НИКИФОР СТЕПАНОВИЧ КРЫЛОВ
Никифор Степанович Крылов (1802, Калязин — 1831, Санкт-Петербург) — российский художник.
Родился Никифор Степанович Крылов в бедной семье. Юношей с артелью иконописцев расписывал деревенские церкви. Там его увидел А.Г. Венецианов и взял к себе в ученики. В 1825 Крылов переехал в Петербург, жил и учился у Венецианова, одновременно посещая классы в Академии художеств. Умер молодым от холеры.
«РУССКАЯ ЗИМА» НИКИФОРА КРЫЛОВА
Сколько штормов и шквалов отгремело в художественной жизни на протяжении веков! Сколько их бурлит сейчас, в наши дни! Мир изобразительного искусства представляется мне бескрайним птичьим базаром, где пернатые всех форм, величин и расцветок гогочут, каркают, свистят, воркуют, крякают: каждая свою истину, свою программу, свой манифест. Каково же живется в этом гаме искусству реалистическому, принимаемому сегодня многими за серенького воробышка, простоватого и куцекрылого, безнадежно отставшего от нашей цивилизации?
В начале 1950-х, студентом, в одно из посещений Русского музея я как-то вдруг, сразу и надолго «разглядел» зимний пейзаж дотоле мне неведомого Крылова. Всякий художник в своей жизни перешагивает через многое из «пройденного в школе». Но солнышко «Русской зимы» Крылова не закатилось для меня по сей день. Секрет обаяния картины, ее значение я поначалу не старался осознать. Нравится, и все тут. Лишь со временем, думается, начал анализировать ее, уяснять достоинства и недостатки, роль и место картины в русском искусстве.
Годы жизни Никифора Степановича Крылова: 1802—1831. Вот такая короткая жизнь. Он родился на Волге, в семье калязинских мещан. Видимо, художественные способности проявились рано: уже с отроческих лет Крылов странствует по градам и весям с артелью живописцев, выполнявших разные заказы, главным образом по росписи церквей. В работе он проявляет увлечение и смелость едва ли не большую, чем другие члены артели, старшие по возрасту. Случайное знакомство в 1823 году с Алексеем Гавриловичем Венециановым, почувствовавшим одаренность молодого богомаза, определило судьбу Крылова. Приглашенный Венециановым в Сафонково, он впервые увидел там «настоящие» картины. Это были портреты Боровиковского и только что законченные Венециановым «Гумно» и «Утро помещицы».
В искусстве той поры господствовало безоговорочное преклонение перед образцами классики. Бытовой жанр считался низким, недостойным внимания творца. Стремление к возвышенному, ориентация на классические идеалы выразились в холодной схоластике академизма, вставшего стеной между художником и окружающей действительностью. Ко времени встречи с Крыловым уже полностью сложились взгляды Венецианова на искусство и метод работы над произведением. Существо своего метода — предпочтение натуры, жизни любым образцам и идеалам — Венецианов отчетливо и отважно воплотил в картинах, увиденных Крыловым в Сафонкове. Искусство натурального направления готовилось к выходу на арену русской культуры. Собственно, Венецианов вступил на путь, ведущий в направление, которое в литературе через несколько лет приведет Пушкина к созданию «Повестей Белкина».
Венецианов предложил Крылову стать его учеником. Связанный с артелью контрактом, Крылов не мог сразу переехать к Венецианову, однако взгляды и советы мастера горячо запали в его сознание. Началась — во всякий свободный час — увлекательная пытливая работа с натуры. Пейзаж. Предметы быта. Растения. Человеческая фигура. Портреты. Неожиданный успех портретов укрепил веру художника в свои силы, принес заказы, а с ними небольшие средства, позволившие отдаваться собственной творческой работе. Через два года, при следующей встрече с Крыловым, Венецианов радостно поражается росту молодого коллеги и в то же время видит, сколь настоятельно требуются тому в дальнейшем систематическая работа над рисунком и развитие вкуса. Одним словом, школа. Следует новое приглашение в ученики. Крылов колеблется: далекий, чужой Петербург, где в это время трудился Венецианов, пугает его. Чем ему там жить? Заботливый и чуткий, неиссякаемо добрый Венецианов оказывает Крылову содействие в устройстве материальных дел, и Крылов переезжает к нему. Он стал первым из тех, чье творчество составило впоследствии славное понятие «школа Венецианова».
