НЕ МНОГО ЛИЦ НАМ ПАМЯТЬ СОХРАНИЛА...
Старинные гравюры — своеобразные иллюстрации к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
Пушкина всегда привлекала богатая событиями российская история. С годами он все чаще обращался к ней в своих произведениях. «Уважение к минувшему,— считал поэт,— вот черта, отличающая образованность от дикости». Одна из вершин творческой мысли Пушкина — трагедия «Борис Годунов», написанная в 1824—1825 годах в Михайловском. В ней поэт обратился к драматическому и во многом загадочному эпизоду родной истории.
Работая над «Борисом Годуновым», Пушкин использовал не только «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи и сказания, но и, вероятно, некоторые изобразительные материалы. В первой четверти XIX века в России были широко распространены старинные гравюры с изображениями деятелей Смутного времени. «Не много лиц мне память сохранила»,— говорит один из героев трагедии, монах-летописец Пимен. Еще меньше достоверных портретов дошло до Пушкина. Тем интереснее рассматривать эти гравюры, являющиеся своеобразными иллюстрациями к «Борису Годунову».
В середине XVIII столетия возрос интерес русского общества к национальной истории. Работавший в России мастер из немецкого города Аугсбург Иван Штенглин выполнил с 1742 по 1780 год серию гравированных портретов русских царей. Среди них -изображения Бориса Годунова и Василия Шуйского, образы которых впоследствии привлекли пристальное внимание Пушкина.
Штенглин работал в распространенной в те годы технике черной манеры, или меццо-тинто. Эта техника основана на создании особой шероховатой доски, с которой шероховатости сглаживаются в тех местах, где на гравюре должны быть более или менее светлые детали. Это позволяет передавать светотень с чрезвычайным богатством переходов. В то же время число оттисков с доски при использовании черной манеры невелико, а сама работа кропотлива и трудоемка.
Штенглин делал свои гравюры, видимо, с каких-то не дошедших до нашего времени портретов, вернее, парсун, сочетавших приемы иконописи и светской живописи. Сама черная манера очень удачно подошла для такого рода изображений, вызывая воспоминания о потемневших от времени досках, о потускневших красках и позолоте. В облике Годунова и Шуйского еще много иконописного, идеального, но все же чувствуется попытка создания портрета в современном понимании слова.
Оба портрета одинаковы по композиции, украшены пышными рамками в стиле барокко и сопровождены подробным перечислением царских титулов на русском и латинском языках. Все внимание гравер сосредоточил на лице. Оно как бы выхвачено лучом света из общего темного фона гравюры.
Лик Годунова мрачен, на нем отразилась сложная игра страстей. Передана своеобразная внешность царя — среди его предков были татары. Перед нами 47-летний Борис, который, по свидетельству летописей, был «величественен красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким». Но, добавлял беспристрастный летописец, «Борис не имел нисколько добродетели». Лицо этого человека удивительно удалось граверу Кажется, что в нем узнаешь Годунова таким, каким он предстает у Пушкина, например, в словах Шуйского:
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха...
Борис изображен как раз в царском облачении, в шапке Мономаха. Внешне он уверен в своих силах, но это действительно внешне. Веришь Пушкину - некогда этот человек со стоном произнесет - «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» Правая рука уверенно держит символ царской власти — державу, и только невольная вялость левой руки - со скипетром выдает внутреннюю неуверенность царя, которому еще надо утвердить себя в звании монарха перед людьми и богом. Он держит скипетр четырьмя пальцами, а мизинцем, как бы для оберега, прикасается к тяжелому нагрудному кресту В трагедии Пушкина Годунов оправдывает свое право на престол, ставя себя в ряд «царей законных, назначенных, избранных всенародно, увенчанных великим патриархом...». Но сколько страшных дел, казней, крови за этим правом на трон? Невольно рука Бориса тянется к спасительному кресту.
В той же манере, с теми же атрибутами царской власти изображен и другой временный правитель России — Василий Шуйский. В его облике больше идеализации. Если Борис Годунов хотя бы своим внешним благообразием отвечал народным представлениям о царе, то лысоватый, с маленькими подслеповатыми глазками, красным носом и жидкой бороденкой, Шуйский не был похож на сказочно-летописного монарха. Неизвестному автору портрета, с которого делал гравюру Штенглин, пришлось немало потрудиться, чтобы перед зрителем предстал светлоглазый строгий человек с иконописным благочестивым лицом. Только внимательно рассматривая гравюру, можно уловить неприятные, жесткие складки в уголках губ. Есть в этом лице и решительность, заставляющая вспомнить сцену из «Бориса Годунова», когда в царской думе один Шуйский не побоялся подать голос при решении сложного вопроса. Бояре переговариваются между собой, и один сообщает другому
Я — признаюсь — не смел поднять очей,
Не смел вздохнуть, не только шевельнуться...
Его собеседник отвечает-
А выручил князь Шуйский. Молодец!
На гравюре уже не князь, а полновластный царь. По-другому, чем Годунов, держит он скипетр: с решительностью, свойственной его натуре, Шуйский крепко сжал его в кулаке.
Как внешне ни сильны, ни уверенны Годунов и Шуйский, обоим уготован печальный удел: первому — внезапная смерть среди боярской смуты и крушение всех честолюбивых замыслов, второму — изгнание, смерть на чужбине и позорное погребение «на распутий». Несомненно, работая над изображениями двух временных правителей России, Штенглин знал их исторические судьбы, и это не могло не сказаться в его отношении к художественному материалу.
