Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 49 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Символ (символизм, алхимия...) - Звезда PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 57
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Символ (символизм, алхимия...)
Символизм
Алхимические символы
Анх
Атом
Веретено
Весло
Волна
Древо Иессеево
Древо родословное
Звезда
Все страницы

 

ЗВЕЗДА

 

ЗВЕЗДА (др.-русск. звѣзда; греч. aster; праслав. gvězda, др.-прусск. svaigstan — "сияние, свет, блеск") — звезды в древнейших верованиях являются душами умерших, поднявшимися в небо, — каждая звезда охраняется Ангелом.

Звезды также связываются со сторонами света и движением вокруг оси мира.

В иудаизме — символ неисчислимости потомков Авраама.

Пятиконечная звездасимвол единства пяти первичных элементов.

Изображения звезд ночного неба в египетском искусстве связаны с тем, что звезда входит в иероглифы "восхождение к началу", "учение", "воспитание". После смерти египетский фараон отождествлялся с Полярной звездой, центром мира.

Корона из сияющих звезд атрибут "небесных цариц": финикийской Астарты, египетской Исиды, греческой Афродиты, римской Венеры.

Четырехлучевая звезда бога Шамаша — прототип мальтийского креста.

Звезду с семью лучами носили на лбу Великие жрецы бога Сераписа.

Выражения "родиться под счастливой звездой" или "находиться под недоброй звездой" связаны не только с астрологическими представлениями, но и с поверьями об одушевленности звезд.

В древнеамериканском искусстве звезды изображали в виде человеческих голов, принадлежавших воинам, павшим в бою или принесенным в жертву богам.

Недобрые предзнаменования "падающих звезд" испытали инверсию в Вифлеемской звезде, которую изображали как комету. В Откровении Иоанна в день Страшного суда "звезды небесные пали на землю" (Откр. 6:13), а Христос в деснице держит семь звезд — это Ангелы семи церквей (Откр. 1:16, 20).

"Жена, облеченная в солнце", появляется в венце из двенадцати звезд, под ногами ее — луна (Откр. 12:1). Этот образ трактовали как явление Девы Марии Небесной. Поэтому Мадонну изображают в венце из звезд.

Еврейская форма имени Марии — Мариам ("Возвышенная, Превознесенная") преобразовалась в сокращенно-латинское "Maris", отсюда один из эпитетов Мадонны: «Stella Maris» (лат., "Морская звезда" — синоним Полярной звезды). Эту звезду изображают на плаще Девы Марии (обычно на плече).

Согласно древнерусской иконографии, три звезды изображаются на мафории (трактуется как символ "трех девств"; две звезды означают "неполную Троицу").

Иисус Христос также называется "звездой светлой и утренней" (Откр. 22:16).

Изображение звезды, имеющее столь многозначное толкование, сделало ее распространенным элементом геральдики. Звезда — эмблема партии гвельфов, звезды встречаются в гербах английского дворянства. Й. В. Гёте избрал своим гербом шестилучевую звезду на голубом поле как символ утренней звезды Венеры (1775). Звезды входят в композицию многих государственных гербов и флагов.


"ЗВЕЗДА ДАВИДА" — шестиконечная звезда, мистический знак из двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга: один вершиной вверх, другой — вершиной вниз.

В Древней Месопотамии, в Вавилоне солярный знак.

Он встречается и в других неолитических культурах, изображает, вероятно, шесть сторон света: север, юг и крайние точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний. Эти точки горизонта делят окружность на шесть равных частей.

В алхимической символике два взаимно переплетенных треугольника, светлый и темный, означают взаимодействие двух начал Вселенной: небесного (изначально совершенного) и земного (греховного), а также "первоэлементы".

С XII в. у евреев этот знак стал называться "Маген-Давид" ("Щит Давида"), или могендовид, в память о царе Давиде (1004—965 гг. до н. э.), по преданию, первым нарисовавшем такой знак. Давид передал тайну знака своему сыну Соломону, царю Израиля и Иудеи в 965—928 гг. до н. э., поэтому он имеет еще одно название: печать Соломона. Перстень, на котором изображена эта печать, обладал сверхъестественной силой — он мог рассекать и передвигать камни, возводить здания. Перстень был похищен демоном Асмодеем, но затем возвращен обратно.

СОЛОМОНА ПЕЧАТЬ — шестиконечная звезда, магический знак из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников.

Еще одно название: звезда Ремфана (слово "Ремфан" неизвестного происхождения, предполагают, имя языческого идола, позднее Ремфана отождествляли с Сатурном).

В "Звезде Давида" видели также символы четырех стихий (огня, воды, земли и воздуха), обозначенные "восходящими и нисходящими" вершинами треугольников, и "семь внутренних площадей". Возможно, именно такой знак увидел на странице старинной книги доктор Фауст.

Помимо общеизвестного могендовида — "щита Давида", существуют так называемые скрытые формы: печать, состоящая из семи точек (с одной в центре и шестью по окружности) — числу семь придавали особое значение.

Шестилепестковые розетки, цветки с седьмым элементом в центре, известны по орнаментике древней Месопотамии, Египта и Эллады, но в Средневековье их стали называть "семикружковой печатью" и тоже связали с печатью Соломона.

В христианстве печать трактовали знаком "семи веков мировой истории", находящихся под управлением Архангелов и связанных с "семью планетами". Архангел Михаил в качестве Архангела Солнца считается главой правления и олицетворяет квинтэссенцию (пятый элемент) центра печати. Остальные шесть располагаются вокруг.

