Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 24 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ И ЖИВОПИСИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ И ЖИВОПИСИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Попов-Татива

 

В связи с печатаемой выше статьей Л. А. Никитина "Идеографический изобразительный метод в японской живописи" нам представлялось нелишним познакомить читателей сборника со взглядами на метод изучения каллиграфии и живописи Дальнего Востока видного современного японского художника-каллиграфа Маэда Эн.

В 1910 г. Маэда выпустил небольшой трактат, озаглавленный им "Методы изучения каллиграфии и живописи", который в течение нескольких месяцев выдержал два издания.

Трактат Маэда рассматривает правила изучения каллиграфии и живописи не в полном их объеме, а только в плоскости почерков це-шу и цао-шу.

Почерк це-шу является обычной формой китайских иероглифов, которой пользуются в печати и письме. Почерк цао-шу служит скорописной формой тех же иероглифов, чрезвычайно широко распространенной как в Китае, так в особенности и в Японии. Таким образом, Маэда ограничивает поле своего исследования только изучением почерка в каллиграфии и живописи. Другими словами, речь идет не о пятнах, не о тональности, не о красках, а только о линиях.

Только линий будет касаться и книга Маэда.

Ниже мы приводим в сокращенном изложении трактат Маэда, при чем терминология по мере возможности приведена к общепринятой в современном искусствоведении.

Можно ли говорить одновременно о каллиграфии и живописи?

Известный японский журналист Токутоми в предисловии к книге Маэда говорит, что каллиграфия и живопись черпают из одного общего источника-художественного вкуса. В подтверждение своей мысли Токутоми приводит древнее изречение: "Картина - это стихи без слов, стихи - это картина, обладающая голосом".

Сам Маэда говорит, что в древности каллиграфия не отличалась от живописи. Еще Конфуций в Лунь-юй сказал: "Если хочешь действовать с полной силой - изучай письмо". В эпоху Чжоуской династии (1122- 255 г.г. до р. Хр.) высшие китайские гражданские и военные чиновники (так называемые - ши-тай-фу) отдавали свои досуги обоим этим искусствам. То же было и в Японии, где в древности самураи и знатные лица занимались каллиграфией и живописью.

Но наиболее тесная связь существует между каллиграфией и живописью тушью. Здесь, конечно, приходится сделать оговорку, что художник, работающий тушью, пишет либо линиями, либо пятнами. Встречается совмещение и тех и других. Однако в зависимости от преобладания линий или пятен различаются линейное рисование (правильнее было бы сказать черчение) тушью и живопись тушью (колоритная).

Линейная живопись естественно вытекала из каллиграфии а это, прежде всего, зависело от того, что орудия и материалы производства (кисть, тушь, бумага, шелк и т. д.) были одни и те же для обоих искусств.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ И ЖИВОПИСИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВИЛ КАЛЛИГРАФИИ

В царствование императора Хуан-ди (2698- 2598 г.г. до р. Хр.) некий сановник Цан Цзе, как говорит легенда, изобрел иероглифы, придав им очертания, похожие на солнце, луну, гору, реку, птицу, дерево и т. д. Иероглифы этой категории получили название изобразительных (см.рис. 1, первый горизонтальный ряд).

С течением времени стиль китайского письма неоднократно менялся, и в настоящее время на Дальнем Востоке в ходу их несколько.

Таким образом, первыми знаками письменности (иероглифами) явились грубые изображения предметов (картины), и при самом зарождении письма (каллиграфии будущей) оно оказалось как бы связанным с живописью. И здесь, строго говоря, стоит только вопрос о том, когда произошло выделение из каллиграфии живописи, как самостоятельного искусства. Во всяком случае, до Конфуция (род. в 551 г. до р. Хр.) живописи, как отдельного искусства, еще не существовало, и каллиграфия была одним из шести искусств (стр. 2).

Предание говорит, что к концу Чжоу'ской династии (1122-255г.г. до р. Хр.) письмо постепенно упростилось и произошло выделение живописи, как самостоятельного искусства. Однако, картин этой эпохи до нас не дошло. И даже картины времен Хань'ской династии (206 г. до р. Хр.- 220 г. по р. Хр.) походят на картины Египта, относящиеся ко времени за 3000 лет до р. Хр.

