Art Gallery

Портал для творческих людей       [email protected]        [email protected]

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 107 гостей онлайн

купить картину

.

Мы в контакте

Новости СМИ2
Новости СМИ2

Меандр PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
Словарь художника

Мостовая на Родосе, выложенная меандром.Меа́ндр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15).

В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мезинской палеолитической стоянке.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

МЕА́НДР (греч. maiandros, лат. meander; meatus — "движение, течение, круговорот") — в античном искусстве мотив орнамента геометрического стиля, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. По одной из версий, элемент этого орнамента происходит от изображения капкана, охотничьей ловушки для зверя. На этом основании меандр считают разновидностью лабиринта. В то же время очевидна его связь с мотивом креста свастики символа огня и вечного движения.

В древнегреческой вазописи архаического периода и в ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII—VI вв. до н. э. мотивы меандра и свастики встречаются рядом. Спирали, круги, свастики, так же как и волны (мотив воды), зигзаги (знаки молнии и грома), изображены на глиняных сосудах из Суз в Месопотамии и каменных с о. Наксоса. Поэтому есть основания считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий и только позднее его стали связывать с извилистым руслом реки Меандрос (ныне Большой Мендерес) в западной части Малой Азии. В начале I в. н. э. об этом упоминает Страбон: "Течение реки становится столь извилистым, что от этого всякие извилины даже называются меандрами". Однако из этого высказывания неясна логика происхождения названия, можно полагать, что название реки также произошло по ассоциации с древнейшим мотивом движения (сравн. греч. maieia — "повивальное искусство, движение жизни"; санск. maja — "движение, превращение").

Орнамент, идентичный древнегреческому, получил распространение в Древнем Китае. Его можно видеть в неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.). В Китае мотив меандра трактовали как "узоры грома". В Японии аналогичный орнамент изображал волну и назывался рюсуймон ("бегущая вода"). Такой же зигзагообразный орнамент известен в древнеамериканском искусстве.

В период античной классики в меандре возобладало абстрактное начало — абсолютный ритм, метрическая сетка, имеющая в основе несколько вытянутый прямоугольник (архитекторы называют такую фигуру "неравносторонним квадратом"). Непрерывность меандра и его асимметрия (направленность в одну сторону) идеально выражают непрерывное движение. Поэтому меандр используется в качестве декора фризов, архитектурных тягпилястров, наличников.

В искусстве Рима чаще применяли "двойной меандр" с наложением двух зигзагов и метрическим сдвигом "на полшага", в результате чего в точке пересечения зигзагов образуется свастика. Такой меандр украшает горизонтальный пояс "Алтаря Мира Августа" в Риме.

В искусстве европейского классицизма XVIII—XIX вв. мотив меандра называли "bordure a la grecque" (франц., "бордюр по-гречески"). Характерно также, что в архитектуре раннего русского классицизма, в частности в зданиях Петербурга второй половины XVIII в., обычно используется простой меандр, а в декоре фризов зданий начала XIX в. чаще встречается двойной меандр со свастикой, создающий большую игру светотени и более жесткую, насыщенную фактуру.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2015 - Шедевры Омска. Все права защищены.