КАННЕЛЮ́РЫ (франц. cannelure — "желобок", от canne, лат. canna — "тростник, палка, прут") — в классической архитектуре — вертикальные желобки, углубления вдоль ствола — фуста колонны или пилястры.
Другие названия: ра́бдос (греч. rabdos — "прут, розга, полоска, нить"), ложки́, альвео́лы (лат. alveolus — "желобок, канавка"). Горизонтальные желобки на базе колонны называются выкружкой, или трохилусом.
Каннелюры появляются в архитектуре Древней Греции в VII—VI вв. до н. э. в связи с переходом от монолитных деревянных и каменных колонн к составным, из отдельных барабанов.
Горизонтальные швы между барабанами, связанными деревянными штырями, нужно было замаскировать. Вертикальные ложки, подчеркивающие игрой светотени вертикальную устремленность опоры, лучше всего подходили для этой цели (версия о желобках как стоках дождевой воды несостоятельна).
Колонны самого раннего дорического ордера имеют 24 либо 20, или 16 каннелюр (в поздних постройках — 32). С V в. до н. э. устанавливается каноническое число 20. Именно такое количество желобков позволяет их разместить таким образом, что под каждым из четырех углов квадратной плиты — абаки — приходится по одному острому ребру, а средняя ось колонны со всех сторон зрительно отмечается центральным желобком. По краям, зрительно сокращаясь, каннелюры сгущают тени, подчеркивают объемность колонны, не давая ей сливаться со стеной. Каннелюры вытесывали в известняке или мраморе по собранной из отдельных барабанов колонне. В дорическом ордере каннелюры имеют вид правильной дугообразной выемки, соприкасающейся с соседней острым углом.
В ионическом и коринфском ордерах между каннелюрами оставляют узкие плоские перемычки — дорожки, а внизу и вверху выемки образуют характерные закругления. О технологии вытесывания каннелюр свидетельствуют примеры неоконченных колонн с желобками не на всю высоту. С V в. до н. э. такую "незаконченную форму используют как декоративный мотив".
В поздней, эллинистической и римской архитектуре получает распространение иной прием. Каннелюры примерно на треть их высоты от основания заполняются выпуклыми валиками или багетом полуцилиндрического профиля с округлыми окончаниями. Другие названия: встречные каннелюры, гофры. Этот атектоничный прием свидетельствует о маньеристических тенденциях. Не случайно он появляется вновь в архитектуре середины и второй половины XIX в.
|