"Скрытую печать" мистики находят замаскированной на многих произведениях искусства алтарных картинах, статуях, в рисунках и гравюрах эпохи Средневековья и Возрождения.

Изображения семикружковой печати можно видеть в центре лабиринтов, например в лабиринте пола собора в Шартре. Мистическое значение печати Соломона связано также с легендой о строительстве храма.

Магическая сила "Соломоновой печати" сделала ее эмблемой Дионисийских архитекторов, поэтому изображения шестиугольной звезды можно видеть на памятниках мусульманской и христианской архитектуры. С Ближнего Востока вместе с орденом Тамплиеров эта эмблема проникала в Западную Европу и стала одним из символов братства масонов ("вольных каменщиков"). Ее изображение встречается в орнаментике романских и готических соборов.

"Звезда Давида" изображена на коврах Анжерского Апокалипсиса (1373—1380) — намек на эпидемию чумы в Париже в 1371 г., якобы вызванную жителями еврейского предместья.

Звезда из двух треугольников в качестве марки встречается на итальянской майолике XVI в. из г. Савоны, на изделиях златокузнецов XVII—XVIII вв.

Могендовид — знак гетто и эмблема сионизма.

Греческое название — гексаграмма (греч. hexagramma — "шестиконечный знак").


ПЕНТАГРАММА (лат. pentagramma, от греч., лат. pente — "пять" и gramma — "линия, начертание, знак") — правильный пятиугольник, форма, встречающаяся в природе, например морские звезды пятилучевой симметрии.

Правильность этой формы привлекала древних магов Вавилонии. Возможно, из Вавилона пентаграмму в качестве магического знака заимствовали египетские жрецы и китайские философы.

Пентаграмму сделали своей эмблемой пифагорейцы, поскольку отношения ее частей гармоничны. Геометрическую гармонию пентаграммы пифагорейцы переосмысливали в качестве символа гармонии тела и души. Поэтому пятиугольник превратился в эмблему Гигиеи, древнегреческой богини здоровья, дочери Асклепия.

В учениях гностиков пентаграмма является символом пяти основных элементов природы: света, воздуха, огня, ветра и воды (в иной версии: огня, земли, воды, дерева и металла).

Пентаграммы изображали на могильных камнях, на оградах баптистериев, на амулетах и талисманах, в алхимических трактатах.

Мистики видят в пентаграмме букву "А" и прочитывают ее в качестве знака Великого Архитектора, создателя Вселенной.

В геральдике часто используют корону с пятью зубцами.

Буква «G» внутри пентаграммы означает "gnosis" (греч., "познание") или "genesis" (греч., "рождение, происхождение"). Такую звезду именуют "пламенной" (лат. flammidum).

В масонской символике используют пентаграмму с вписанной в нее фигурой "сознательного человека" с распростертыми руками и ногами. Подобные изображения характерны для поисков идеальной гармонии в изображении фигуры человека в творчестве художников Итальянского Возрождения, что также связано с закономерностями золотого сечения. Пентаграмму с фигурой человека вписывают в круг и квадрат и соотносят с пропорционированием в архитектуре. Голова "сознательного человека" занимает в пентаграмме верхний треугольник, что также имеет символический смысл.

В "звезде Давида", состоящей из двух треугольников, верхний означает мужскую силу, "созидательный огонь", стремление к небу, а треугольник, обращенный вершиной вниз, — женское "влажное" начало, направленное к земле, стихию воды. В рисовании пентаграмм существует схожая закономерность. Пентаграмма, обращенная вершиной вверх, называется "беломагической" и символизирует вдохновение, духовный свет. Пентаграмма, обращенная вершиной вниз, называется "черномагической" и означает зло, колдовство, поскольку ее энергия направлена в землю. "Беломагический" способ рисования требует вести линию с начала левого зубца вправо, затем налево и вниз, оттуда вверх, пока окончательным движением фигура не будет завершена в исходном пункте. В "черномагическую" пентаграмму вместо фигуры человека вписывали изображение головы козла. Кроме того, два луча перевернутой пентаграммы, похожие на раздвинутые ноги, рассматривали в качестве намека на половые органы. Такую звезду называли "ведьминой ногой" и связывали с дурными предзнаменованиями. "Беломагические" пентаграммы вырезали на деревянных устоях домов, высекали на каменных порталах в качестве оберегов.

В христианстве этот символ переосмысливали, как и другие древнейшие знаки. Пять лучей звезды соотносили с пятью ранами распятого Христа, а круг, в который вписана пентаграмма, трактовали в качестве символа завершенности земной истории, начала и конца времен, ознаменованных явлением Спасителя.

В XVII—XVIII вв. в результате контаминации языческой и христианской символики появляется новая форма "пламенной" пентаграммы. Ее стали изображать в сиянии лучей либо с изогнутыми "пламенеющими" лучами. В центре — "пламенеющее сердце". В ином варианте рисунка знак «G» в сердцевине стали трактовать как начальную литеру слов «Gott» (нем., Бог) или «Gloire» (франц., Слава). Пентаграмма в сиянии лучей стала напоминать цветок розу. В таком виде ее стали называть "мистической розой", или пентакулой (ср.-лат. pentacula — "пятилистник"). Встречаются пентакулы с литерами «SALUS».


 

 



 

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.