и процедура задания положения символа на экране становилась чрезвычайно простой. Другим достоинством моноширинных шрифтов является однозначность относительного расположения символов на экране вне зависимости от гарнитуры шрифта, что является необходимым условием для печати с преформатированием. Это позволяет выводить таблицы и псевдографику с использованием одних только символов шрифта, а также создавать ASCII-арт. Однако моноширинные шрифты имеют определённые недостатки: прежде всего, бо́льшую ширину набора, неравномерный рисунок, а также сложности с отображением «широких» букв, таких как «Ш» или «W»: при небольшом разрешении они могут и вовсе стать трудноузнаваемыми. Моноширинные шрифты применяются прежде всего в эмуляторах терминала, текстовых редакторах и средах разработки, где моноширинный шрифт применяют для отображения листингов кода для удобства выравнивания.
- В пропорциональном шрифте символы могут иметь разную ширину. К примеру буква l будет занимать значительно меньше места, чем буква W. Это позволяет в значительной степени уменьшить средний размер символа, сохранив при этом удобочитаемость. Текст, набранный пропорциональным шрифтом, выглядит более аккуратно и лучше читается при больших объёмах. Для печати и отображения текстов пропорциональный шрифт применяется почти всегда.
Особенностью отображения текстов на экране является значительно меньшая разрешающая способность, чем достижима на бумаге даже для не самой совершенной техники. В связи с этим векторные шрифты на экране воспроизводятся с искажениями. Для того, чтобы избежать этих искажений применяются различные способы:
- Хинтинги — набор инструкций, позволяющих улучшить форму символа, отображаемого на экране.
- Монохроматическое сглаживание — позволяет избавиться от «угловатости» символа путём частичного закрашивания пикселей, которые не полностью перекрываются линиями символа
- Субпиксельное сглаживание — расширение функции сглаживания, основанное на свойствах жидкокристаллических мониторов: в них каждый пиксель разделён на три субпикселя разных цветов, каждым из которых можно управлять отдельно, что позволяет увеличить горизонтальное разрешение теоретически в 3 раза. На практике есть множество ограничений: кроме необходимости соблюдать цветовой баланс, мешает значительному увеличению разрешающей способности и разница в восприятии разных цветов человеческим глазом: зелёный цвет кажется более ярким, в то время как красный — более насыщенным. Поэтому при изменении порядка следования цветов будут наблюдаться различные побочные явления: «размазывание» линии, цветные окантовки и т. д. Несмотря на это, шрифты после применения субпиксельного сглаживания гораздо лучше смотрятся на ж/к экране, чем при монохроматическом сглаживании.
Некоторые форматы шрифтов могут иметь специальные инструкции для улучшения их отображения: например, для согласования рядом стоящих символов в шрифте может быть несколько вариантов начертания одного и того же символа, а также инструкция по использованию того или иного начертания.
Художественный облик шрифтов
- Декоративный.
- Динамичный.
- Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
- Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
- Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов, плакатов, транспарантов.
- Свободный.
- Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
- Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).
Для успешной работы также следует знать, что буквы алфавита делят на симметричные и асимметричные. Симметричные — А, Д, Ж, И, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, X, Ц, Ш; асимметричные, открытые вправо,— Б, В, Г, Е, К, Р, С, Ы, Ю; асимметричные, открытые влево,— З, У, Ч, Э, Я; полуторные — М, Ж, Ш, Щ, Ю, Ы. Эти особенности следует учитывать при разметке слов, строчек для уравновешивания межбуквенных просветов, ибо асимметричные буквы создают в них пустоты.
Важное значение имеет правильный выбор материалов и инструментов, а также последовательность выполнения работы. Конечно, следует взять качественную, хорошо проклееную бумагу. Она не должна иметь царапин, вдавливаний. Желательно вначале проверить, как ложатся на нее краски и тушь, ворсится ли она при работе резинкой. Из красок обычно используют гуашь, тушь черную (цветную не рекомендуем, она ложится неровными пятнами), иногда акварель. Одним из основных инструментов для выполнения рисованных шрифтов являются кисти колонковые и беличьи, как плоские, так и круглые. Помимо кистей, пользуются плакатными перьями, стеклянными трубочками и специально заточенными палочками из твердого дерева. Этими инструментами можно писать не только тушью, но и красками. Однако они не должны быть густыми.
