Автотипия (от греч. auto — сам и греч. typos — отпечаток) — способ воспроизведения полутоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в растровое (микроштриховое) при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ. При воспроизведении цветных полутоновых оригиналов способами плоской, высокой, трафаретной и одного из видов глубокой (глубокая автотипия) печати используется автотипный синтез цвета.
В 1882 г. Мейзенбах и Шмейдель в Мюнхене выступили с автотипией; зернь тут достигалась тем, что негатив снимался через сетку из линеек, награфленных на зеркальном стекле, которое помещалось в камере перед негативом; по истечении половины времени экспозиции разграфленное стекло поворачивалось, и экспозиция доводилась до конца - в результате негатив получался с пересеченными крест-накрест линиями, которые на отпечатке изображения выступали более резкими точками в тенях и мало заметными в светлых местах.
Дальнейшему прогрессу в этом направлении способствовали американские техники (еще до Колумбийской всемирной выставки); существенным усовершенствованием здесь оказались сложные сетки (растеры), придуманные Максом Леви в Филадельфии.
Линовка растеров производится с помощью алмазных сверл на особых машинах, позволяющих регулировать графление безукоризненно точно при 40-100 линейках на кв. сантиметре. Зеркальные стекла для этого предварительно прокрываются смолистой массой, а прорезывающие ее линии подвергаются травлению в дымящемся фтористом водороде. По отчистке смолы в глубину образовавшихся в стекле линий вмазывается непрозрачный состав, который счищается полировальной машинкой с верхней поверхности стекла, и она затем шлифуется, так что в результате остается лишь чрезвычайно тонкая и ровная разграфка (толщиной в 0,002 миллим.). Для получения перекрещивающихся линий одно такое стекло покрывается под известным углом (обыкновенно в 45°) другим таким же стеклом, а между ними заливается канадский бальзам, и оба стекла под нажимом гидравлического пресса герметически сцепляются вместе. Растер вставляется при экспозиции перед негативом, что и дает изображение на паутинной сетке. Под таким перевернутым негативом копируются клише из красной или желтой меди или цинка, покрываемые тонким слоем хромированного желатина, который троекратно наносится на пластинку и сушится с помощью комбинированного действия центробежного аппарата и тепла. Полученное изображение проявляется в воде, окрашенной фиолетовой анилиновой краской, а затем доска подвергается медленному нагреванию над пламенем; фиолетовый цвет анилина под влиянием тепла переходит в коричневый, а клеевая прослойка приобретает твердость эмали и прочность, необходимую для дальнейших процессов травления. По окончании первой протравки с помощью разжиженной кислоты пластинка накатывается густой переводной краской, запудривается мельчайшим порошком драконовой крови или асфальта и с повторением тех же манипуляций подвергается протравке "вглубь", "начисто" и "для получения тона", при чем травление часто контролируется в отношении достигнутой выпуклости рельефа и его резкости. В окончательно протравленной матрице световые части углубляются или вырезываются с помощью фрезеровочной машины, в коей сверла делают от 10 до 12000 оборотов в минуту, причем работа может быть регулируема так, что счищает металл на ничтожнейшие доли линии, скашивает закраины матрицы и проч.
Для эффектности автотипии существенное значение имеет выбор растера надлежащей густоты, выбор же этот определяется целью назначения клише - для газет употребляется наиболее редкая сетка, для учебников и дешевых изданий сетки средней густоты, а для художественных изданий сетки густые. Перекрещивающиеся стеклянные сетки Леви имеют от 34 до 8 0 линеек в кв. сантиметре, но частые сетки на клише легко вытравляются при больших заводах и забиваются дешевой краской.
В конце 1890-х гг. Луи Эдвард Леви изобрел в Филадельфии и взял привилегию на особый прибор для механического травления меди, цинка и проч. с помощью опыления кислотой. Существенные преимущества этого способа заключаются в ускорении и упрощении работы, в сбережении металла, терпентина и проч. и в охранении здоровья мастеровых от испарений, вызываемых травлением. Само травление совершается донельзя просто. Пластинка с хорошо выжженным изображением для автотипии или цинкографии в черте укрепляется нажимными винтами в подстановке прибора; подстановка, переворачиваясь, попадает на одну из трех рамок, снабженных ручками, так что рисунок пластинки обращается вниз и продвигается по рельсам, прилаженным к камере, где совершается травление. Ручки рамки вскакивают в грифы снабженных шестернями рычагов, с помощью коих пластинка покачивается то горизонтально, то вверх, то вниз. При помощи особого приспособления рамка с пластинкой может быть вдвигаема в травильную камеру по рельсам, расположенным на трех разных высотах. Для самой тонкой работы рамка с пластинкой вдвигается на верхнюю пару рельсов, до которых достигают лишь тончайшие брызги кислоты, протравливающие рисунок в 3 минуты; менее тонкие работы протравливаются на второй паре рельсов в 2 минуты, а работы грубые - на нижних рельсах запыливаются и протравляются в 1 минуту. Углубления между скрещениями линеек после первого же травления достигаются приблизительно такие же, как при первом травлении через погружение в ванну, а завершаются лишь при вторичной протравке. После первого травления пластинка механически спускается в промывочное отделение машины, где сильно промывается водой. После этого пластинка вынимается, тщательно закатывается краской и запудривается по поверхностям драконовой кровью в порошке; последняя плавится нагревом, и затем дальнейшее травление на нижних рельсах завершается в 8-12 минут. Пульверизирование кислотой производится с помощью напора воздуха в помпу, действующую с силой трех лошадей. Доступ брызг в камеру открывается через особые краны; равным образом с помощью других кранов регулируется большее или меньшее разжижение кислоты. Кислота помещается в особой ванне и под напором воздуха прогоняется через систему пробуравленных трубок. Проникая в кислоту, мельчайшие воздушные пузырьки, окруженные кислотой в виде брызг, ударяют по пластинке, когда им открывается доступ в камеру.
Часто наблюдаемое при употреблении иных методов недостаточное травление линий, далеко отстоящих друг от друга, при травлении по способу Леви вполне устраняется. Вода, употребляемая для промывки пластинки, точно так же нагнетается воздухом через пробуравленные трубки, прилаженные внизу промывочного отделения, и бьет с большой силой фонтаном на поверхность пластинки, которая в одну минуту отчищается от всех следов травления. Усовершенствования травильной машины, сопряженные с дорогими предварительными опытами, побудили г. Леви стать во главе Graphic arts Company, которая специализировалась на фабричном изготовлении машин Леви, выделываемых ныне из фаянса. Типография, напр., "Boston Herald'a" - журнала, выходящего ежедневно в 4-х изданиях, с многочисленными иллюстрациями, - все цинкографические работы выполняет с помощью 2 машинок Леви, и оно вполне понятно, если принять в соображение, что полутоновые цинковые пластинки, скопированные через растры с 80 линиями в кв. дм., травятся в 2 минуты, а воспроизведения на клише рисунков в черте, включая сюда многократные запудривания драконовой кровью и плавление последней, выходят совершенно готовыми в 30 минут (из них 15 минут употребляется собственно на травление, а 15 минут на прочие манипуляции).
|