Веду́та (итал. veduta, вид, увиденная, вид местности) — жанр европейской живописи, городской пейзаж, особенно популярный в Венеции XVIII века, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Антонио Канале, известный итальянский художник под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника – «Праздник обручения дожа с морем»: будущий правитель в знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики – бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцо.
Франческо Гварди часто писал те же самые венецианские пейзажные мотивы, что и Каналетто, но не фиксировал их со старательностью добросовестного наблюдателя, а насыщал свои картины лирической проникновенностью. Венеция в обрамлении вод лагуны и прозрачного неба с высокими облаками словно погружена в зачарованный сон. Картины Гварди отличает лёгкая серебристая красочная гамма, виртуозная передача едва заметного движения воздуха и игры солнечных бликов на зыбкой водной глади, в зеркале которой отражаются фасады дворцов. Он особенно любил писать вид на церковь, построенную знаменитым итальянским архитектором А. Палладио на острове Сан-Джорджо Маджоре в заливе Адриатического моря. Возвращаясь вновь и вновь к её изображению, Гварди постоянно менял точку зрения и варьировал особенности освещения.
Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России. Ведущим российским мастером ведуты был Ф. Я. Алексеев, обучавшийся в Венеции у художников этого жанра. В ранних пейзажах холодный и мрачный Санкт-Петербург предстаёт сказочной Северной Венецией с лёгкими лодочками, скользящими по голубым водам, и прозрачными облаками на ясном небе. В серии видов Москвы, созданных на рубеже 18–19 вв., художник передаёт неповторимый колорит древней столицы.
В частности, целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Многие первоклассные итальянские пейзажисты работали в Англии.
Давно уже художники не рисуют ведут, и само слово это позабыто. А в стародавние времена каждый любознательный человек знал и любил ведуты. В ту пору ездить в далекие страны на лошадях было дорого и трудно, а на корабле — опасно, и люди знакомились со знаменитыми городами и прославленными постройками по ведутам.
Ведута — городской пейзаж, написанный столь тщательно и подробно, что, кажется, можно, глядя на него, перенестись через моря и горы, совершить прогулку по улицам и площадям, подойти вплотную к дворцам и святилищам, потрогать рукой ветхие стены лачуг. В мире происходят грозные события. Приходят и уходят поколения. Рождаются новые взгляды, новые отношения между людьми. Изобретаются новые способы строительства, а одновременно и новые средства разрушения. Все это отражается и в облике городов, в которых жили и живут люди, в характере монументов и других произведениях искусства, которыми эти города украшены.
Искусство — это язык, на котором люди рассказывают о своей жизни, о своих мечтах и идеалах, о том, что они считают прекрасным. У каждого народа, у каждой эпохи свои вкусы, идеалы, представления о счастье, но язык искусства понятен всем, ибо он нуждается не в переводчике, а в горячем сердце. Не столько ум, сколько сердце заставляет нас восхищаться свободными и сильными людьми, высекавшими рельефы античного храма, и сочувствовать страданиям армии рабов, строившей загробное жилище фараону.
Но, как ни отлична от нашей жизнь далеких народов, как ни удивительны их история, обычаи и образ жизни, человек, при желании, всегда может понять человека. Нужно знать и уважать прошлое, чтобы научиться самому выбирать в его сокровищнице то, что нам дорого, и отвергать чуждое, враждебное, ненавистное. Нужно понимать прошлое, чтобы оценить настоящее и заглянуть в будущее, чтобы, зная, откуда мы пришли, видеть, куда и к чему должны стремиться.
|