РИСУНОК ГОЛОВЫ. ПОРТРЕТ
Начинающему художнику в первую очередь необходимо обратить внимание на строение черепной коробки человека, анатомическую закономерность распределения мышц, изучить схемы мимики лица. Эти знания будут нужны не только для правильного изображения головы, но и для передачи характера, чувств и переживаний человека.
На первых порах лучше рисовать людей худощавых, немолодых, без большого количества мелких деталей на лице (борода, усы, морщины, складки), чтобы ясно читалась структура основных костей черепа и мышц.
Разговор о закономерностях строения формы живой головы мы будем вести на примере портрета немолодого человека, одновременно раскрывая методическую последовательность изображения.
Сначала надо присмотреться к натуре, изучить ее в различных поворотах и ракурсах. П. П. Чистяков советовал:
«Прежде чем приступить к рисунку, необходимо проанализировать натуру».
Выбрав место, откуда наиболее ясно раскрывается характер головы, можно начинать работу.
Как всегда, рисунок необходимо начинать с композиционного размещения на листе бумаги, найти движение головы по положению серединной осевой линии, определить общий характер формы и пропорции (отношение ширины к высоте, частей к целому (рис. 1). Здесь следует учитывать закономерности анатомического строения черепа. Шарообразная черепная коробка состоит из шести основных костей: лобной, двух теменных, двух височных и затылочной. Все эти кости соединены между собой швами и составляют единую форму. В основании черепной коробки находится нижняя кость челюсти. Передавая характер того или иного человека, необходимо обратить внимание на кости черепа: у одних людей большая лобная кость и маленькая затылочная; у других, наоборот, крупная затылочная кость и маленький лоб; у одних сильно выступают лобные бугры, а у других — височные кости.
Формы, образующиеся основными костями черепа — височными, скуловыми, челюстными,— старайтесь изображать одновременно, так как парные кости всегда расположены симметрично. Кроме того, составляя общую форму головы, они одновременно членят ее на пропорциональные части. Это хорошо показано на рисунке замечательного русского художника XVIII века, выдающегося педагога А. П. Лосенке, который специально занимался изучением пропорций человеческого тела. Пунктирные линии указывают на места членения головы на три равные части: первая линия проходит по границе покрова волос. Вторая — по выступам надбровья лобных бугров. Отмечая это место на рисунке, все время имейте в виду костяк, а не брови, которые могут подниматься и опускаться, в то время как костяк остается неподвижным. Третья линия проходит у основания корня носа и нижнего края скуловых костей. Проведя линию основания носа, по-прежнему ориентируйтесь на костяк, а не на внешнюю подвижную форму, кончик носа может быть и ниже его основания, и выше. Последняя линия проходит у нижнего основания челюсти.
Не торопитесь прорисовать основные части головы сразу жесткой линией. Рисунок пока ведется легким прикосновением карандаша к бумаге. Намечая обобщенные формы частей головы, призму носа, шаровидную форму глаз, внимательно следите за их характером (рис. 2). У одних нос может быть длинный с тонкой переносицей, у других — короткий и широкий, у третьих — прямой, классической формы. Однако, несмотря на различие в характере, структура формы носа остается постоянной: она состоит из переносицы, горбинки и двух миндалин на кончике носа. Так же внимательно наблюдайте за характером строения глаз и других частей головы.
Великий немецкий художник эпохи Возрождения А. Дюрер писал:
«...некоторые имеют большие крючковатые носы или длинные и свисающие, другие же, напротив, имеют носы совсем короткие, вздернутые, толстые, шишковатые, глубоко вдавленные между глазами или же выступающие вперед от общей линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие, маленькие глазки или большие глаза навыкате. Некоторые открывают глаза узко, как свиньи, и нижнее веко поднято у них больше, нежели опущено верхнее; иные же открывают глаза округло, так что виден весь зрачок. Далее, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними, и у одних брови бывают тонкими, у других широкими.
