ДИЛЕТАНТИЗМ (через нем. или франц. dilettantisme из итал. dilettante — "сластолюбец, развлекающийся любовью" от лат. dilectio — "любовь", delectare — "услаждать, забавлять, получать удовольствие") — непрофессиональное, любительское, стороннее отношение к искусству.
Дилетант — любитель, занимающийся чем-либо для собственного удовольствия, развлечения, без специальной подготовки. В Англии в 1732 г. было основано "Общество дилетантов" — аристократический клуб коллекционеров, любителей искусства.
Противоположное значение — профессионализм. Проблема вероятных соотношений дилетантизма и профессионализма в художественном творчестве и восприятии произведений искусства предполагает множество решений.
Дилетант, не имея профессиональной подготовки и не зная о существовании особых закономерностей формообразования, наивно полагает, что смысл изобразительного искусства заключается в изображении предметов окружающей действительности. Чем изображение ближе к действительности, более "похоже" на то, что он сам видит вокруг себя, тем больше радость, удовлетворение от того, что все просто и ясно, "точь-в-точь как в жизни". Вопрос о том, "как это сделано", для дилетанта попросту не существует, либо решается в пользу того, "что" изображается. В результате правда жизни, особенности натуры, красота природы, модели отождествляются с идеей, идеалом, красотой в искусстве.
Художник решает этот вопрос противоположным образом. Исходя из внутренней потребности преображения действительности в художественную реальность, мастер озабочен тем, не "что", а "как" изобразить, каким образом преобразить объект, который является лишь поводом, отправной точкой для создания новой художественной формы.
Основоположник теории формообразования в искусстве А. Хильдебранд (1847—1921) сформулировал в отношении изобразительного искусства понятия "формы существования", "формы представления" и "формы изображения". Главным критерием художественной формы он назвал архитектоничность. Понятно, что зрителю, не имеющему знания об этих различиях, не всегда заметных при поверхностном восприятии, трудно понять смысл работы художника, незначительное ему кажется важным, внешнее — существенным. Г. Вёльфлин, последователь Хильдебранда, даже в отношении одного из самых доступных, понятных и всеми любимых художников — Рафаэля — делает оговорку, что для осознания истинной декоративности стенописи Рафаэля в Ватиканских станцах "нужна большая практика". У художника благодаря многолетнему и ежедневному труду "над формой" вырабатывается особое зрительное восприятие, складывается отличный от обыденного "зрительный опыт" (подобный слуховому опыту музыканта). Этот опыт опосредован закономерностями работы над "преображением материала" в конкретном виде искусства.
Профессиональное мышление живописца, графика, архитектора, скульптора, пластика имеет существенные особенности, поскольку мастер видит идею, содержание своего творчества только через форму. Дилетант, естественно, за редким исключением, такого опыта не имеет и то же самое воспринимает иначе. Этот разрыв в способах восприятия произведения искусства в принципе непреодолим, он может быть лишь смягчен.
Поскольку способность к художественному творчеству по природе метафизична — это дар от Бога, то профессии художника нельзя научить, можно лишь обучать технике работы в материале и методике композиционного процесса, но дилетанту это не нужно. Он полагается на иные эстетические критерии, выработанные в обыденной жизни. Отсюда парадоксальное понятие — "дилетантизм творчества".
Категоричен в отношении к подобному разделению русский философ Г. Г. Шпет. В начале XX века он писал: "Дряблая бесстильность эпохи — в терпимом отношении к дилетантизму... Дилетант также и „asophos“ (греч., „бессмысленный“). Утверждение: „дилетантизм и искуство — степени одного“. Какой вздор! В искусстве есть степени: от учащегося до научившегося, до мастера. Дилетантизм — вне этих степеней. Поэтому также дилетантизм есть ложь".
Другая сторона антагонизма профессионального и дилетантского заключается в том, что взгляд дилетанта сторонний и поэтому несет в себе ценные качества свежести восприятия, непредвзятости, необремененности предрассудками, заблуждениями, косностью академизма предшественников. Любой творческий процесс начинается с того, что творец оказывается способным узреть неизвестную другим задачу и предчувствовать способ ее разрешения. Такой процесс основывается на "энергии заблуждения", проистекающей от дилетантизма, то есть от незнания сложности проблемы и всех препятствий на дальнейшем пути. Как только эта энергия под воздействием добытого знания, опыта проб и ошибок иссякает, творческая потенция создателя ослабевает и часто сам процесс (или его продолжение) оказывается невозможным.
Реальность такова, что большинство первооткрывателей в науке, искусстве были дилетантами; можно сказать, что в основе фундаментальности мышления лежит дилетантизм, а момент случайности, непонятного везения, свойственный дилетантам, — признак гения.
Дилетантами в художественном творчестве являются так называемые примитивы, ремесленники, мастера наивного, народного искусства, не имеющие специальной академической подготовки либо просто не владеющие искусством композиции. В то же время многие произведения народного искусства, художественных промыслов и ремесел являются подлинными шедеврами. Однако природа совершенства, красоты формы в этом роде творчества иная, чем в персонализме профессионального мастерства. Дилетантами были английские живописцы прерафаэлиты, художники японской школы бундзинга, многие французские импрессионисты. Дилетантом был первооткрыватель легендарной Трои — археолог-любитель Х. Шлиман.
|