ЭКОРШЕ
ЭКОРШЕ (франц. écorché — "ободранный" от écorce — "кора, корка") — учебное пособие, изображение фигуры человека или животного без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Термин появился впервые в Словаре Французской Академии в 1787 году.
Предположительно методы экорше использовались ещё в древности. Самое раннее достоверное свидетельство применения экорше в изобразительном искусстве относится к эпохе Возрождения. Архитектор Леон Баттиста Альберти рекомендует рисовать фигуры обнажённых людей, начиная с изображения костей и мышц, и лишь затем «облекать» их в кожу. Леонардо да Винчи использовал эту технику в своих ранних эскизах животных с разложившимися конечностями, очень точно передавая мышечную структуру тела. На эту тему известны рисунки Леонардо да Винчи.
Существует предположение, что Микеланжело изготавливал небольшие скульптурные анатомические модели; такими же моделями, вероятно, пользовались многие художники Итальянского Возрождения.
В музее Барджелло во Флоренции имеется бронзовая анатомическая фигура работы маньериста Л. К. Чиголи (ок. 1600 г.). Однако классический образец подобного произведения создал французский скульптор Жан-Антуан Гудон (1741—1828). В 1766 году настоятель римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели выбрал молодого скульптора для создания двух статуй: покровителя картезианцев святого Бруно и святого Иоанна Крестителя. Эскиз для «Иоанна Крестителя» Гудон выполнил в виде анатомической фигуры, использовав знания, полученные им у хирурга Сегюра, который учил его анатомии на трупах в больнице Святого Людовика Французского. «Экорше» Гудона получил высокую оценку и Сегюра, и художников, и ценителей искусства. «Экорше» объявили лучшей из всех известных анатомических моделей. Директор Французской академии в Риме Шарль Натуар с разрешения маркиза Мариньи (протектора Академии живописи, ваяния и архитектуры) приобрёл гипсовый слепок с модели. Скульптура в многочисленных слепках разошлась по всем академиям мира, и вскоре ее стали называть по фамилии создателя "гудоном". Копии «Экорше» используются в европейских и американских художественных школах до настоящего времени.
|