Другая группа портретов связана с Дмитрием Самозванцем и его окружением.
Хотя личность Самозванца загадочна, таинственна, окружена ореолом легенд и до сих пор вызывает споры историков, портреты его достоверны и реалистично передают характерные черты внешности. Если гравюры с изображениями Годунова и Шуйского сделаны спустя 150 лет (хотя, видимо, с прижизненных оригиналов), то портрет Дмитрия Самозванца награвирован при его жизни и приложен к поздравительной брошюре, изданной в Кракове в 1605 году по случаю бракосочетания Марины Мнишек с Дмитрием. Вернее, по обычаю того времени ее обвенчали сначала с доверенным лицом новоявленного царевича послом Афанасием Безобразовым, а уже в Москве Самозванец встречал Марину, приветствуя ее как русскую царицу.
На гравюре Дмитрий изображен в гусарском кафтане, который он носил постоянно. По словам современников, у него был большой рот, толстые губы, крупный нос, на лице две бородавки: одна на носу, другая на лбу Таким описанием, а возможно, и изображением воспользовался Пушкин, создавая знаменитую сцену на Литовской границе. Сначала Дмитрий, а потом Валаам читают описание наружности беглого чернеца Гришки Отрепьева «А ростом мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». На гравюре Самозванец некрасив, только простые черты слегка сглажены да глазам придано выражение кротости и терпения. По широкой овальной рамке идет латинская надпись, в которой Дмитрий именуется «московским господином и царем Димитреусом, сыном Иоанна». Как тут не вспомнить известный монолог Самозванца «Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла...»
После смерти Самозванца были попытки исказить его реальный облик. Оттиски гравюр делали с тех же досок, но с подновлениями, то лицо начинало пестреть бородавками, то курносый нос превращался в свисающий длинный клюв, из-под которого торчали клочья немыслимых усов. А ведь Дмитрий не носил ни бороды, ни усов. Такие фантастические портреты чрезвычайно редки и могут расцениваться как своеобразный исторический курьез.
Особенности гравюр, изображающих Самозванца и людей из его окружения, объясняются их западным происхождением. Если портреты Годунова и Шуйского еще находятся в русле иконописной традиции с элементами светского письма, то изображения Дмитрия, Марины и Георгия (Юрия) Мнишек характерны для европейской реалистической живописи начала XVII века. Откровенен портрет тестя Дмитрия — Георгия Мнишка, созданный гравером Лукой Килианом. В лице и позе — уверенность и сила знающего себе цену воеводы. Тут нет аристократической утонченности, скорее это лицо расчетливого купца, предприимчивого и хитрого, способного торговать чем угодно, даже родной дочерью. Таким же он предстает и в трагедии Пушкина, всеми силами стремится, чтобы Марина «не упустила» русского «царевича».
Портрет Марины Мнишек иной. Гравюра, приложенная к брошюре, видимо, не в полной мере передает красоту надменной польки. Она изображена в характерном западном костюме с тяжелыми расшитыми рукавами буф, огромным гофрированным воротником; волосы по моде начала XVII века высоко подобраны, уложены короной и богато убраны жемчугом. Лицо холодно и надменно. В сцене «Бориса Годунова» в замке Мнишка в Самборе танцующие кавалер и дама обсуждают внешность Марины, и если дама называет ее красавицей, то кавалер говорит -
Да, мраморная нимфа,
Глаза, уста без жизни, без улыбки.
Но в этом сдержанном, даже холодном лице чувствуется одна страсть — честолюбие. Самозванец понимал, каких слов ждет от него гордая красавица.
... День целый ожидал
Я тайного свидания с Мариной.
Обдумывал все то, что ей скажу,
Как обольщу ее надменный ум,
Как назову московскою царицей...
Когда же наконец мечты честолюбивой Марины сбылись и она стала московской царицей, граверы под ее изображениями неоднократно повторяли росчерк ее быстрого пера. «Маппа Тгаппе» (Марина — царица московская)
С этой гравюры на протяжении XVII, XVIII и первой половины XIX веков неоднократно делались повторения. Можно без преувеличения сказать, что перед нами один из самых популярных женских портретов в России. Что-то зловещее было е облике и судьбе Марины Мнишек. Словами Пушкина можно сказать, что она явилась на нашей земле «как беззаконная комета в кругу расчисленных светил». Кратким оказалось торжество авантюристки. Однако перипетии ее жизни продолжали волновать все новые и новые поколения. И когда в России появилась литография, в 1820—1830 годах было сделано большое число воспроизведений старой гравюры.
До нашего времени дошли изображения событий Смутного времени, правда, в гравюрах XVIII века: «Голод при царе Борисе» и «Убийство царевича Дмитрия». Оба этих изображения представляют собой художественный вымысел и потому не обладают тем ароматом достоверности, подлинности, которым веет от портретов Годунова, Шуйского, Самозванца, Марины и Георгия Мнишек. Старинные гравюры сохранили облик этих людей, а магическая сила пушкинского слова как бы воскресила их живые голоса в трагедии «Борис Годунов».
Е. ЗИМЕНКО
А. С. ПУШКИН ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило,— говорит Карамзин,— ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения... Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца.
«Отрывки из писем, мысли и замечания». 1827
Вы читали... сцену летописца (в «Борисе Годунове».— Ред.) Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое... совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.
«Письмо к издателю «Московского вестника». 1828.
Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим.
«Опровержение на критики». 1830.
...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен,— но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.
Письмо к П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 года.
|