Теперь приступим к практическим занятиям. На рабочем столе в удобном порядке расположим инструменты и принадлежности: линейку, угольник, заточенные простые карандаши средней твердости (ТМ, Т), небольшие кисти, ручки с перьями, стеклянные трубочки (рейсфедеры), тушь, обязательно баночку с водой, тряпку для протирки инструментов, несколько листов бумаги из папки по черчению (возможен и больший размер). Тушь желательно налить в крышечку от флакона или другую небольшую емкость, под которую подложите кусочек любой бумаги. Если случайно тушь прольется, то не запачкает стол.
На первом листе испытаем инструменты. Каждым из них проведем всевозможные линии: прямые — вертикальные, горизонтальные и наклонные; округлые, волнистые, зигзагообразные.
Чтобы кисть или перо хорошо набирали краску, их вначале следует сполоснуть в воде и слегка протереть тряпочкой. Также рекомендуем через 15—20 минут работы промывать в воде и начисто протирать инструменты. Тогда они будут давать четкую, без помарок, линию.
Особой подготовки требуют стеклянные трубочки. Вначале слегка загибают тонкий конец трубки, разогрев его на огне спички. Отверстие при этом может заплавиться, после остывания изогнутый конец поточите на мелком брусочке или наждачной бумаге до тех пор, пока она не будет продуваться. Наполняют трубку краской так: широкую часть берут в рот и, опуская узкий конец в краску, слегка вдыхают в себя, тушь поднимается в трубке. Дав излишкам краски стечь, приступают к работе. Трубочку желательно держать покруче, так как в положении, близком к горизонтальному, краска может вытечь. То же может произойти при задерживании трубки в одной точке.
На следующем листке, разметив карандашом строчки высотой 1—2 сантиметра для упражнений перьями «редис» и трубочками и высотой 4—5 сантиметров под плакатное перо, потренируйтесь в написании элементов букв. Напишите по строке основных штрихов как с засечками, так и без них, наклонных и округлых деталей букв.
Рука с непривычки быстро устает, поэтому делайте паузы. Иногда от излишнего напряжения она начинает дрожать. Не стискивайте слишком сильно пальцы, расслабьте их. Можно вернуться к первому листу упражнений, порисовать свободно расположенные линии. Это избавит руку от скованности. Первое время при проведении вертикалей мы невольно заваливаем их чуть влево или вправо. Для самопроверки наметьте с помощью угольника несколько перпендикулярных линий.
Наконец, мы можем заняться главной задачей — изучением и написанием букв. Рассмотрите приведенные таблицы, выберите шрифт попроще. Начните с букв, сходных по начертаниям: Г, Е, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ. Данные знаки состоят из прямых основных и соединительных штрихов. Разметьте каждую букву. Обратите внимание, что дополнительные штрихи у Н и Е расположены несколько выше середины. Старательно, не торопясь, пропишите их инструментом, которым владеете увереннее. Это вовсе не исключает использование других инструментов. Где необходимо, в ход идут и стеклянные рейсфедеры, и разной ширины плакатные перья. Для заправки углов и засечек используем тонкие Кисти, обычные ученические или чертежные перья. Затем разметьте остальные буквы, наращивая степень сложности. Напишите знаки с преобладанием наклонных элементов: А, Д, Л, У, М, X, И, Ж, К, М; далее — с полукруглыми элементами: Б, В, З, Р, Ф, Ч, Я; завершите буквами круглого очертания: О, С, Э.
Закончив, внимательно осмотрите сделанное, проанализируйте ошибки, где нужно белилами, лезвием или острым ножом уберите затеки краски, другие помарки.
Хорошо, если вы изучите несколько разновидностей шрифтов и потренируетесь в их написании. Все это пригодится вам для выполнения новых интересных заданий.
Конечно, для успешной работы требуется определенный навык, практический опыт. Поэтому начинающему шрифтовику не следует отчаиваться в случае неудачи.
С. ФЕДОРОВ