Вспомните, что первые ощущения объёма мы получаем, когда берём в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трёхмерный объём.
Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объёмным.
Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаём сидящую кошку, только по её силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
Форма объекта передаёт его характерные особенности, делает его узнаваемым.
В рисунке форма предметов передаётся линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.
Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращённые к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.
Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объёмных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.
Рассмотрев рисунки, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объёмное тело.
Оси, квадрат и диагонали.
Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.
Превращение квадрата
а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей.
б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диагоналей.
в. Бесконечное деление квадрата диагоналями даёт множество вариантов для расположения декора на плоскости.
Построение форм на основе квадратной сетки.
а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур.
б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение.
в. Геометрический орнамент в народной вышивке.
Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть, как бы прозрачной.
Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объёмной формы необходимо представить её внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.
Конструкция куба содержит восемь узловых точек - вершин углов.
Полезно для правильного восприятия объёмной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объёмами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.
Система подобных упражнений на превращение плоскости в объём, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверено рисовать не только с натуры, но и по представлению.
Формы:
а. - пустые
б. - наполненые
Н. М. Сокольникова "Основы рисунка"
|