Работая в Петербурге под руководством наставника, Крылов, кроме многочисленных штудий, за короткий срок — год с небольшим — выполняет и показывает на выставках несколько картин из знакомой ему жизни. Характерны сами их названия: «Мальчик с метлой», «Портрет, с натуры писанный», «Мальчик с чашкою», «Старик с палкой в руке». Низкий, так сказать, жанр во всей красе. Но картина с изображением двух девочек в палисаднике уже попадает в коллекцию Зимнего дворца...
Замысел написать зимний пейзаж для второй половины 20-х годов прошлого века необычен. С натуры зиму до Крылова не писал никто. Мотив белой земли и голых деревьев отпугивал, казался скучным, трудным и неживописным. Даже двадцатью годами позже легендарно прославленный Карл Брюллов говорил, что как снег ни напиши, все выйдет пролитое молоко. Но питомец Венецианова уже твердо знал, что натура благодарна, что внимание к ней обогащает художника. Он выбрал место на берегу реки Тосны неподалеку от села Никольское. Осуществлению замысла помогли купцы братья Чернягины. Они не только обеспечили художнику стол и содержание во время работы, не только заказали ему несколько портретов, но и выстроили непосредственно на месте работы избу-мастерскую, чтоб художник не терял время на дорогу к месту мотива и не мерз во время сеансов, которые продолжались месяц.
Выставленная в Академии художеств тогда же, в год создания, «Русская зима» произвела сильное впечатление на зрителей, почувствовавших ее новизну и значительность. Она появилась на выставке в Академии художеств, и современники отмечали „ обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи ". В печати отмечались наивная точность и чистосердечная правдивость в передаче состояния природы, наблюденность деталей. Выйдя на берег реки, работая непосредственно на мотиве, художник углядел голубизну снегов в тенях, охваченный рефлексами полушубок парня с лошадью, почувствовал светозарность второй половины русской зимы, зимы уже всласть полютовавшей и пришедшей в состояние счастливого умиротворения. Снега Крылова зарозовели и заголубели в конце 20-х годов, одновременно с пленэрными открытиями Сильвестра Щедрина, еще до работы на пленэре Александра Иванова и задолго до цвето-световых достижений французских импрессионистов.
Как бы развивалось творчество Крылова дальше? После «Русской зимы» он написал до десятка портретов, также успешно показанных на выставках и принесших ему золотую медаль Академии и звание «назначенного в академики». Но участие в выставке 1830 года оказалось последним. Эпидемия холеры унесла художника на тридцатом году жизни.
С годами мои впечатления от картины от восторженного удивления перешли, как говорится, в ровную любовь. А какой-то главный секрет ее обаяния так и остается неразгаданным. Каким образом удалось автору избежать скуки в длиннейшей темной гряде дальнего леса? Может быть, ее контрастностью к трем массам фигур и лошади? Картина визуально точна, может быть даже до фотографичности. Но в ее как бы документальности, непритязательности, простоватости формы проглядывает какая-то особая пронзительность, которая есть в произведениях Вермеера Дельфтского, Григория Сороки, Эндрью Уайеса. Я бы рискнул сказать так: за конкретной материей вещей этих мастеров дышит космос. Вот вам и короткокрылость реализма. Вот вам и устарелость его.
Я не соглашаюсь с утверждениями критиков — современников Крылова, что снег на первом плане «Русской зимы» написан очень грубо. Что жесткость первопланных деревьев слева тоже не достоинство. Сам я нахожу, что большое облако в середине неба пухло, бесформенно, что вряд ли оно соответствует правде метеорологической. Ну и что из того! Видимо, в том и сила искусства, что никакими умственными усилиями его дна не достанешь. Иначе самыми большими художниками стали бы самые большие умники. И искусство кончилось бы.
Во времена Пушкина, Венецианова, Крылова не было термина «реализм», в который мы сегодня вкладываем более-менее определенное содержание. Но искусство жизненной правды, правды чувств уже народилось. Народилась потребность в нем. А сегодня? Куда и зачем стоит длиннейшая очередь в Лаврушинском переулке? На выставку произведений Валентина Серова. Чьи холсты влекут в зал на Крымской вот это многолюдье? Американских художников-реалистов. Потоком текли зрители на выставки Михаила Нестерова, Виктора Васнецова, семьи Уайесов. Мгновенно исчезли с прилавков книжных магазинов два издания о творчестве Виктора Попкова. Реалистическое искусство не перестало привлекать ни зрителей, ни художников, видящих красоту мира и способных ее выразить. Среди тех, кто в искусстве начинал движение к жизни,— Никифор Степанович Крылов. А. ЗЫКОВ
|