УЧИТЕСЬ ВИДЕТЬ
В музее шли занятия кружка. Ребята собрались перед картиной Сезанна «Курильщик», на которой изображен сидящий за столом человек с трубкой во рту, в шляпе, одетый в демисезонное пальто. Много читавшие об искусстве, они бойко рассуждали о художнике, о задачах, которые он ставил перед собой, и говорили как будто верные вещи. Но вдруг оказалось, что самой-то картины они не видят. На вопрос руководителя, какое время года изображено, не смогли ответить, хотя ясно, что летом было бы странной причудой зайти в комнату в пальто и шляпе. На вопрос о том, где сидит этот человек, отвечали: «В кафе». Между тем на стене показан снятый с подрамника холст с женским портретом, а на полу стоит картина, повернутая к зрителям оборотной стороной: курильщик сидит в мастерской художника. Вот и выходит, что, глядя на картину, не всякий умеет ее разглядеть. Этому надо учиться...
Так нередко бывает в жизни. Одни люди наблюдательны, и для них мир наполняется интересом и смыслом, другие нет: им жить скучно, потому что они смотрят на все по привычке, не вглядываясь,— ничто их не расшевелит, не обрадует, не оскорбит, не заставит действовать.
Художник по своей натуре наблюдателен. Всем существом он вбирает жизнь, переживает, осмысливает, и то, что его волнует, показывает, заострив своей творческой фантазией. Так, чтобы увидели все.
Настоящие художники учат жизни. И не только отображая важные события, но даже просто расписывая узорами чашку. Потому что и в этом случае они воспитывают в людях чувство прекрасного. Они открывают не замеченные нами красоты природы, помогают в любви, исподволь учат нас даже... продвигаться в толпе, не сталкиваясь с другими прохожими,— благодаря умению хорошо чувствовать пространство. Об одном натюрморте какая-то зрительница, инженер по профессии, написала в книге отзывов:
«Все мы умеем устроить у себя на столе или в комнате беспорядок из вещей, а вот собрать те же вещи в гармонию, обогатить жизнь красотой, устроить порядок, необходимый для отдыха и для труда,— этому учит художник!»
Прославленный летчик признавался, что большую пользу приносят ему в работе умение рисовать и навыки, приобретенные при созерцании картин: это благодаря им он так хорошо ориентируется в полете. А как полезны эти навыки конструктору, который вряд ли что-нибудь изобретет без тренированного зрительного воображения — умения представить в пространстве все детали будущей машины, их взаимное расположение и сочетание!..
Но на всех ли приобщающихся к искусству оно оказывает свое благотворное воздействие? Увы, нет. Попадаются не умеющие видеть даже среди тех, кто сделал искусство своей профессией.
Почему же так получается? Отчего на какого-нибудь зрителя может не подействовать настоящий шедевр, созданный художником для всех?
Видеть — значит не только смотреть, чувствовать, переживать, но и думать. Слова и мысли могут помочь увидеть что-либо и могут помешать. В этом легко убедиться. На одной из выставок висел замечательный пейзаж, изображающий улицу и дом на ней, а на этикетке под картиной было написано: «Прыткий кролик». Зрители возмущались и говорили, что картина плохая и глупая. А дело-то в том, что «Прыткий кролик» - название знаменитого кафе в Париже, которое и было изображено художником. Просто на этикетке забыли написать об этом. Тут слова заставляли зрителей смотреть на картину с неправильной мыслью, и это помешало им увидеть художественное произведение.
Многие почему-то привыкли думать, что картина обязательно должна быть похожа на фотографию. Маленькие дети и многие подростки об этом не задумываются, у них не успело сложиться мнение о том, что должно быть, а что нет. Поэтому им легко все увидеть, понять и почувствовать и на таких картинах, которые совсем непохожи на фотографию,— например, живопись Матисса. А взрослых она с непривычки иногда озадачивает, кажется непонятной. Что мешает им посмотреть на мир глазами художника, увидеть то, что показывает он? Мешает неправильная мысль, будто автор не должен смотреть так, как подсказывает ему творческое воображение. Другие наоборот: вообразят, что художник все должен показывать непременно как Матисс. Или (так многим хотелось в старину) как Рафаэль. И считают, что им «не нравится», скажем, Репин или Вермеер. А на самом деле просто не умеют увидеть того, что изображают художники, непохожие на их любимцев. То же происходит и с людьми, которые любят один вид искусства и не любят другой. Еще чаще сбивает такая мысль: «А! Это я знаю, это мы проходили».
