Вспомните, что первые ощущения объёма мы получаем, когда берём в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трёхмерный объём.
Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объёмным.
![](/images/stories/uroki/img025.jpg)
Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаём сидящую кошку, только по её силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
Форма объекта передаёт его характерные особенности, делает его узнаваемым.
В рисунке форма предметов передаётся линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.
Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращённые к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.
Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объёмных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.
Рассмотрев рисунки, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объёмное тело.
![](/images/stories/uroki/img026.jpg)
Оси, квадрат и диагонали.
Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.
Превращение квадрата
![](/images/stories/uroki/img027.jpg)
а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей.
б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диагоналей.
в. Бесконечное деление квадрата диагоналями даёт множество вариантов для расположения декора на плоскости.
Построение форм на основе квадратной сетки.
![](/images/stories/uroki/img028.jpg) ![](/images/stories/uroki/img029.jpg)
а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур.
б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение.
в. Геометрический орнамент в народной вышивке.
Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть, как бы прозрачной.
Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
Для передачи в рисунке объёмной формы необходимо представить её внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.
![](/images/stories/uroki/img030.jpg)
Конструкция куба содержит восемь узловых точек - вершин углов.
Полезно для правильного восприятия объёмной формы прочувствовать разницу между плоскостями и объёмами, потренироваться передавать в рисунке одни и те же формы пустыми и наполненными.
Система подобных упражнений на превращение плоскости в объём, анализ внутренней конструкции предмета, представление внешних очертаний предметов прозрачными, изображение пустых и наполненных форм помогут более уверено рисовать не только с натуры, но и по представлению.
![](/images/stories/uroki/img033.jpg)
Формы:
а. - пустые
б. - наполненые
Н. М. Сокольникова "Основы рисунка"
|