Бодего́н (исп. bodegon, «трактир, харчевня») — жанр живописи эпохи Возрождения, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей (в основном — простолюдинов), сочетающий в себе элементы бытовой сцены и натюрморта.
Бодегонес, в частности, был любимым жанром Диего Веласкеса во время «севильского» периода его творчества.
Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Сохранилось около десятка подобных работ. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название - «Ужин в Эммаусе»), 1618.
Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес.
|