Искусство не терпит верхоглядства. Не затратив определенных усилий, мы не получим эстетического наслаждения. Созерцание живописи только тогда становится удовольствием, когда превращается в осмысленный труд. Нам может даже показаться иногда, что все полученное от художественного произведения мы уже знали раньше: такое действительно часто случается благодаря его убеждающей силе.
Для зрителей, как и для художников, важно научиться благожелательному вниманию, готовности узнать и почувствовать еще незнакомое, иметь смелость признать неполноту своего прежнего опыта. Вы увидите гораздо больше, если, глядя на картину, попытаетесь рассказывать самому себе или товарищам, что и как на ней показано. Задавайте себе вопросы, всматривайтесь — такая умственная работа помогает видению. А оценивать картину нужно не по тому, насколько она похожа или непохожа на что-то заранее нам известное, а по тому, насколько интересно сообщаемое художником и насколько удачно он это передал. Поэтому «ключик» к каждой картине особый.
Давайте попробуем задавать себе вопросы. Например, что это значит: художник создает картину для всех, «чтобы увидели все»? Как это отражается на том, что он делает?
Когда на улице происходит какое нибудь событие, быстро собираются любопытные. Они толпятся вокруг, заслоняя происходящее, и вам приходится становиться на цыпочки или забираться повыше, чтобы увидеть хоть что-то. Но, даже протиснувшись в первый ряд, не всегда можно все разглядеть: половину может загородить какой-нибудь предмет, а важный участник события будет стоять к вам спиной.
Это случайные происшествия. Когда же заранее известно, что вот здесь люди будут общаться друг с другом, смотреть и слушать что-либо, требующее общего внимания, такое место устраивают особым образом. В доме обычно расставляют мебель или рассаживают гостей так, чтобы всем было видно друг друга. В школе отвечающий выходит к доске, рядом находится учитель — чтобы их было не только слышно, но и видно всему классу.
Тем более в живописи. Художнику необходимо, чтобы изображаемое событие было видно зрителям наилучшим образом. Поэтому хороший мастер никогда не покажет свой сюжет в точности так, как он мог бы происходить в жизни, когда его неудобно наблюдать, а скомпонует все по-особому: главные персонажи не будут заслонять друг друга, станут видны их фигуры, жесты и лица, а действие как бы развернется к зрителю.
Этот принцип изображения очень легко заметить и в народном искусстве, и в детских рисунках, и в средневековой живописи. Взгляните, например, на репродукцию замечательного произведения Андрея Рублева «Троица». Три ангела сидят за столом как бы наедине друг с другом; ничто не заставляет их обратиться в одну и ту же сторону, но ни один не показан спиной к зрителям или в профиль. Их лица и фигуры повернуты так, как будто они пришли к нам в гости! Это и понятно: подобные работы создавались для беседы зрителей с изображенными. На иконах с большим числом действующих лиц не было фигур, показанных со спины, и только второстепенные персонажи изредка изображались в профиль.
Позднее, когда требование правдоподобия стало все больше проникать в живопись, когда художники стали много работать с натуры, освоили сложнейшие ракурсы, остался в силе тот же принцип наилучшей видимости. В старом, классическом искусстве (эпоха Возрождения и XVII век) действие специально разворачивается на зрителя, «выходит» на него из глубины — к картинной плоскости и только более или менее искусно «притворяется» замкнутым в себе, существующим самостоятельно, а не для зрителя. Художники могут для разнообразия, для большей живости, показать кое-какие фигуры со спины, разместив их по краям картины. Но это будут скорее не участники событий, а свидетели, зрители. (Бывают и такие произведения, где художник показывает только спины одного-двух зрителей, созерцающих пейзаж. Но это потому, что главный герой картины — сама природа, на которую они смотрят.)
Есть исключения из правила. Гениальный Рембрандт в «Возвращении блудного сына» показал центральную фигуру спиной к нам. Но ведь настоящая тема картины Рембрандта не просто возвращение домой беспутного сына, после долгих мытарств и страданий раскаявшегося в своих заблуждениях, а прежде всего глубокая, всепрощающая любовь отца. В этом смысле все действие и у Рембрандта развернуто на зрителя.
Привычка зрителей и мастерство художников делают такую искусственность, условность расстановки фигур незаметной, но она всегда существует. Таково непременное условие композиции в живописи, коренящееся в самой ее природе. Ведь события специально показываются в ней для всех, а не существуют сами по себе.
