История одного шедевра
"Богатыри" В.М.Васнецова
"Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".
В.М.Васнецов
В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри",и с той поры,вот уже двадцать с лишнем лет этот сюжет не оставлял художника.
- Я работал над Богатырями,может быть,не всегда с должной напряженностью,но они всегда неотступно были передо мною,к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!Они были моим творческим долгом,обязательством перед родным народом..., - вспоминал художник. - Картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырком выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?
Их прототипы жили в разное время, а встретились на одной картине Васнецова. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов. К слову сказать, Илья Муромец не
сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - реальные события. Это был могучий воин по прозвищу Чоботок, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение. Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя - Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илия Муромец. Нетленные мощи его хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно они исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря. А вот погиб ли Илья Муромец в бою, или был коварно убит врагами, история точных сведений не даёт, в былинах же говорится, что Илье "не суждена смерть в битвах". Восстановили образ Ильи Муромца в последние годы жизни. Это оказался крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 см. Мало кому известно, что Илья Муромец герой не только русских былин, но и германского эпоса, где описываются подвиги Ильи Руссича...
Огромную роль в истории Киевской Руси сыграл другой богатырь - Добрыня Никитич. Известно, что он приходился родным братом Малуше, матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси. Таким образом, место рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (Коростень Житомирской области). После сожжения города пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Не раз доводилось Добрыни отвечать на обиды и заступаться за сестру. Можно говорить, что именно в княжеском тереме он выработал характер воина и дипломата. Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч и Добрыня вечерами, и даже ночью,упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве. А приёмы владения мечом он перенимал у варяжских наёмников, смотреть учения которых он бегал как только выпадет свободное время. Будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников - опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом! После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость, фактически, являлся регентом при Владимире в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Немалая его роль и в крещении Руси. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал "сограждан" в новую веру. В былинах Добрыня всегда молод, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника...
Меньше всего известно нам о третьем богатыре - Алёше (Александре) сыне поповском. В этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Известно,что был он одним из лучших русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары, состоялась битва на реке Калке. Именно там он и сложил голову...
Для Алеши Поповича художнику позировал в Абрамцеве младший сын предпринимателя Саввы Мамонтова. Начинающему художнику Андрею тогда исполнилось всего 13 лет, а через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти...
23 апреля 1898 года картина была закончена. Несколько минут молча Третьяков всматривался в полотно закрывавшую всю правую стену мастерской художника, а оно было не малым 295,3 х 446 см., фигуры почти в натуральную величину. Вопрос о приобретении "Богатырей" был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича Третьякова.
|