Восприятие формы
Многообразие форм
Всё, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.
Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:
- геометрический вид (конструкция)
- величина
- положение в пространстве
- масса
- фактура
- текстура
- цвет
- светотень
Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, дракона или принимая очертания сказочного замка.
Сходство форм
Во всём окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные линии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе, - всё это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатлённых в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определёные соотношения и связи.
Вот какие рисунки могут получиться, если кое-что дорисовать в случайных пятнах:
Подобие форм
В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.
Благодаря удивительной способности человеческого восприятия мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. Почему это возможно? Оказывается, что в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намёка, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.
Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы различаем его форму. Сначала мы видим только точку, затем общие очертания и наконец детали. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.
На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии.
Посмотрите, каким необычным способом передал форму лица художник Джузеппе Арчимбольдо в картине "Вертумн". У этого художника много таких портретов, состоящих из фруктов, овощей и других предметов.
Выразительность формы
Выразительность формы становится главной при её первичном восприятии.
Лицо человека воспринимается и запоминается лучше, когда оно находится в определённом эмоциональном состоянии, чем когда оно имеет правильные формы и совершенно спокойно.
Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то ещё в большей мере это характерно для видения мира художником. Для него выразительные, то есть экспрессивные, свойства являются средством общения. Они привлекают его внимание и определяют формы моделей, которые он создаёт. Поэтому, обучаясь изобразительному искусству, смотрите на выразительность как на ведущий критерий прикосновения карандаша и кисти к бумаге.
Вопросы и задания по теме:
- Придумайте примеры подобия форм в природе, народном искусстве и архитектуре. Нарисуйте свои ответы.
- Найдите различные объёмные геометрические тела, которые лежат в основе созданной природой или руками человека формы.
- Выполните серию упражнений: составьте натюрморты из нарисованных вами и вырезанных предметов, в основе которых лежат простейшие геометрические тела.
- Найдите пары подобия форм в природе и быту.
- Черной тушью или гуашью нарисуйте случайные пятна, кое-что добавив, превратите их в образы.
- Нарисуйте на листе карандашом, фломастером, ручкой каракули, внимательно рассмотрите изображение, попробуйте, добавив детали, превратить его в какой-нибудь образ.
Н. М. Сокольникова "Основы рисунка"
|