Особенно интересно разглядеть эту условность там, где она, казалось бы, невозможна,— у последовательных реалистов, русских живописцев второй половины XIX века.
В чистую, светлую комнату дома, в котором живет интеллигентная семья, входит неожиданный гость — бритоголовый человек в грязном арестантском халате. На первом плане — пожилая женщина, вставшая с кресла. Она медленно узнает в нем сына, дети, сидящие за столом,— отца. Служанка, впустившая его в дверь, смотрит, как он идет навстречу матери. Какая своеобразная вариация рембрандтовской картины! Служанка в глубине — почти на том же месте, остальные участники встречи сгруппированы тоже справа — только мать заняла место сына, и день вместо рембрандтовского полумрака. Картина И. Репина называется «Не ждали». Но видно, что ждали. Именно ждали, только не сегодня. Все в этой картине полно глубокого смысла и достоверно — обстановка, люди, переживания первой минуты встречи, контраст между уютной жизнью и лишениями, на которые добровольно обрек себя герой картины, и, по-видимому, сочувственное отношение семьи к его деятельности, действительно характерное для многих русских людей конца прошлого века. Кажется, так прямо с натуры и списано.
Но вглядитесь хорошенько. У этой композиции есть неожиданные секреты. Вот пол. Репин, конечно, знал, что на близких расстояниях геометрическая перспектива не вполне соответствует реальным впечатлениям от вещей: доски пола в вашей комнате никогда не покажутся вам суживающимися к дальней стене настолько, насколько им положено по правилам перспективы. И Репин слегка расширил их, но все равно они сужаются слишком стремительно. Что здесь? Просчет? Нет, благодаря этому приему путь главного персонажа из глубины к первому плану кажется более длинным, время от порога до матери томительно растягивается, пауза ожидания — чем разрешится эта первая минута? — усиливается.
Другой секрет. Мы так живо чувствуем радость мальчика-гимназиста, оторвавшегося от занятий, что ощущение встречи кого-то родного передается и нам. Между тем мальчик-то не может видеть отца, находящегося за его спиной! Художник смело пожертвовал пустяковым правдоподобием ради раскрытия психологической правды и не прогадал: зрители даже не замечают его уловки. Иначе вместе с лицом мальчика пропали бы для нас и его переживания.
Вы скажете: может быть, перед мальчиком находится зеркало, а в нем отражается отец? Возможно. Но как тогда быть с девочкой, чей насупленный взор мы безошибочно относим к входящему? Ведь и она со своего места не может видеть его при таком повороте головы. Получается так, будто все персонажи на самом деле находятся лицом к вошедшему и спиной к нам, а Репин позволяет нам заглянуть им в глаза. Единство пространства нарушено, зато картина насыщается правдой человеческих чувств — и благодаря ей мы начинаем верить в правдивость всей композиции в целом.
Тот же прием сочетания разных точек зрения применил В. Суриков в «Боярыне Морозовой». Почти вся толпа и сама героиня показаны с одной точки, выбранной с таким расчетом, чтобы зрителям были виднее лица. Но некоторые персонажи показаны как будто с того места, на котором находится Морозова, а не зритель. Вот монашенка выглядывает из-за плеча женщины в голубой "шубе, наклоняясь в сторону странника и боярыни; меж тем та давно уже проехала дальше; чтобы увидеть ее, монашенка должна бы обернуться как раз в противоположную сторону, но тогда ее самой не стало бы видно в толпе и мы не узнали бы ничего о ее жадном и опасливом интересе к героине.
«Не в ту сторону» смотрит и бородатый мужчина позади старухи в расшитом платье. Но психологическая правда в обоих случаях сохраняется: мы живо чувствуем волнение толпы, внимание которой привлечено к боярыне.
А в «Утре стрелецкой казни» Суриков, пользуясь тем, что его персонажи написаны на плоском холсте, заставил нас поверить, что рыжебородый стрелец и царь сверлят друг друга взглядами. Но если сделать объемный макет картины, мы легко убедились бы, что в жизни при таком расположении фигур они не могли даже видеть друг друга.
Теперь, наверное, вам и самим понятно, как полезно внимательное и вдумчивое разглядывание картин. Сегодня оно помогло нам лучше оценить мастерство и изобретательность нескольких выдающихся художников. В то же время мы поняли, что искусство отнюдь не зеркальное отражение жизни; оно часто отступает от буквального правдоподобия, И делается это для того, чтобы лучше передать зрителю то, что увидел и понял в жизни художник. Чтобы увидели все...
А. БАРАНОВ
|