Кроме изобразительных иероглифов (древнейших), существует еще пять категорий иероглифов, созданных на основании различных принципов. К одной из этих последних относятся так называемые указательные иероглифы, которые своим начертанием указывают на то или иное понятие. Так, черта и точка над ней (шан) означает "верх", черта и точка под ней (ся) означает "низ". Далее идет категория идеографическая, значение иероглифов которой определяется составными частями иероглифа, напр., солнце+луна "мин" означают свет, светлый и т. д. (стр. 3-4).

Обратимся к таблице письменных знаков, данных на рис. 1.

Первый горизонтальный ряд сверху дает наиболее древние формы иероглифов от династии Шан (1766-1401 г.г. до р. Хр.) и до середины эпохи Чжоу (около 700 г.г. до р. Хр.). С течением времени иероглифы эти упрощались (верхние начертания более древние и значительно сложнее нижних)-(4) .

Иероглифы второго горизонтального ряда- стиль сяо-чжуань- относятся ко времени от конца династии Чжоу (255 лет до р. Хр.) и до начала династии Цинь (255-206 г.г. до р. Хр.). Именно к этому времени живопись по преданию стала вполне самостоятельным искусством (стр. 5).

Третий ряд дает стиль гу-ли, бывший в большой моде в эпоху ранней династии Хань (206 г. до р. Хр.- 25 г. по р. Хр.).Стиль ба-фэнь четвертого ряда относится к эпохе поздней династии Хань (25- 265 г.г.по р.Хр.) и династии Цзинь(265- 420г.г.).

Стиль ба-фэнь постепенно видоизменялся и к середине периода Тан'ской династии (620- 907 г.г.) переходит в стиль це-шу (пятая строка).

Что касается живописи, то до нас от древнейших времен дошли почти исключительно только имена художников. Здесь следует отметить, что в китайских источниках нет упоминаний об изображениях цветов, птиц или ландшафтов, которые бы восходили ко времени более раннему, чем начало VII века по р. Хр. Мы знаем, что в эпоху Тан'ской династии (618-905) художники Янь Ли-бэнь и У Дао-цзы создали выдающиеся изображения будды. И только Ли Сы-сюнь создал цветной ландшафт (стр.10).

В эпоху династии Чжоу (1122-255 г.г. до р. Хр.) были разработаны правила каллиграфии. В эту эпоху особой славой пользовались каллиграфы Мо Ван и Ши Чжоу (последний жил около 800 г. до р. Хр.). Каллиграф эпохи Цинь'ской династии (255-206) Ли Сы говорит, что он тщательно изучает творения своих выдающихся предшественников и жалуется на то, что ему не удается достичь совершенства.

Каллиграфия Дальнего Востока родилась из изображений предметов, и это раз навсегда наложило отпечаток на отношение дальневосточных народов к каллиграфии. В их художественном мировоззрении еще и сегодня живы отголоски прошлого, когда каллиграфия была искусством изобразительным. И только по мере того, как письменный знак отходил все дальше и дальше от изображения предметов, его мысль создавала все более сложную систему мистики линий.

Еще каллиграф Хань'ской династии Чжан Ди сказал:

На небе и земле, в горах и реках существуют формы квадратные и круглые, возвышенные и текущие .(5)

В солнце, луне и небесных светилах существуют градусы широты и долготы, и поворота света.

В облаках, в заре, траве и деревьях существуют формы, широко расстилающиеся как холст, формы роста и изобилия.

В предметах культуры и одеяниях существуют формы скромности приветствия и обращения.

Если стараться удовлетворить этому, то письмо будет поразительно.

В этих правилах каллиграфии Чжан Ди устанавливает связь между формой письменного знака (иероглифа) и выражаемой им идеей, только при наличии выражения этой связи каллиграфия в его глазах будет возвышенным искусством (стр. 10).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2021 - Шедевры Омска. Все права защищены.