Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 51 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Каннелюры PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Словарь художника

КАННЕЛЮ́РЫ (франц. cannelure — "желобок", от canne, лат. canna — "тростник, палка, прут") — в классической архитектуре — вертикальные желобки, углубления вдоль ствола — фуста колонны или пилястры.

Другие названия: ра́бдос (греч. rabdos — "прут, розга, полоска, нить"), ложки́, альвео́лы (лат. alveolus — "желобок, канавка"). Горизонтальные желобки на базе колонны называются выкружкой, или трохилусом.

Каннелюры появляются в архитектуре Древней Греции в VII—VI вв. до н. э. в связи с переходом от монолитных деревянных и каменных колонн к составным, из отдельных барабанов.

Горизонтальные швы между барабанами, связанными деревянными штырями, нужно было замаскировать. Вертикальные ложки, подчеркивающие игрой светотени вертикальную устремленность опоры, лучше всего подходили для этой цели (версия о желобках как стоках дождевой воды несостоятельна).

Колонны самого раннего дорического ордера имеют 24 либо 20, или 16 каннелюр (в поздних постройках — 32). С V в. до н. э. устанавливается каноническое число 20. Именно такое количество желобков позволяет их разместить таким образом, что под каждым из четырех углов квадратной плиты — абаки — приходится по одному острому ребру, а средняя ось колонны со всех сторон зрительно отмечается центральным желобком. По краям, зрительно сокращаясь, каннелюры сгущают тени, подчеркивают объемность колонны, не давая ей сливаться со стеной. Каннелюры вытесывали в известняке или мраморе по собранной из отдельных барабанов колонне. В дорическом ордере каннелюры имеют вид правильной дугообразной выемки, соприкасающейся с соседней острым углом.

В ионическом и коринфском ордерах между каннелюрами оставляют узкие плоские перемычки — дорожки, а внизу и вверху выемки образуют характерные закругления. О технологии вытесывания каннелюр свидетельствуют примеры неоконченных колонн с желобками не на всю высоту. С V в. до н. э. такую "незаконченную форму используют как декоративный мотив".

В поздней, эллинистической и римской архитектуре получает распространение иной прием. Каннелюры примерно на треть их высоты от основания заполняются выпуклыми валиками или багетом полуцилиндрического профиля с округлыми окончаниями. Другие названия: встречные каннелюры, гофры. Этот атектоничный прием свидетельствует о маньеристических тенденциях. Не случайно он появляется вновь в архитектуре середины и второй половины XIX в.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.