ТРЕУГОЛЬНИК
ТРЕУГОЛЬНИК (греч. trigonon; лат. triangulum) — геометрическая фигура, связанная с магией числа три и имеющая множество символических значений в изобразительном искусстве.
На древнейших памятниках встречаются изображения треугольника или ромба с точкой посередине — символ земли (у славян — символ засеянного поля). Эта фигура противополагается солярному символу — кругу с точкой посередине.
Треугольник вершиной вниз — символ женского лона и женственного начала природы. Он также символизирует водную стихию, а треугольник вершиной вверх — стихию огня и мужскую фаллическую силу. Наложенные друг на друга, символы двух стихий образуют более сложную фигуру. В тибетском тантризме подобный знак трактуют в качестве символа "проникновения мужского огня в женственное начало природы".
Древние греки связали знак женского лона в виде треугольника вершиной вниз (греч. delphos) с одним из атрибутов богини Афродиты.
В символике пифагорейцев равносторонний треугольник почитали в качестве эмблемы трех миров (принципов, разума и количеств), а тетрактис — треугольник с десятью точками внутри — прочитывали в качестве архетипа Вселенной (число 10 складывается из "священных чисел": 1, 2, 3, 4). Треугольник с отношениями сторон 3:4:5 составляет основу теоремы Пифагора (древние египтяне называли его "священным") и служит для построения гармоничных отношений. Вместе с древнейшим символом "Звездой Давида" равносторонний треугольник включен в символику масонов. Равносторонность символизирует гармонию мира, "всевидящее око" внутри — Божья сила, три угла — символ Св. Троицы, а девять лучей , расходящихся в разные стороны, — символ Славы. Такой треугольник обычно вписывали в треугольные фронтоны храмов: знак освящения здания.
Композиция из трех малых треугольников, составляющих большой, в эзотерических учениях символизирует триединство Божества и гармонию космоса. На древнейших иконах нимб — сияние вокруг головы Бога Отца — изображали в форме треугольника, символизирующего "истину Божественного Триединства".
Соединение двух треугольников наподобие шестиугольной "Звезды Давида" в новозаветной традиции и иконографии стало означать тайну единения "Божеского и человеческого в едином Логосе". На фоне такой фигуры изображают Христа в сцене Преображения, "Спаса в Силах".
|