Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 49 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Эстамп. Сухая игла PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Мастер-классы

Автор статьи: Ирина Маковеева

Фотографии Марка Журавского


Эстамп (от франц. Estampe) – резная или травлёная на меди или стали

и отпечатанная на бумаге картина. (Из Толкого словаря Владимира Даля).

Resize of N 361

История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы различные материалы для печатных форм, были усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.

Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, награвированной автором. Материалы печатных форм могут быть разные. Это и дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и другие.

Resize of pic963

Создание эстампов – процесс многодельный, состоящий из многих операций, требующий различных подготовительных работ и серьёзного оснащения мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке. Небрежность и некачественное исполнение на любом этапе работы испортит конечный результат – наш эстамп. Именно поэтому у художников эстампа, как правило, вырабатываются очень ценные качества: терпение, аккуратность, собранность. Начинающий, не имеющий этих ценных качеств, не должен отчаиваться, в процессе работы приобретёт их и будет вознаграждён радостью творчества, новыми открытиями, благодарностью родных и близких за прекрасные подарки – авторские эстампы.

Во время учёбы в институте, и позже в Доме творчества «Челюскинская» у меня была возможность поработать в различных графических техниках, попробовать различные материалы для создания эстампа. Многие художники выбирают классический офорт, акватинту и другие техники, связанные с процессом травления кислотой. Для меня интереснее гравирование инструментами вручную, так как это отдалённо напоминает рисование и позволяет применить его приёмы, поэтому я выбрала «сухую иглу» и меццо-тинто.

Resize of PIC 1

Сухая игла

Отличительная особенность этой манеры в том, что гравирование производится механическим способом острыми стальными иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углублённых мест печатной формы). Оттиск гравюры сухой иглы отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер.

Различные виды печатной графики требуют различные способы печати. Монотипия, ксилография и линогравюра небольших размеров печатаются простым ручным способом (используют специальный валик, применяемый для ручной фотопечати, или простую ложку), В литографии необходим специальный литографский станок. Для печати гравюры на металле (офорт, сухая игла, меццо-тинто и другие) используется офортный станок.

Наиболее распространёнными видами металла для гравирования являются цинк, медь, латунь.

Resize of PIC 2

Гравирование

Приступаем к гравированию. Как правило, перед гравированием у меня есть готовый эскиз. Для перенесения эскиза на пластину металла необходимо сделать негативное (зеркальное) изображение. Калька очень подходит для этой задачи. На неё я переношу контур эскиза, поворачиваю обратной стороной, обвожу.

Инструменты для сухой иглы представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.

Resize of PIC 4

Подготовка бумаги

Для печати используется специальная бумага непроклеенная или слабопроклеенная, хорошо впитывающая влагу

Resize of PIC 3

Краска

Для печати использую специальную уже готовую офортную краску, напоминающую типографскую, различных цветов.

Наношу краску на подогретую пластину очень аккуратно, что бы не повредить поверхность. Затем ладонью снимаю излишки краски, оставляю её только в штрихах. Вытираю чистой тряпкой фаски.

Resize of PIC 5

Resize of PIC 6

Печать. Пробный оттиск

Пробный оттиск я делаю, когда мне кажется, что готова печатная форма, или я не знаю, что делать дальше. К этому моменту:

– станок должен быть настроен

– сукно заведено под вал

– давление установлено с учётом толщины пластины и бумаги

– сделана разметка на талере, где должна находиться печатная форма или лежит картонная подкладка.

– сделана разметка по формату бумаги (если взяли бумагу чуть больше, чем пластина, я кладу её «на глазок»).

– подготовлено место для отпечатанного оттиска столе

– бумага «подвяла»

Я кладу пластину сверху на талер, аккуратно беру бумагу, размещаю её лицевой стороной на пластину. Бережно накрываю сукном и начинаю поворачивать колесо офортного станка с равномерной скоростью. Когда чувствую, что пластина и бумага прошли под валом, останавливаю движение. Поднимаю сукно, и наступает самый волнующий момент: осторожно, затаив дыхание, за один уголок поднимаю бумагу и…вздох восторга, (чаще разочарования), но всегда неожиданности! Долго рассматриваю оттиск и пытаюсь осмыслить результат, и что ещё с этим можно сделать (убавить, прибавить).

Resize of PIC 7

Resize of PIC 9

Resize of PIC 10Resize of PIC 11Resize of PIC 12

Наклеивание напечатанных оттисков

После окончания печати тиража оттиски наклеиваются на стекло. Для этого я использую клей ПВА. Щетинной кистью намазываю клей на края бумаги с обратной стороны оттиска, затем накладываю её на чистое стекло и тщательно притираю края плоским инструментом. Края не должны отходить от стекла, в противном случае бумага при высыхании покоробится.

Resize of PIC 13

О количестве копий

Заявление тиража (количество одинаковых оттисков) – это право автора. Самый ценный тираж 1/1. Я использую основное свойство и смысл гравюры – возможность тиражирования. Эта демократичность печатной графики делает её доступной многим любителям. Как правило, сама я делаю 100 копий.

В рамках небольшой статьи невозможно описать весь процесс создания эстампа, весь свой накопленный опыт. Читатели, заинтересовавшиеся этим видом графики, могут найти ответы на свои вопросы в книгах:

«Офорт» В.М.Звонцов, В.И.Шистко Москва 1971 Издательство «Искусство».

«Эстамп» Л.Зорин Москва АСТ Астрель 2004.

«ГРАВЮРА» Йорди Катафал, Клара Олива Москва 2010 Художественно-педагогическое издательство.


Готовый эстамп

Эстамп всегда уместен в интерьере, хорош как подарок. Как и всякий вид изобразительного искусства, эстамп прошёл времена наибольшего расцвета и почти забвения. В наше время наблюдается повышение интереса к графическому искусству вообще и к эстампу в частности. Проводятся специализированные выставки графики, биеннале ярмарки и фестивали графических искусств (в Москве – «ХУДГРАФ», в Петербурге – «Любитель эстампов»), Триеннале графики в Краснодаре. Недавно был создан Дом Графики имени Д. Ровинского и проведён конкурс для молодых художников «Классический эстамп».

Удивительное свойство эстампа сочетаться с любым стилем, быть органичным в любом пространстве используется дизайнерами интерьера. Как правило, эстампы помещают в кабинетах, библиотеках, в детских комнатах. Доступность стоимости эстампа, множество тем и разнообразие техник предоставляют безграничные возможности в формировании собственного выставочного фонда, а также использовать в качестве изысканного подарка.

Заканчивая статью, хочется пожелать всем любителям эстампа, художникам-профессионалам и начинающим творческих радостей и бесконечного наслаждения этим замечательным видом искусства – эстампом.

Resize of PIC 14

Познакомиться с полной версией статьи и посмотреть другие работы Ирины Маковевой можно на сайте www. artlib.ru.

Статья заимствована с сайта Российского интернет-журнала  Мой Молескин

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.