Далее, некоторые имеют толстые, выступающие, вывернутые губы, у других же губы закушенные и тонкие, у иных верхняя губа выступает над нижней, или наоборот, и нередко одна бывает толще другой; у одного губа под носом длинная, у другого короткая. Также у одних бывает толстый, широкий, большой подбородок, у других же маленький и острый; иногда он отступает назад и срезан к шее, иные же сильно выступают вперед от шеи. Иногда они бывают длинными, иногда короткими, что, как говорится выше, определяется поперечными линиями».
Выявив общий характер формы головы и ее деталей в линейном рисунке, наметьте основные светотеневые отношения (тень, полутень, падающая тень), делайте это по-прежнему легким прикосновением карандаша к бумаге (рис. 3). Тоновая прокладка поможет вам яснее видеть как общий характер формы, так и пропорциональные отношения частей и целого. При этом необходимо учитывать, что степень освещенности поверхности зависит от того, под каким углом она находится к источнику освещения. С удалением формы от глаза рисовальщика светотеневой контраст под влиянием воздушной перспективы постепенно смягчается. Все время проверяйте и симметричность расположения частей, взаимосвязь деталей между собой. Когда вы убедитесь, что рисунок головы в целом получился верный, переходите к его детальной проработке, постепенно усиливая нажим карандаша на бумагу и добиваясь необходимой силы тона. В процессе работы над деталями строго следите за тем, чтобы не была нарушена большая форма.
Для правильной детальной проработки формы рисовальщику необходимо знать, какими характерными мышцами она обусловлена. В связи с этим рассмотрим главные мышцы головы и основные их функции:
1) мышца лба, мускул внимания, удивления. Мускул лба прикрепляется своими нижними концами к коже под бровями и при сокращении поднимает брови. Чем сильнее сокращаются волокна мышцы лба, тем больше приподнимаются брови, и тем отчетливее прослеживается на лбу рельефность складок. При поднятии бровей верхнее веко также приподнимается, и глаз открывается больше;
2) круговая мышца глаза. При сокращении этого мускула веки закрываются. К мышцам глаза нужно отнести также и мышцу, сдвигающую брови, которая при сокращении опускает внутренние концы бровей;
3) жевательная мышца. Прикрепляется к скуловой кости, скуловому отростку и к нижней части челюсти. Жевательные мышцы хорошо видны на лице каждого человека и во многом влияют на характер формы головы;
4) круговая мышца рта. Окружает ротовое отверстие, обусловливает толщину губ. Круговая мышца рта делится на две части — наружную и закрывают отверстие рта. При обратном действии круговой мышцы рта верхняя губа и крылья носа поднимаются, а нижняя губа и уголки рта опускаются.
Прорисовывая детали, все время проверяйте их взаимосвязь. В процессе моделировки формы светотенью штрих старайтесь класть по направлению движения мышц. В конце работы внимательно следите за целостностью формы. Главное в рисунке нужно выделить, подчеркнуть, создавая необходимые контрасты света и тени, заштриховывая и приглушая второстепенное (рис. 4). С самого начала работы должен быть соблюден принцип «от общего к частному, от частного к целому». Завершение рисунка не механическая работа, фиксация деталей; наоборот, это самая сложная и трудная задача, требующая умения доводить рисунок до последнего штриха. Рисунок можно считать законченным в том случае, когда наиболее ясно передана форма, когда все - от общих масс до мельчайших деталей — соподчинено и составляет одно целое. Необходимо помнить слова П. П. Чистякова:
«Общее — дело мастера. Убедительно и умело обобщить сумеет только тот, кто твердо знает все детали обобщенного, а не просто смазывает на незнакомом месте».
Посмотрите, как это умели делать воспитанники русской академической школы рисунка Ф. Бруни и П. Соколов.
Для закрепления знаний и навыков рисования живой головы полезно в дальнейшем поработать над рисунками натурщиков различного возраста и характера. Для усложнения задачи, когда появятся достаточные для этого навыки, в качестве натуры можно взять полных людей или стариков, у которых кости и мышцы головы завуалированы толстым слоем жира или складками кожи.
Примером решения таких задач может служить рисунок А. Дюрера «Голова старика». Такое умение «находить» скрытую анатомически-конструктивную основу головы помогает художнику в передаче портретного сходства.
|