Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность).
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Признаки гармонии цвета:
1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
3) Мера. То есть в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов.
Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:
1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;
1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;
1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.
5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.
6) Ясность и легкость восприятия.
7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.
8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.
9) Организованность, порядок и рациональность.
Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения.
Классическое сочетание цветов по Гете:
- гармонично сочетаются: Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;
- бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;
- негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.
Сочетание цветов с позиции декоративности.
Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.
Сочетания цветов |
Кра |
Ора |
Жел |
Зел |
Гол |
Син |
Фио |
Роз |
Бел |
Чер |
Сер |
Кор |
Зол |
Сер |
Красный |
*
|
- |
? |
+ |
+ |
+ |
- |
-- |
+ |
+ |
- |
? |
+ |
+ |
Оранжевый |
|
* |
- |
-- |
+ |
+ |
+ |
-- |
+ |
- |
-- |
? |
- |
- |
Желтый |
|
|
* |
? |
+ |
+ |
+ |
-- |
- |
- |
-- |
+ |
- |
- |
Зелёный |
|
|
|
* |
- |
? |
+ |
+ |
? |
-- |
- |
+ |
+ |
+ |
Голубой |
|
|
|
|
* |
-- |
? |
+ |
+ |
-- |
-- |
+ |
+ |
+ |
Синий |
|
|
|
|
|
* |
- |
+ |
+ |
-- |
-- |
+ |
+ |
+ |
Фиолетовый |
|
|
|
|
|
|
* |
- |
- |
-- |
- |
? |
+ |
+ |
Розовый |
|
|
|
|
|
|
|
* |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Белый |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Черный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
+ |
- |
+ |
+ |
Серый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
? |
- |
- |
Коричневый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
- |
+ |
Золото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
? |
Серебро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
Поясниения:
- ПЛОХО
-- ОЧЕНЬ ПЛОХО
+ ХОРОШО
? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.
|