У-син(Пять элементов; - стихий; - действий; - движений; - столбцов; - фаз; - состоянийкит.трад.五行,五行,wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется втрадиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.
Этимологическое значение иероглифа «син» – «перекресток дорог» – определяет его семантику – «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». «У син» в так называемом космогоническом порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва».
Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с «огнем», «водой» и т. п. не субстанциально, как «первоэлементы» древнегреческой философии, а функционально.
В генетическом смысле «у син» также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – изначального «Хаоса» (хунь дунь) или «Великого предела» (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян.
Истоки учения об «у син» восходят к древнейшим (конец II тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан – «пять сторон света», у фэн – «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я половина I тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу – «шесть складов», у цай – «пять материалов»). В Гуань-цзы (3 в. до н.э.) говорится, что «у син» были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами.
Одно из наиболее ранних упоминаний концепции о первоэлементах — в книге «Речи Царств» («Гo Юй»):На восьмом году правления Чжоусскоrо Ювана (782—771 гг. до н. э.) историограф Бо, отвечая на вопросы чжэнскоrо Хуань-гyнa, говорил:
«А ведь гармония фактически рождает все вещи (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)… Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнем, создавая благодаря этому все вещи».
Наиболее ранним упоминанием пяти компонентов концепции у-син в классической литературе является глава «Хун фань» (Великий План) из Книги документов. Однако хронологически предшествующая ей глава «Совет Юя Великого» также содержит их упоминание; по-видимому речь идёт не о философской концепции, а о категориях ресурсов: помимо классических пяти называется также зерно 穀. Стиль обеих глав подсказывает, что они относятся к эпохе Воюющих царств.
Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Возникновению у-син предшествует развертывание следующих состояний: Изначальный хаос(хунь дунь), Беспредельное(у цзи), Великий предел(тай цзи); Инь-Ян.
Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т.д., «у син» образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков «у син», связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление.
Взаимопорождение состоит в следующем:Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем:Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.
Важнейшие среди этих порядков «взаимопорождение» («дерево» – «огонь» – «почва» – «металл» – «вода» – «дерево»...) и «взаимопреодоление» («почва» – «дерево» – «металл» – «огонь» – «вода» – «почва»...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы.
Развитую форму учение об «у син» обрело в 4–2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно соединилось с учением об инь ян и образовало теоретический фундамент общеметодологического «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюэ), став неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.
Живопись у-син
ЖивописьУ-син — этотехникасаморазвития, построенная на основе сочетания приемовкитайской живописи гохуа, системы 5-и элементовУ-сини других понятийдаосскойнатурфилософии. Изображениепредметов,существипейзажейвтехникеживописиу-синсвязано больше с познанием их внутренней сущности, чем внешней формы.
Техника живописи возникла в конце 90-х годов XX века. Основные принципыбыли сформулированы Максимом Парнахом. Чуть позже Щербаков Андрейвзялся за их доработку. Парнах за несколько вечеров систематизировал мазки китайской живописив соответствии с метафизикойу-сини создал фундамент техники, с помощью которой можно научить любого рисовать за короткий срок.
Главным полем применения этой техники на первом этапе стало лечения детей инвалидов. Парнах пытался найти связь с традиционной китайской живописью, но принципыу-син нигде не использовались, хотя 5 движений являются базисными для многих практик, рожденных в Китае. Затем стало известно, что принцип у-син внедрен в практику чайной церемонии, в медитацию(где 5 органов у-син (печень, сердце, поджелудочная железа, легкиеи почки) исцеляют с помощью 5-ти цветов у-син (бирюзовый, красный, золотистый, белый, синий) и 5-ти соответствующих звуков). Но дальнейшее исследование привело к пониманию, что у-син внедрен в цигунблагодаря Мантэка Чиа и Сюй Минтану, — современникам.
Практика внутреннего стиляушу«Синьицюань», имеет 5 основных движений, соответствующих 5-и элементаму-син. Это косвенно доказывает древнее происхождение живописиу-син.
