В картинах, выполненных на холсте, основная механическая нагрузка ложится на подрамник – деревянный остов в виде рамы, нередко снабженной крестовиной или перекладиной.
Первые подрамники были грубы, крепление было жестким, «глухим», неподвижным. Во второй половине XVIIIвеке начали появляться подрамники, которые уже можно было раздвинуть в случае провисания холста с помощью специальных клинков. О них, как о новинке, упоминает в своем «Словаре» бенедиктинский монах Пернети.
Многолетняя практика художников, а также специальные исследования показали, что наиболее целесообразен подрамник, у которого бруски вяжутся простым шипом и раздвигаются при помощи клиньев.
Постепенно на основе экспериментов с различными моделями расклинивающихся рам развились современные формы подрамников, конструкция которых продолжает усовершенствоваться. В настоящее время существуют подрамники, изготовленные для картин больших размеров, на которых холст, если он обвисает вследствие температурных или влажностных изменений, автоматически натягивается с помощью специальных пружин или роликовых систем. Таким образом, обеспечивается постоянное равномерное натяжение тканей основы, что в целом является благоприятным условием для картины, выполненной на холсте.
Дерево, из которого выполняется подрамник, должно быть прямослойным, без сучков и сухим. Плохо просушенное дерево впоследствии может покоробиться. Планки подрамника крепятся в шип и имеют в местах соединений пазы для клинков. Клинки изготавливаются из твердых древесных пород – дуба, бука.
Основные бруски подрамника имеют наружные фаски и внутренний скос примерно в 3-5 градусов, что предохраняет красочный слой от сломов.
Подрамники должны снабжаться крестовинами, которые увеличивают его прочность и оберегают от диагональных перекосов, а основные бруски от прогибов.
Рабочий угол клинка составляет около 150, что делает возможным при расклинивании обеспечить равномерное натяжение холста. Чтобы холст соприкасался с подрамником только по внешнему его краю, последний имеет скосы вовнутрь по своей лицевой стороне; в противном случае подрамник может со временем «отпечататься» на лицевой стороне картины или приклеиться к холсту во время его проклейки. Соответственно и крестовина (перекладина) в зависимости от размера картины должна находиться на расстоянии 1,5 – 2 см от тыльной стороны холста.
Очень важен подбор соотношений толщины и ширины брусков подрамника, выбираемых в зависимости от размеров картины. Размеры брусков определяют по большой стороне подрамника.
Определение размеров сечений бруска для подрамников (Таблица дается только для основного бруска и крестовины)
Размер подрамника по его большей стороне (мм.) |
Размеры основного бруска (мм.) |
Сечение бруска крестовины (мм.) |
h
ширина
|
t
толщина
|
m
скос бруска и фаски
|
f |
q |
300 |
45 |
17 |
14 |
36 |
12 |
400 |
38 |
18 |
15 |
38 |
13 |
500 |
50 |
19 |
16 |
40 |
13 |
600 |
52 |
20 |
17 |
42 |
14 |
700 |
54 |
20 |
17 |
44 |
14 |
800 |
56 |
21 |
18 |
46 |
15 |
900 |
58 |
21 |
18 |
48 |
15 |
1000 |
60 |
22 |
18 |
50 |
15 |
1200 |
65 |
23 |
19 |
55 |
17 |
1400 |
68 |
25 |
20 |
58 |
25 |
1600 |
72 |
26 |
22 |
62 |
26 |
1800 |
76 |
28 |
23 |
66 |
28 |
2000 |
80 |
30 |
25 |
70 |
30 |
2250 |
85 |
30 |
25 |
75 |
30 |
2500 |
90 |
32 |
27 |
80 |
32 |
3000 |
100 |
35 |
29 |
90 |
35 |
3500 |
110 |
40 |
33 |
100 |
40 |
4000 |
120 |
45 |
35 |
110 |
42 |
5000 |
140 |
50 |
42 |
125 |
50 |
6000 |
160 |
55 |
45 |
145 |
55 |
В таблице приведены размеры подрамников от 30 см до 6 м (по большой стороне).
Например, для изготовления подрамника размером 78 x 103 см, находим в таблице цифру, близкую к размеру 103. Как видно из таблицы, это будет 100.
Данные размеров бруска указаны в соответствующих колонках,
из которых мы видим, что ширина бруска h = 60 мм, толщина бруска t = 22 мм и m - скос бруска и фаски = 18.
Натягивание холста на подрамник
- При натягивании холста с грунтом холст ни в коем случае смачивать нельзя, так как смоченный грунт, высохнув, покроется микротрещинами и будет поглощать связующее красок, что вызовет не только жухлость краток, но и разупрочнит их.
- Грунтованный или чистый холст вначале прибивают временными гвоздями по углам подрамника (как предварительное натягивание и расположение холста на подрамнике).
- Следует обращать внимание на расположение нитей холста. При натягивании иногда происходит перекос. Затем в средней части, следя при этом, чтобы нити холста были точно параллельны брускам подрамника.
- Теперь гвозди забивают влево и вправо от середины брусков подрамника.
- При окончательном укреплении холста из углов подрамника вынимают временные гвозди.
- При прибивании холста расстояние между гвоздями должно быть 3-4 см для малых и средних подрамников. Прибивают холст коническим" гвоздями "ТЭКС", применяемыми при обивке мягкой мебели.
Овальные подрамники
При изготовлении овального подрамника предварительно делается разметка на листе картона, из которого затем снимают шаблон.
Разметка шаблона начинается с построения осей эллипса АВ и CD, длина которых определяется размерами подрамника.
Фокусы эллипса находятся в точках F и F1 из которых проводятся окружности радиусом а, равным половине оси АВ и с центром в точке С или D.
Для вычерчивания эллипса в точки F и F1 на шаблоне забивают два гвоздя и закрепляют петлями на гвоздях концы прочной нитки длиной 2а + F и F1. Оттягивая нить острием карандаша, очерчивают эллипс.
Построение внутреннего контура подрамника ведется циркулем из точек FF1 и радиусом r=AF - h, где h - ширина бруска по осям эллипса, и из точки О радиусом R= OD - h.
Подрамники всех видов должны снабжаться одной или несколькими крестовинами в зависимости от их размеров. Небольшие подрамники снабжаются поперечными брусками.
Наиболее удобные размеры подрамников (в см)
Изображаемый объект |
1-й вариант |
2-й вариант |
Голова
Голова с плечевым поясом
Портрет с руками (торс)
Фигура сидящая или полулежащая
Фигура в рост или лёжа
Натюрморт
Композиция из двух фигур
|
40 х 50
50 х60
70 х 90
90 х 130
90 х 150
70 х 90
150 х 180
|
40 х 55
60 х 75
70 х 95
90 х 140
90 х 160
60 х 75
160 х 180
|
|