Перспектива в пейзаже
Надо представить себе, что в натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся от нас на бесконечно большое расстояние.
Это явление можно наблюдать в натуре, например, рассмотреть, как сокращается расстояние между линиями конструкции моста.
Столбы по сторонам дороги рисуют, проводя к точке схода на горизонте линии, соединяющие нижние и верхние концы столбов.
Затем основание первого столба соединяют прямой линией с серединой второго столба, проводя линию до пересечения с линией, идущей от верхних концов столбов в перcпективу.
По такому же принципу мы можем расставить на горизонтальной плоскости человеческие фигуры на разных от зрителя расстояниях.
В таблице показано, как, используя законы перспективного сокращения предметов, найти верный размер фигуры человека, находящегося в глубине картины.
Приведены три примера: определение размера фигуры человека стоящего, находящегося на возвышении и лежащего.
При определении величины стоящей фигуры от головы и ног в точку схода проводят линии, между которыми помещается фигура в избранном плане.
Во втором случае делается то же самое, только найденный размер переносится на возвышение.
Подобным образом поступают и при изображении лежащей фигуры. Найденный в перспективном сокращении размер переносится в нужное место на картине.
Нетрудно доказать, что линии построения здания, от нас удаляющиеся,— горизонтальные параллельные, при продолжении пересекутся на линии горизонта.
В композиционном решении рисунка важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте (при таком уровне горизонта подчеркивается величественность изображаемого объекта). В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки (в этом случае композиция обретает определенную панорамность).
Если мы хотим нарисовать дом с двускатной крышей, видимый с угла и с высоты человеческого роста, мы должны вспомнить, что горизонт пересечет стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед домом, и что горизонтальные линии одной стены будут иметь точку схода справа, а линии другой стены — слева от рисующего.
Если же сам дом будет стоять на горе, а мы будем смотреть на него снизу, он нам представится так, как на иллюстрации.
С горы, которая выше дома, мы увидим и нарисуем его так, как на иллюстрации, при этом сам дом будет расположен ниже линии горизонта.
Создать иллюзию пространства на плоскости листа можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке.
![Последовательность изображения дома в перспективе Последовательность изображения дома в перспективе](/images/stories/uroki/75.jpg)
![Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта](/images/stories/uroki/78.jpg) ![Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта](/images/stories/uroki/79.jpg) ![Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта](/images/stories/uroki/80.jpg)
![Городской пейзаж Городской пейзаж](/images/stories/uroki/76.jpg) ![Схема городского пейзажа Схема городского пейзажа](/images/stories/uroki/77.jpg)
![Обычная линейная перспектива пространства земли передается с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий Обычная линейная перспектива пространства земли передается с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий](/images/stories/uroki/81.jpg) ![Горизонтальные черточки раз-личного нажима передают цвето-воздушное пространство Горизонтальные черточки раз-личного нажима передают цвето-воздушное пространство](/images/stories/uroki/82.jpg)
![Пространство поля создается с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления Пространство поля создается с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления](/images/stories/uroki/83.jpg)
Пейзаж «Зима»
(графический материал по выбору)
Пространственное построение пейзажа решается как средствами линии, так и средствами тона. Первый план пейзажа трактуется контрастными тонами. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и на горизонте растворяется в воздушной дымке.
![2. Первая прокладка тональных отношений 2. Первая прокладка тональных отношений](/images/stories/uroki/189.jpg)
![3. Прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы. 3. Прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы.](/images/stories/uroki/190.jpg)
|