История одного шедевра
"Письмо с фронта" Александра Лактионова
Была осень 1947 года. К перрону Ярославского вокзала подошла электричка. Двое мужчин вынесли из вагона громоздкий, завернутый в мешковину предмет. Путь им предстоял неблизкий. Дойдя до Кузнецкого моста, где находился Оргкомитет Союза художников, зашли к его председателю А. М. Герасимову, распаковали свою ношу и поставили перед ним. Это была картина «Письмо с фронта».
Герасимов долго рассматривал ее, вздыхал и молчал.
— Ну что скажете, Александр Михайлович?
— Что же тебе, милый мой, сказать? Молодец!..
Дальнейший путь — мимо кремлевских стен, по Каменному мосту — в Третьяковскую галерею. Здесь должна была открыться Всесоюзная выставка...
Автора картины звали Александр Иванович Лактионов. Успех «Письма с фронта» был велик. Через несколько дней о произведении заговорила
вся Москва. И вскоре Лактионов, мало кому прежде известный, стал одним из популярных в стране художников.
Замысел картины возник в 1943 году. Помог случай.
— Однажды, бродя по Загорску, — рассказывал Александр Иванович, — я увидел такую сцену. Идет по пыльной улице, прямо по мостовой, солдат в запыленных сапогах, с перевязанной правой рукой. В другой — шинель, под мышкой палка, пилотка набекрень. Он разыскивал номер нужного ему дома. В руке белел треугольник письма. Я подошел к нему и спросил: «Вы кого ищете?» Оказалось, он разыскивал дом своего товарища, чтобы передать весточку с фронта...
Я почувствовал, как в душе заговорило то, что я так долго искал и к чему стремился,— именно соль, суть моей темы. Весь смысл моего «Письма с фронта» именно в таком человеке, и именно такой человек должен принести письмо с фронта. ...В провинциальный город, на обветшалое крыльцо старого дома, пришла радость — весточка от дорогого человека, добивающего на теперь уже далеком фронте фашистов. О том, что война еще не окончена, напоминают и красная повязка на рукаве девушки с надписью «Дежурный ПВХО», и куда-то спешащий красноармеец, и следы «ястребков» в высоком небе. Но все пронизано ощущением близкой победы. Переживания героев картины словно воплотились в ослепительном солнечном свете. Он затопил небо, широкий двор, ворвался на крыльцо и в коридор, яркими отсветами озарил лица, одежду, интерьер...
— Картину «Письмо с фронта» я писал на серо-зеленоватом тонированном холсте по методу старых мастеров. Сначала проработал светотень и вылепил все светлые места; тени оставил почти нетронутыми... Всё мной написано с натуры...
Работа длилась два летних сезона, два солнечных лета, таких солнечных, какие редко бывают, было даже слишком много неба без облаков, которые
мне были нужны.
Сохранились наброски, эскизы, этюды и рисунки Лактионова, свидетельствующие, что удача пришла далеко не сразу.
— Я измучился в поисках лучшего композиционного решения и потерял уже надежду что-либо найти... — говорил он.
А сейчас нам кажется, что иной картина и быть не может — настолько она убедительна, так впечатляют образы ее героев, хотя и люди, и пейзаж написаны прямо «в холст» — это крайне трудно и далеко не каждому художнику под силу.
Смысловой и композиционный центр полотна — письмо, мы его замечаем сразу: ведь к нему обращены взоры всех присутствующих, объединенных общим интересом, а также расположением по кругу. Ритмично повторяются движения фигур, жесты. Малозначащий, казалось бы, штрих — наклон палки в руках раненого. Однако такая «мелочь» композиционно связывает левую и правую части картины. Попробуйте на репродукции палку чем-нибудь закрыть — и вы в этом убедитесь. В конце концов мы обращаем внимание на смягченный воздушной дымкой дальний план. Но ненадолго! Идущий навстречу военный возвращает наш взгляд обратно.
Художник сумел частности подчинить главному, крепко спаять между собой все элементы картины. Поражает эффект освещения — соединение прямого солнечного света со сложной гаммой горячих рефлексов, благодаря которым так прекрасно заиграло пространство первого плана. В работе как бы соединились лаконичность языка плаката с подробным повествованием жанровой картины. Конкретность передачи красоты формы, весомости, материальности, фактуры предметов, предельная завершенность произведения лишь усиливают впечатление реальности происходящего.
«Письмо с фронта»— незабываемый рассказ о силе духа советского народа, его красоте, непобедимости. Картина по праву вошла в золотой фонд советского изобразительного искусства.
А. АШАРИН
|