Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 284 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Аннинский период русского искусства PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
История искусств

АННИНСКИЙ ПЕРИОД

 

АННИНСКИЙ ПЕРИОД — период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730—1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике историка В. О. Ключевского:

"Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений".

Петербург в те годы был в запустении. Еще при жизни Петра Великого люди селились там неохотно. Под страхом казни они возводили требуемые "образцовые" фасады, но внутри дома оставались необжитыми. А со смертью Петра "началось всеобщее бегство из Петербурга".

В царствование Петра II двор переехал в Москву. Анна Иоанновна вначале поселилась в подмосковном Измайлове. Но уже с 1730 г. "полетели грозные указы взошедшей на трон государыни, направленные на спасение дядиного „парадиза“ и увеселительных дворцов близ него".

В 1732 г. с большой помпезностью двор был возвращен в "Северную Пальмиру". Город возрождался, но художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями, своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в петровскую эпоху.

Парадокс аннинского периода состоял в том, что возврат к архаичному "византинизму" и показной пиетет к православию сочетались с абсолютным засильем немцев.

"Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор".

Во главе стоял всемогущий курляндский герцог Бирон. По меткому выражению современника, "царицыны мартышки и дураки, сказители и толкователи снов завершенно выражали стиль эпохи".

Придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730—1738 гг. был Бартоломмео Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой. В 1738 г. в этой должности его сменил знаменитый в будущем архитектор Ф. Б. Растрелли Младший, но расцвет его творчества относится к периоду развития русского искусства в царствование Елизаветы Петровны.

Характерные для аннинского периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Растрелли — автор выдающегося произведения, первого конного памятника в русском искусстве — Петру Великому (1720—1724). Но этот памятник удалось отлить в бронзе Растрелли-сыну и А. Мартелли только в 1747 г., а установлен он лишь в 1800 г., перед Михайловским замком. Прообразами композиции памятника послужили конные статуи Итальянского Возрождения, статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1699) и конный памятник курфюрсту Фридриху-Вильхельму II в Берлине, созданный А. Шлютером (1703). Большое влияние при дворе имел немецкий архитектор Й. Я. Шумахер, брат советника Академии наук И. Шумахера, известного своими интригами против М. В. Ломоносова.

В 1737 г. Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии молодой русский зодчий Петр Михайлович Еропкин. Именно он разработал трехлучевую систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица), которая сохранилась и поныне.

Иван Кузьмич Коробов, один из первых петровских "пенсионеров", обучавшийся строительному делу в Голландии, с 1732 г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня с золоченым "шпицем" и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее Еропкин и провел "три луча".

В аннинское время работал талантливый русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д. Трезини. В 1728—1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св. Симеона и Анны, личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях "петровского барокко", но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего в ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной.

В Москве строили И. Я. Бланк, И. Ф. Мичурин, И. Т. Мордвинов, А. П. Евлашев, И. И. Жеребцов.

Выдающимся живописцем был Луи Каравакк, в 1716 г. при Петре I прибывший из Марселя. Его творчество, близкое по стилю французскому Рококо, в полную силу развернулось при императрице Анне. Русским учеником этого художника был И. Я. Вишняков. Но "птенцам гнезда петрова" в эти годы приходилось туго. Кабинет-министр А. П. Волынский пытался противостоять немецкой партии Бирона, но потерпел поражение. В 1740 г. он был арестован и обвинен в государственной измене. Арестованы и вместе с ним казнены его единомышленники инженер А. Ф. Хрущов и архитектор Еропкин. В Сибирь были сосланы архитектор Бланк и живописцы братья Никитины.

Показательна и эволюция стиля живописцев-портретистов Ивана и Романа Никитиных, посланных в 1717 г. царем Петром учиться в Италию. В годы правления Анны эти художники вернулись к старорусскому парсунному стилю. Творческий спад испытал и петровский "пенсионер", "первый русский живописец" А. М. Матвеев, И. Я. Вишняков также дополнил стиль Каравакка парсунными элементами, с 1739 г. он возглавлял "живописную команду" Канцелярии от строений в Петербурге.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.