Art Gallery

Портал для творческих людей   [email protected]   8-908-796-75-65 / 1win

 

Поиск по сайту

Сейчас 21 гостей онлайн

Мы в контакте

Новости СМИ2

Закономерности цветовосприятия PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Цветоведение

Основными закономерностями восприятия цвета являются: освещение, адаптация, яркость и индукция.

 

В органе зрения существует 3 цветоощущающих аппарата: Красный, Зеленый, Синий. Так же можно сказать, что глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят. А все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.

Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить восприятие цвета нам нужен источник света. 

Говоря проще, отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза, информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра. Потом отраженный свет попадает в глаз, а оттуда передается в мозг человека.

Цветовой тон - ощущение, которое определяется отношением Красного, Зеленого, Синего цветов в цветоощущающем аппарате.

Картинка 42 из 987 Рассмотрим кривые основных излучений (авторы теории Юнг, Ломоносов, Гольц) на рис.1. Обратите внимание на то, что площади кривых Синего, Зеленого и Красного цвета равны.

Из рисунка видно, что Синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности Синий цвет пропадает самым последним. Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра. При уменьшении освящения цветовой тон начинает смещаться. Остаются только Красный, Зеленый, Синий. Затем и они исчезают, Синий постепенно переходит в белесый, Красный - в Черный. Это явление называется явление Бецольда-Брюнне. При увеличении яркости происходит сдвиг светового тона к Желтому и Голубому (явление Эбнея).

Световая адаптация. Это снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения.

Темновая адаптация - повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости.

Хромотическая адаптация - снижение чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается Серый, светлые цвета темнеют, темные - светлеют, теплые холоднеют, холодные теплеют.

Цветовое утомление. Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально ему количеству В понятие "утомление" входит: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утомление будет  у Синего и Желтого. Наибольшее - у Красного и Оранжевого.


Освещение различными источниками света.

При свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от Голубого до Фиолетового) - тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными).

При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные Зеленые: их насыщенность и яркость возрастает. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холодеют и могут быть искажены фиолетовым налетом.

Вы когда-нибудь покупали яблоки, выглядевшие красными и очень спелыми в бакалейной лавке и гораздо менее привлекательными при флуоресцентном освещении дома?
Характеристики света от источников, таких как солнце, флюорисцентные лампы или лампы накаливания отличаются. Одно и тоже яблоко будет иметь различные оттенки под воздействием света от каждого из этих источников.

 

Изменение цвета при смене ориентации

Краска на автомобиле, например, из различных положений кажется темнее или светлее. Эта тенденция особенно заметна для цветов с прозрачным или металлическим эффектом.
Сказанное означает,что для правильного сравнения цветов очень важно смотреть на них из одного и того же положения (под одним и тем же углом). Кроме того, цвета могут восприниматься различным образом в зависимости от угла освещения.

 

Изменение цвета при смене размера

Иногда, увидев привлекательный образец обоев, мы находим его очень кричащим после расклейки. Большие площади цвета обычно выглядят более светлыми и живыми, чем маленькие участки.
Именно поэтому трудно выбрать идеальное покрытие для крупной площади по мелким образцам.

Цветовая индукция.

Это изменение цвета под воздействием другого цвета. Существует два вида индукции: отрицательное и положительное влияние.

При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположном направлении, при положительной, характеристики сближаются.

Прежде чем далее разбираться с индукцией, сперва следует рассмотреть понятие "контраста". Контраст - это мера индукции. Выделяют несколько видов контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону.

 

Фоновой контраст

Яблоко, помещенное на светлый фон, выглядит более темным, нежели будучи помещенным на темный фон, что связано с так называемым эффектом контраста. 
Давайте посмотрим на то, как эффект контраста влияет на наше восприятие цвета.

 

Последовательный эффект контраста

Посмотрите на зеленый квадрат в течение 30 секунд, а затем – на точку в центре квадрата справа. Вы должны увидеть красный квадратик. Красный и зеленый – комплиментарные цвета.

Феномен восприятия цвета иным образом после созерцания другого цвета в течение определенного промежутка времени вызван остаточным изображением второго цвета.

Этот эффект активно применяют в оптических иллюзиях.

 

Эффект контраста яркости

Один и тот же серый квадрат выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее – на светлом.

 

Эффект тонового контраста

Оранжевый цвет на фоне красного выглядит несколько желтоватым, а на желтом фоне приобретает красноватый оттенок. Это еще раз иллюстрирует влияние фона, на котором находится цвет на его восприятие.

 

Эффект контраста цветности

Этот эффект имеет место, когда два контрастирующие по яркости цвета помещаются рядом друг с другом. Будучи помещенным на яркий фон, синий квадрат тускнеет, и, наоборот - выглядит ярким на более тусклом фоне. То же произошло бы и с любым другим цветом.


Контраст по цветовому тону бывает:

  • большой 110°<К<180°
  • средний    70°<К<110°
  • малый               К<70° (градусов между двумя цветами в цветовом десятиступенчатым круге)

Еще выделяют одновременную и последовательную индукцию.

  • Одновременная: два цвета, попадающие в поле зрения изменяют свои характеристики.
  • Последовательная: изменение цветовых ощущений в результате предшествующего воздействия на глаз другого цветового раздрожителя.

Основные закономерности отрицательной цветовой индукции: хроматические пятна на фонах изменяют свой цветовой тон в направлении противоположному цвету фона.

На меру индукционного окрашивания влияют:

  • расстояние между пятнами: чем меньше - тем больше контраст;
  • четкость контура: четкий контур увеличивает яркостной контраст и уменьшает хроматический;
  • отношение яркости цветовых пятен: чем ближе значение яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция, и наоборот;
  • отношение площадей пятен: чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукуинное окрашивание;
  • насыщенность пятна: чем выше насыщенность цвета, тем больше его индукционное влияние;
  • время наблюдения: лучше всего индукция воспринимается при беглом взгляде;
  • область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна.

Что бы избежать индукции надо: подмешивать цвет фона в цвет пятна, обводить объект темным, или черным контуром.

 

При создании статьи использованы материалы с сайтов Худ.совет и Всё о цвете

     

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить

    Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

    © 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.