Базовые принципы живописи у-син
Первый
Позволяет художнику проработать свои психологические качества черездвижение. На первом этапе обученияхудожниксоздает мазки только с помощью движенийрукой.Второй этап связан с включением в процесс рисованиякорпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живописьу-син, важно чувствовать тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что картина у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированнойпсихотерапии.
Второй
Заключается в системеУ-син.5 элементов знаменуют 5 качеств энергии —дерево,огонь,земля,металл,вода. В живописи каждому из этих элементов соответствует определенноедвижение, и только этими пятью видами мазков художник У-син пишет свои картины.
Деревоэлемент ян. Дерево в движении проявляется через непосредственность и стремительность. Четкий ритм является неотъемлемой чертой этого типа движения.Форма мазка это линия, которая начинается и заканчивается с точки, так же, как основные направления китайской каллиграфии— горизонтальная линия, вертикальная линия.Традиционно этот тип мазков используется для рисования бамбука.
Огоньявляется кульминациейян. Огонь быстрый и неуловимый. Мазок часто выглядит как лодкаи выполняется мгновенными движениями. Он хорошо подходит для рисованияптиц, листьевилепестковцветов — всё это мимолетное и преходящее.
Металл — возрастающийИнь. Он имеет свойство плавиться, переходя из предыдущей твердой формы в жидкую, после чего способен снова перейти в твердую форму. Мазок — это линия, напоминающая ленточку, которая имеет сужение в начале и в конце.Примером является рисования тонких травинок.
Вода — энергия Инь достигает апогея. Она являетсяантиподомогня. Огонь — это жар и мимолетность, а вода — это холод и постепенность, неторопливость. Проявлением эмоций «Воды» является нежность. Создается благодаря прокручивания кисти. Примером является рисование цветов, к примерупионов, а также этим движением рисуютдыми закрученные стволы деревьев.
Земля это центр, середина. Основным качеством энергии является структурность. Земля — это точки. Наносятся держа кисть вертикально к поверхности.
Третий
Заключается в сочетании в одном рисунке сразу несколькихискусств.
Обучаясь живописиу-син, ученик очень быстро выходит за рамкиживописи, когда стремится украсить рисунок каллиграфической надписью. Вследствие увлечения каллиграфией, как правило, просыпается интерес к изучению китайского языка. Необходимость подобрать хорошую надпись влечет интерес к поэзии. Каллиграфияи живопись основаны на координации движенийи дыхании, так что очень скоро ученик начинает осваивать элементы цигун. Интерес к отработке движений и необходимость рисовать всем телом порождает интерес к ушу, танцами йоге. Создание рисунка по китайским традициям, как правило, завершается печатью. Но печать тоже интересно изготовить самому, и так ученик уже начинает увлекаться резьбой и лепкой. А ведь нарисованную картину нужно ещё и красиво оформить и правильно разместить. И т.д. Таким образом, начиная заниматься живописьюу-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.
Андрей Щербаков. О философии живописи У-син
Четвертый
В непривязанности к художественному результату. Цельхудожника,развивающегося в живописиУ-син –самосовершенствование.Картинане является при этом целью самоготворческого процесса.
Пятый
Воплощение принципов даосизма и буддизма. Основнойпринципзаключается в так называемом «недеянии» (无为у-вэй) и следовании естественному пути. У-вэй очень наглядно демонстрируется рисованием «от пятна» (первоначально существует пятно, которое затем, с добавлением минимальных изменений, превращается вобъект). В живописиУ-син нетэскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами, поэтому нет возможности его испортить, т.к. любое движение может органично вписаться в целостность картины.
Дело в непривязанности. Практик живописиу-син не должен иметь предпочтений, освободиться от привязанности,прежде всего - к результатам своего труда. Важным являются внутренние открытия, которые делает художник.
На самом деле привязка мазков к 5-и элементам у-син, как и любые художественные каноны, это всё то, что художник, практикующий усин, со временем должен отбросить, в поисках той самой истины, которую не произнесёшь словами.
Андрей Щербаков.О живописи У-син
Добавить комментарий
Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!